Биогенетическое и социогенетическое направление в психологии развития

В психологии существует несколько точек зрения на то, в какой степени наше поведение определяется созреванием, а в какой степени – научением, какова роль и соотношение внутренних и внешних факторов в становлении человека:

1. Биологизаторский подход. – Все психические особенности человека являются врожденными. А психическое развитие – это постепенное кроичественное развертывание, созревание наследственных биологических структур.

2. Социологизаторское направление. – Психические качества, свойственные человеку, возникают под влиянием внешних условий (теория «tabula rasa»Дж. Локка).

Основным фактором психического развития считается социальная среда. Эти два направления исходят из механистичской концепции развития, которая рассматривает человека как пассивного объекта. Нет ни одного психического качества, зависящего только от одного из факторов. Развитие ребенка определяется единством внешних и внутренних условий.

1.2. Категория обучения в возрастной психологии. Обучение – целенаправленная последовательная передача общественно- исторического, социокультурного опыта другому человеку в специально организованных условиях семьи, школы, вуза и др. сообщества. Обучение предполагает определенный уровень развития. Оно всегда ведет к следующему уровню развития, но не вызывает его.

1.3. Воспитание как категория возрастной психологии. Воспитание – целенаправленное формирование устойчивых черт личности, которые определяют поведение и деятельность человека.

2. Связь обучения, воспитания и развития ребенка является одной из центральных проблем возрастной и педагогической психологии. Существуют разные точки зрения на решение данного вопроса:

1. Обучение и есть развитие. (У. Джеймс, Э. Торндайк, Дж. Уотсон и др.). Природа обучения понимается всеми по-разному.

2. «Обучение идет в хвосте развития». То есть обучение является только внешним условием развития. (В. Штерн, Ж. Пиаже).

3. «Обучение идет впереди развития». То есть воспитание и развитие играют ведущую роль в психическом развитии ребенка (Л.С. Выготский).

Принципы возрастной психологии.

Принципом называется некоторое однозначное требование неукоснительного выполнения или соблюдения некоторого норматива.

1. Принцип развития. Данный принцип является одним из основных принципов психологии. Согласно этому принципу все явления жизни должны рассматриваться в их динамике, движении.

2. Принцип детерминизма. Согласно этому принципу все существующее в мире имеет свою причину и свое следствие, то есть между явлениями действительности существуют определенные связи.

3. Принцип системности. Данный принцип требует исследовать явления в их зависимости от внутренне связанного целого, которое они образуют, приобретая благодаря этому присущие целому свойства.

4. Принцип обучения. Согласно этому принципу всех можно обучить всему, то есть человека вне обучения рассматриваться не может.

5. Принцип индивидуального подхода. Согласно данному принципу в каждом человеке необходимо видеть уникальную личность и в соответствии с этим строить процесс обучения и воспитания.

6. Принцип деятельности. Согласно этому принципу человек есть не только субъект созерцания, отражения действительности, но и субъект деятельности, активно воздействующий на внешнюю среду.

1. Общие требования, предъявляемые к теории развития. 1. Непротиворечивость 2. Связность 3. Простота 4. Обобщенность 5. Эмпиричность 6. Достоверность 7. Логичность 8. Подтверждаемость 9. Эффективность

Критерии оценки теории развития

1. Образ человека

2. Объем описания

3. Возрастные периоды

4. Направление развития

5. Вид изменений

6. Процессы развития

7. Движущие силы развития

8. Возможность внешнего влияния

9. Педагогическая значимость

10.Клиническая значимость

Краткий исторический экскурс становления психологии развития.

Своим названием и первым определением психология обязана греческой мифологии. Эрот, сын Афродиты, влюбился в очень красивую молодую женщину Психею. Афродита была недовольна, что ее сын, бог-небожитель, хочет соединить свою судьбу с простой смертной, и прилагала все усилия, чтобы разлучить влюбленных, заставляя Психею пройти через ряд испытаний. Но любовь Психеи была так сильна, а ее стремление вновь встретиться с Эротом так велико, что это произвело впечатление на богов и они решили помочь ей выполнить все требования Афродиты. Эроту, в свою очередь, удалось убедить Зевса — верховное божество греков — превратить Психею в богиню, сделав ее бессмертной. Так влюбленные соединились навеки.

Для греков этот миф был классическим образцом истинной любви, высшей реализацией человеческой души. Поэтому Психея — смертная, обретшая бессмертие, — стала символом души, ищущей свой идеал.

Что касается слова «психология», образованного из греческих слов «психе» (душа) и «логос» (учение, наука), то оно впервые появилось только в XVIII в., в работе немецкого философа Христиана Вольфа.

Чтобы более четко представить путь развития психологии как науки, кратко рассмотрим основные ее этапы и направления.

Первые представления о психике были связаны с анимизмом (от лат. «анима» — дух, душа) — древнейшими взглядами, согласно которым у всего, что существует на свете, есть душа. Душа понималась как не зависимая от тела сущность, управляющая живыми и неживыми предметами.

Позднее в философских учениях древности затрагивались психологические аспекты, которые решались идеалистически или материалистически. Так, материалисты-философы древности Демокрит, Лукреций, Эпикур понимали душу человека как разновидность материи, как телесное образование, состоящее из шаровидных, мелких и наиболее подвижных атомов.

Согласно древнегреческому философу-идеалисту Платону (427—347 гг. до н. э.), который был учеником и последователем Сократа, душа — это что-то божественное, отличающееся от тела, и она существует прежде, чем соединяется с тем. Она есть образ и истечение мировой души. Это начало незримое, возвышенное, божественное, вечное. Душа и тело находятся в сложных взаимоотношениях друг с другом. По своему божественному происхождению душа призвана управлять телом, направлять жизнь человека. Однако иногда последнее заковывает ее. Тело раздираемо различными желаниями и страстями, оно заботится о пропитании, подвержено болезням, страхам, соблазнам. Душевные явления подразделяются Платоном на разум, мужество (в современном понимании — воля) и вожделения (мотивация).

Разум размещается в голове, мужество — в груди, вожделение — в брюшной полости. Гармоническое единство разумного начала, благородных стремлений и вожделения придает целостность душевной жизни человека. Душа обитает в теле и направляет его на протяжении всей жизни человека, а после смерти покидает его и вступает в божественный «мир идей». Поскольку она — самое высокое, что есть в человеке, тот должен заботиться о ее здоровье больше, чем о телесном. В зависимости от того, какой образ жизни вел человек, после его смерти душу ждет различная судьба: она либо будет блуждать вблизи земли, отягощенная телесными элементами, либо отлетит в идеальный мир, в мир идей, который существует вне материи и вне индивидуального сознания. «Не стыдно ли людям заботиться о деньгах, о славе и почестях, а о разуме, об истине и о душе своей не заботиться и не помышлять, чтобы она была лучше?» — спрашивают Сократ и Платон.

Великий философ Аристотель в трактате «О душе» выделил психологию как своеобразную область знания и впервые выдвинул идею о неразделимости души и живого тела. Аристотель отрицал взгляд на душу как на вещество. В то же время он не считал возможным рассматривать ее в отрыве от материи (живых тел). Душа, по Аристотелю, бестелесна, она есть форма живого тела, причина и цель всех его жизненных функций. Философ древности выдвинул идею о душе как функции тела, а не какого-то внешнего по отношению к нему феномена. «Психе» — это двигатель, позволяющий живому существу реализовать себя. Если бы глаз был живым существом, то душой его было бы зрение. Так и душа человека — это сущность живого тела, осуществление его бытия, считал Аристотель. Главная ее функция — реализация биологического существования организма. Центр, «психе», находится в сердце, куда поступают впечатления от органов чувств. Они образуют источник идей, которые, сочетаясь между собой в результате рассудочного мышления, подчиняют себе поведение. Движущей силой такового является стремление (внутренняя активность организма), сопряженное с чувством удовольствия или неудовольствия. Чувственные восприятия составляют начало познания. Сохранение и воспроизведение ощущений создает память. Мышление характеризуется составлением общих понятий, суждений и умозаключений. Особой формой интеллектуальной активности является нус (разум), привносимый извне в виде божественного разума. Таким образом, душа проявляется в различных способностях к деятельности: питающей, чувствующей, разумной. Высшие способности возникают из низших и на их основе. Первичная познавательная способность человека — ощущение, оно принимает формы чувственно воспринимаемых предметов без их материи, подобно тому как «воск принимает оттиск печати без железа». Ощущения оставляют след в виде представлений — образов тех предметов, которые прежде действовали на органы чувств. Аристотель показал, что эти образы соединяются в трех направлениях: по сходству, по смежности и контрасту. Тем самым он указал основные виды связей — ассоциаций психических явлений. Античный философ считал, что познание человека возможно только через познание Вселенной и существующего в ней порядка. Таким образом, на первом этапе психология выступала как наука о душе.

В эпоху Средневековья утвердилось представление, что душа является божественным, сверхъестественным началом, и потому изучение душевной жизни должно быть подчинено задачам богословия.

Человеческому суждению может поддаваться лишь внешняя сторона души, которая обращена к материальному миру. Величайшие таинства души доступны лишь в религиозном (мистическом) опыте.

С XVII в. начинается новая эпоха в развитии психологического знания. В связи с развитием естественных наук, благодаря опытно-экспериментальным методам стали изучать закономерности сознания человека. Способность думать, чувствовать и назвали таковым. Психология стала развиваться как наука о сознании. Она характеризуется попытками осмыслить душевный мир преимущественно с общефилософских, умозрительных позиций, без необходимой экспериментальной базы. Р.Декарт (1596-1650) пришел к выводу о различии между душой человека и его телом: «Тело по своей природе всегда делимо, тогда как дух неделим». Однако душа способна производить в нем движения. Это противоречивое дуалистическое учение породило проблему, названную психофизической: как связаны между собой телесные (физиологические) и психические (душевные) процессы в человеке? Декарт создал теорию, объясняющую поведение, на основе механистической модели. Согласно ей, информация, доставляемая органами чувств, направляется по чувствительным нервам к отверстиям в головном мозге, которые эти нервы расширяют, что позволяет «животным душам», находящимся в мозге, вытекать по тончайшим трубочкам — двигательным нервам — в мышцы, которые надуваются. Этим вызвано то, что, подвергнувшись раздражению, конечность отдергивается или совершает то или иное действие. Таким образом, отпала необходимость прибегать к душе, чтобы объяснить, как возникают простые поведенческие акты. Декарт заложил основы детерминистской (причинностной) концепции поведения с ее центральной идеей рефлекса как закономерного двигательного ответа организма на внешнее физическое раздражение. Это декартовский дуализм: тело, действующее механически, и управляющая им «разумная душа», локализованная в головном мозге. Таким образом, понятие «душа» стало превращаться в «разум», а позднее и в «сознание». Знаменитая декартовская фраза «Я мыслю — значит, я существую» стала основой постулата, утверждавшего: первое, что человек обнаруживает в себе, — это его собственное сознание. Существование такового — главный и безусловный факт; и основная задача психологии состоит в том, чтобы подвергнуть анализу состояние и содержание сознания. Исходя из этого постулата и стала развиваться психология; она сделала своим предметом сознание.

Попытку вновь соединить тело и душу человека, разделенные Декартом, предпринял голландский философ Б. Спиноза (1632-1677). По его мнению, нет особого духовного начала, оно одно из проявлений протяженной субстанции (материи).

Душа и тело определяются одними и теми же материальными причинами. Спиноза полагал, что этот подход позволяет рассматривать явления психики столь же точно и объективно, как рассматриваются линии и поверхности в геометрии.

Мышление — вечное свойство субстанции (материи, природы), поэтому в определенной степени оно присуще и камню, и животным, и в значительной мере — человеку, проявляясь в форме его интеллекта и воли.

Немецкий философ Г. Лейбниц (1646-1716), отвергнув установленное Декартом равенство психики и сознания, ввел понятие бессознательной психики. В душе человека непрерывно идет скрытая работа психических сил — бесчисленных «малых перцепций» (восприятий). Из них возникают сознательные желания и страсти.

Термин «эмпирическая психология» введен немецким философом XVIII в. X. Вольфом для обозначения направления в психологической науке, основной принцип которого состоит в наблюдении за конкретными психическими явлениями, их классификации и установлении проверяемой на опыте закономерной связи между ними. Английский философ Дж. Локк (1632-1704) рассматривает душу человека как пассивную, но способную к восприятию среду, сравнивая ее с чистой доской, на которой ничего не написано. Под воздействием чувственных впечатлений, пробуждаясь, она наполняется простыми идеями, начинает мыслить, т. е. образовывать сложные идеи. В язык психологии Локк ввел понятие «ассоциации» — связи между психическими явлениями, при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого. Психология стала изучать, каким образом с помощью ассоциаций человек осознает окружающий мир. Изучение взаимоотношений души и тела при этом окончательно уступает место вниманию к умственной деятельности и сознанию. Локк считал, что существуют два источника всех человеческих знаний: первый — это объекты внешнего мира, второй — деятельность собственного ума человека. Таковая познается с помощью особого внутреннего чувства — рефлексии. Она, по Локку, представляет собой «наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность»; это направленность внимания человека на деятельность собственной души. Последняя может протекать как бы на двух уровнях: процессы первого из них — восприятия, мысли, желания (они есть даже у каждого ребенка); процессы второго — наблюдение, или «созерцание», этих восприятий, мыслей, желаний (это есть только у зрелых людей, которые размышляют над самими собой, познают свои душевные переживания и состояния). Этот метод интроспекции становится важным средством изучения умственной деятельности и сознания людей.

Выделение психологии в самостоятельную науку произошло в 60-х гг. XIX в. Оно было связано с созданием специальных научно-исследовательских учреждений: психологических лабораторий и институтов, кафедр в высших учебных заведениях, а также с внедрением эксперимента для изучения психических явлений. Первым вариантом экспериментальной психологии как самостоятельной научной дисциплины явилась физиологическая психология немецкого ученого В. Вундта (1832—1920). В 1879 г. Вундт открыл в Лейпциге первую в мире экспериментальную психологическую лабораторию.

Наши рекомендации