Необходимость подтверждения обвинительной позиции
Возможные позиции обвинения:
Я – Я (редко);
жена – муж;
родители – ребенок;
родители – бабушка, дедушка;
все члены семьи – ребенок.
Реальный мотив – получение признания собственной позиции.
Действительное отношение к ситуации – драматизация с отсутствием перспективы ее исправления.
Рекомендательная стратегия – облегчение драматизма ситуации путем выяснения истинного запроса. В случае обвинения ребенка необходимо введение программы диагностического обследования с последующим снятием обвинения.
Необходимость психоэмоциональной поддержки.
Реальный мотив – поиск утешения, сочувствия.
Отношение к ситуации – пессимистическое, присутствует неуверенность в себе.
Рекомендательная стратегия – поддержка, совместное нахождение средств и возможностей решения проблемы.
Потребность в совете.
Реальный мотив – раздел ответственности за принятие решения, его обоснованность.
Отношение к ситуации – неопределенное.
Рекомендательная стратегия – определение и формулирование профессионально-личностной позиции психолога без принятия ответственности за последующие действия консультируемого лица. При необходимости психологического дифференцирования позиции вводится диагностическое обследование ребенка.
4) необходимость психосоматического лечения или стимулирования развития ребенка.
Реальный мотив – получение совета и рекомендаций по лечению (развитию) ребенка.
Отношение к ситуации – реалистическое.
Рекомендательная стратегия – удовлетворение мотива, если проблема в компетенции детского психолога, если же нет – рекомендация обратиться к соответствующему специалисту.
После обработки запроса консультация или продолжается или прекращается после обсуждения соответствующих рекомендаций.
2. Выдвижение гипотез относительно сложившейся ситуации на основе первичной информации (полученной от Заказчика).
3. Анализ психологической ситуации: сбор информации для проверки гипотезы (сбор дополнительных данных).
1) выявление всех участников ситуации;
2) определение обстоятельств, условий и факторов, которые способствовали развитию проблемы, путем:
· первичной беседы с родителями, другими педагогами, установления контакта с ребенком;
· беседы с родителями, направленной на получение информации о предшествующих этапах развития ребенка, его внутрисемейных отношениях и обстоятельствах социального плана;
· сбора информации из других учреждений о состоянии здоровья (при необходимости);
· наблюдений за ребенком в естественных условиях;
· экспериментально-психологического обследования ребенка (тестирование психологом);
· обработки данных.
Выделяют четыре сферы, в которых могут концентрироваться проблемы ребенка:
· состояние здоровья;
· особенности социальной обстановки (семья, группа сверстников…);
· особенности поведения и деятельности ребенка;
· особенности развития познавательной и эмоционально-личностной сфер.
4) На основе новых объективных данных – подтверждение или корректировка гипотезы, формулирование вывода о наличии и мере выраженности тех или иных особенностей (определение уровня как актуального, так и потенциального (ближайшего) развития ребенка).
Таким образом, на основе полученных сведений педагог:
· дает общую оценку уровня развития ребенка;
· определяет трудности ребенка и степень их сложности;
· выявляет факторы, провоцирующие трудности;
· устанавливает сферы воздействия с целью снижения остроты проблемы;
· определяет условно-вариативный прогноз развития.
После выяснения причин желательна констатация результатов обследования в процессе беседы с родителями (осуществляется либо педагогом либо (если было необходимо психологическое обследование) психологом, и подача рекомендаций родителям в устной или письменной форме.
Рекомендации к проведению беседы с родителями по результатам психолого-педагогического обследования:
· беседу необходимо проводить в отсутствие ребенка;
· начинать беседу рекомендуется с краткого и понятного описания методик диагностирования (тестов, особенностей наблюдения, бесед с ребенком), далее следует остановиться на эмоционально окрашенных моментах диагностической процедуры (шутки, удачные высказывания и действия ребенка), затем постепенно перейти к составлению психоло-педагогического портрета ребенка, учитывая информацию, полученную от родителей (внешние, поведенческие реакции ребенка);
· необходимо избегать оценочных характеристик, профессиональных терминов, использования терминов «отставание», «задержка», «нарушение» развития, тем более при отсутствии полной уверенности в данных «диагнозах». При наличии проблемы в развитии ребенка родителей необходимо подвести к ее пониманию;
· обмен пространства «Кто виноват?» на пространство «Что делать?» обязательно сыграет положительную (позитивную) роль в формировании родительской установки принятия проблемы ребенка и ответственности за ее решение;
· в случаях безответственного или преступного отношения членов семьи к ребенку рекомендуется жесткая (директивная) позиция психолога или педагога при ознакомлении таковых лиц с результатами обследования. Кроме того, психолог или педагог вправе связаться с компетентными органами для решения вопроса гражданской или уголовной ответственности.
5. Формулировка психологической проблемы.
1) обсуждение вариантов достижения конкретных изменений в поведении и личности ребенка;
2) оценка реальных условий и возможностей решения проблемы ребенка.
6. Решение психологической проблемы.
1) выбор способов и средств психологической помощи;
2) распределение ответственности за решение проблемы;
3) реализация намеченной цели.
6. Анализ результативности.
Возможно, будет назначено повторное консультирование и сопровождение ребенка в дальнейшем.
Попробуйте выстроить стратегию взаимодействия педагога с родителем мальчика 6 лет в рамках решения следующей психологической проблемы: у мальчика все показатели умственного развития выше нормы, но в школу он идти не желает. Вопрос родителя: «Оставлять ребенка еще на год в детском садике или заставить идти в школу?»