Основные методы психологических исследований
Этапы развития психологии, ее становления как самостоятельной науки.
I этап — психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека (Аристотель, Платон, Гиппократ и др.).
II этап — психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой (интроспекция) и описание фактов.
III этап (XX в)— психология как наука о поведении. Задача психологии — ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, — а именно поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).
IV Этап. Психология развивается в двух традициях. Для западной традиции характерно развитие и обновление классических теорий (психоанализа и бихевиоризма) и появление новых направлений (когнитивное и гуманистическое). Исследования направлены на решение практических задач. Советская традиция сформировалась на базе философии диалектического материализма. Для нее характерна соответствующая методологическая основа и наличие многочисленных исследований теоретического плана.
V Этап – (конец 20 в. - настоящее время)– характерно наличие разных подходов к изучению психики, превращение психологии в межотраслевую область знаний. Происходит взаимообогащение различных направлений, традиций и школ.
Психология - наука, изучающая факты, закономерности, и механизмы проявления психических явлений. Психология — это наука о психике и психических явлениях.
Психические явления разделяют на три основных класса: психические процессы, психические состояния и психические свойства личности.
Психические процессы - первичные регуляторы поведения человека. Они обладают определенными динамическими характеристиками таким как длительность и устойчивость психического процесса. На основе психических процессов формируются определенные состояния, происходит формирование знаний, умений и навыков. Психические процессы делятся на три группы: познавательные, эмоциональные и волевые.
К познавательным психическим процессам относятся ощущение, восприятие, представление, память, воображение, мышление, речь и внимание. Благодаря данным процессам человек получает сведения об окружающем его мире и о себе.
Эмоциональные психические процессы - аффекты, эмоции, чувства, настроения и эмоциональный стресс.
Волевые психические процессы наиболее ярко проявляются в ситуациях, связанных с принятием решений, преодолением трудностей, управлением своим поведением и др.
Неосознаваемые процессы - процессы, которые протекают или осуществляются вне контроля со стороны сознания.
Психические состояния характеризуют состояние психики в целом. Они, как и психические процессы, имеют свою динамику, которая характеризуется длительностью, направленностью, устойчивостью и интенсивностью. К психическим состояниям относят такие явления, как подъем, угнетенность, страх, бодрость, уныние.
Психические свойства личности — наиболее существенные особенности личности, обеспечивающие определенный количественный и качественный уровень деятельности и поведения человека. К ним относят направленность, темперамент, способности и характер.
Основные методы психологических исследований
Методы научных исследований — это приемы и средства, с помощью которых получают сведения, необходимые для вынесения практических рекомендаций и построения научных теорий. Все они могут быть разделены на две основные группы: субъективные и объективные.
Субъективные методы основываются на самооценках или самоотчетах испытуемых, а также на мнении исследователей о том или ином наблюдаемом явлении или полученной информации.
Метод наблюдения основывается на планомерном наблюдении за деятельностью людей, которое проводится в обычных жизненных условиях без какого-либо преднамеренного вмешательства со стороны наблюдателя. Наблюдение предполагает полное и точное описание наблюдаемых явлений, а также их психологическое толкование.
Основным достоинством метода является то, что он позволяет изучать психические процессы в естественных условиях. Недостатки: - на результаты наблюдения могут существенно влиять личностные особенности наблюдателя, также длительное наблюдение приводит к усталости, адаптации к ситуации, что также увеличивает опасность неточных записей, кроме этого, данный метод требует значительных затрат времени.
Метода опроса. Суть метода заключается в получении информации со слов опрашиваемых. Опросы бывают двух типов:
1)"Лицом к лицу" - интервью. Здесь исследователь задает вопросы непосредственно и по определенному плану. Достоинство: возможность варьировать вопросы. Недостатки: из-за отсутствия анонимности могут быть нечестные ответы, позволяет охватить небольшое количество человек.
¾ 2)Заочный опрос - анкеты, предназначенные для самостоятельного заполнения. Достоинства: возможность массового охвата большого количества лиц в небольшой срок, анкета гарантирует анонимность и потому искренность ответов, легкость обработки, проведение анкет не требует квалификации.
Основное условие метода беседы - взаимопонимание между исследователем и испытуемым, проходит в неофициальных условиях. Строится по определенному плану, но не сводится к простому задаванию вопросов, не должна носить шаблонного характера, задания и вопросы должны быть максимально естественны. Это скорее доверительный разговор. Желательно и этот метод сочетать с другими объективными методиками.
Всем методам опроса свойственна некоторая ограниченность. Эти методы основаны на самонаблюдении опрашиваемых, поэтому даже если испытуемые отвечают искренне, эти ответы могут быть чисто субъективными и поэтому не всегда верными.
Теств переводе с английского означает "проба", "испытание". Тест - это кратковременное задание, с помощью которого психолог стремится установить определенные психологические качества личности.
Эксперимент — метод, основанный на создании искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Главным достоинством эксперимента является то, что он позволяет надежнее других психологических методов делать выводы о причинно-следственных связях исследуемого феномена с другими феноменами, научно объяснить происхождение явления и его развитие. Имеются две основные разновидности эксперимента: лабораторный и естественный.
Различают лабораторный и естественный эксперимент. Они отличаются друг от друга условиями проведения эксперимента. Лабораторный эксперимент предполагает создание искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство может быть лучше всего оценено. Естественный эксперимент организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их такими, какие они есть.
Естественный эксперимент бывает двух видов: констатирующий (изучается какое-то явление, делаются выводы о наличии/отсутствии определенного признака, сумме признаков, особенностей) и формирующий ( создаются такие условия, при которых у испытуемых формируются желаемые психические качества (например, культура общения).