Тема 4. «Драма абсурда» и «антироман»
ТЕМЫ КОЛЛОКВИУМОВ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА.
ТЕМЫ КОЛЛОКВИУМОВ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА......... 1
Методические указания................................................................................................................................................... 1
Тема 1. Экзистенциализм во Франции....................................................................................................................... 1
Тема 2. Английский интеллектуальный роман...................................................................................................... 1
Тема 3. Литература немецкоязычных стран........................................................................................................... 2
Тема 4. «Драма абсурда» и «антироман»................................................................................................................... 2
Тема 5. «Черный юмор» и литература США второй половины ХХ века...................................................... 2
Тема 6. Литература Латинской Америки.................................................................................................................. 3
Тема 7. Литература Японии............................................................................................................................................. 3
ТЕМЫ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ / РЕФЕРАТОВ............................................................................................................... 4
Методические рекомендации........................................................................................................................................ 4
Методические указания
Проведение коллоквиумов предполагает исключительно высокий уровень самостоятельной работы студентов. Очередность тем может варьироваться по пожеланию студентов и по согласованию с преподавателем. Студенты сами подбирают и изучают критическую литературу по теме и приносят список изученных критических работ преподавателю заранее, до коллоквиума, при утверждении сроков встречи. Список должен состоять из не менее 3 источников по каждому автору, не считая учебную литературу (!!!) и быть оформленным по всем правилам библиографического описания.
По результатам работы каждого коллоквиума студентам выставляется оценка. К зачетной неделе каждый студент имеет возможность познакомиться с итоговым результатом своей работы за семестр в виде итоговой оценки (среднего балла), которая может учитываться автоматически как сданный экзамен (с учетом своевременной сдачи реферативной творческой работы и отчетных документов). В случае несогласия студента с оценкой он имеет право выходить на традиционный экзамен на общих основаниях (экз. билеты). В случае неполной сдачи всего корпуса коллоквиумов возможна сдача экзамена на общих основаниях (по билету) за вычетом тех тем, которые студент успел отработать.
При подготовке к коллоквиуму подразумевается самостоятельное ознакомление студента с 1) обзорными вопросами характеристики литературного процесса в конкретной национальной культуре,
2) особенностями творческой биографии каждого из авторов (в том числе - место прочитанных произведений в наследии художника, литературно-критическая деятельность).
3) В обязательном порядке студент должен знать вопросы теории Постмодернизма, Экзистенциализма.
Приветствуется ведение читательского дневника и терминологического словаря новейших терминов и понятий.
Тема 1. Экзистенциализм во Франции.
Экзистенциализм, его основные принципы, эволюция (от С.Кьеркегора - 30-е гг., Вторая мировая война и послевоенные годы), представители. Взгляды Сартра и Камю на экзистенциализм, их полемика. Особенность творческого пути каждого из авторов. Анализ произведений Сартра и Камю с точки зрения выражения экзистенциалистских идей.
- Сартр Ж.-П.Стена. Мухи. Тошнота
- Камю А.Посторонний. Чума. Миф о Сизифе.
- Бовуар С. де.Прелестные картинки (или др.)
Тема 2. Английский интеллектуальный роман.
Переосмысление принципов экзистенциализма в послевоенной британской литературе. Особенности творческого пути каждого из авторов. Анализ произведений.
- Мердок А.Черный принц.
- Голдинг У. Повелитель мух. / Шпиль.
- Уилсон К. Паразиты сознания.
- Фаулз Дж.Женщина французского лейтенанта. Волхв. / Коллекционер.
Тема 3. Литература немецкоязычных стран.
Особенности литературного процесса в немецкоязычных странах после Второй мировой войны. Основные направления и их представители. Специфика художественного пути каждого из прочитанных авторов.
Литература Германии:
- Грасс Г.Жестяной барабан. / Из дневника улитки.
- Г.Белль.Бильярд в половине десятого. Глазами клоуна.
- Ф.Фюман. Барлах в Гюстрове. Двадцать два дня или половина жизни.
- Э.ШтриттматтерОле Бинкоп.
Литература Швейцарии:
- Фриш М. Назову себя Гантенбайн. Homo Faber/
- Дюрренматт Ф.Визит старой дамы. Физики. Авария.
Тема 4. «Драма абсурда» и «антироман».
Постмодернизм, его основные принципы. Понятие «драма абсурда» («драма парадокса», «антидрама»). Основные представители. Особенности творческого пути каждого из прочитанных авторов.
«Антидрама» в литературе Франции: Э.Ионеско, С.Бэккет, С.Мрожек, А.Адамов. Ф.Аррабаль и др
- Ионеско Эжен. Лысая певица. Носороги. Стулья.
- Беккет, Сэмюэл. В ожидании Годо.
- Жене. Жан.Служанки.
«Драма абсурда» в английской литературе:
- Симпсон, Норман. Оглушительное бренчание. / Одинокий маятник.
- Пинтер, Гарольд.Немой официант.
«Антироман»:
- Роб-Грие Аллен.В лабиринте. Ревность. Ст. "Путь будущего романа", "Природа, гуманизм, трагедия".
- Саррот, Натали.Планетарий. Шозизмы. Ст. "Эра подозрений"
- Бютор, Мишель.Миланский проезд. Распределение времени. Изменение. Ст. "Роман как искание", "Поэзия и роман".
- Симон, Клод.Ветер. Трава. Дороги Фландрии.
Тема 5. «Черный юмор» и литература США второй половины ХХ века.
Особенности литературного процесса США после второй Мировой войны. Основные тенденции (массовая литература, феномен «бестселлеров», элитарная литература, постмодернизм и реализм) и наиболее крупные авторы. Особенности творческого пути каждого из авторов. Понятие «черного юмора».
- Дж.Барт.Химера. Плавучая опера. Конец пути. Потерявшись в лабиринте смеха
- Т.Пинчон.V. Радуга земного притяжения. Мейсон и Диксон. Выкрикивается лот № 49.
- Дж.Бартельми.Белоснежка.
- У.Берроуз.Голый завтрак.
- К.Воннегут. Колыбель для кошки.
- Дж.Хеллер. Уловка-22.
- Н.Мейлер. Американская мечта.
- У.Стайрон. Выбор Софи.
- Дж. Болдуин. Если бы Бийл-стрит могла говорить. Комната Джиованни.
- Дж.Д.Сэлинджер. Над пропастью во ржи.
- Дж. Стейнбек. Зима тревоги нашей.
- Дж. Чивер. Буллет-парк.
- Дж. Апдайк. Кролик, беги.
- Артур Миллер. Смерть коммивояжера.
- Тенесси Уильямс. Трамвай «Желание».
- Эдвард Олби. Кто боится Вирджинии Вулф?
- Рэй Брэдбери. 4510 по Фарингейту. Вино из одуванчиков.
- Торнтон Уайлдер. День восьмой.
- Дж.Гарднер. Диалоги с Солнечным.
Тема 6. Литература Латинской Америки.
Особенности литературного процесса стран Латинской Америки. Понятие неомифологизма (см. Руднев В.П. Энциклопедический словарь культуры ХХ века). Понятие «магического реализма». Особенности творческого пути каждого из авторов.
- Маркес Г.Г.Сто лет одиночества. Полковнику никто не пишет. Осень патриарха. Рассказы.
- Борхес Х.-Л.Новеллы (Алеф. Вавилонская библиотека. Сад расходящихся тропок. Пьер Менар, автор "Дон Кихота"; Аватары черепахи. Борхес и я. Всемирная история бесчестья и др.10-15 на выбор). Постмодернизм и творчество писателя.
- Кортасар Х.Игра в классики. Выигрыши.
- Астуриас М.Зеленый папа (или др.).
Тема 7. Литература Японии.
Особенности национального менталитета Специфика литературного процесса Японии после 2 Мировой войны. Проблема традиции и новаторства. Творческий путь каждого из прочитанных авторов. Своеобразие поэтики.
- Рюноске Акутагава (1927 - 1982).Ворота Расемон. Нос. Бататовая каша. Рассказ о том, как отвалилась голова. Жизнь идиота. Мандарины. Чудеса магии. Повесть об уплате за добро. Усмешка богов. Как верил Бисэй. Муки Ада. Ад одиночества
- Ясунари Кавабата (1899 - 1972).Романы: Снежная страна. Тысячекрылый журавль. Сон горы. Рассказы: Ночная игра в кости. Сон женщины. Отраженная луна. Голос бамбука, цветок персика. Танцовщица из Идзу. Письмо о родинке.
- Кобо Абэ (1924 - 1993)Женщина в песках. Человек-ящик.
- Кэндзабуро Оэ.И объяли меня воды до глубины души моей… / Записки пинчраннера. (или др.)
- Юкио Мисима (1925 - 1970) Исповедь маски. Золотой храм. Новелла "Патриотизм".
- Харука Мураками.Дэнс, дэнс, дэнс… (или др.)