Глава 6 Проективная техника

6.1. Предыстория проективной диагностики....................... 285

6.2. Проекция: от феномена к принципу исследования....... 287

6.2.1. Проекция как психологический феномен ............. 287

6.2.2. Проективная гипотеза и проективные методики,

их виды 290

6.2.3.Роль стимула в проективных методиках 295

6.3. Теоретическое обоснование проективного подхода

к диагностике личности 299

6.4. Бессознательное и проективные методики.................. 308

6.5. Проективные методики или «объективные тесты»?...... 315

6.6. О разработке проективных методик............................. 318

Заключение...................................................... ,................ 320

Литература................................................................................................ 322

Алфавитный указатель............................................................................. 347

Приложение.............................................................................................. 351

Предисловие

Сегодня достаточно трудно назвать ту область психологии, по которой не было бы адано ни одного учебника. Психологическая диагностика в нашей стране оказа-:ась обделенной, несмотря на то что интерес к ней достаточно велик, а соответ-твующие учебные курсы преподаются уже более двух десятилетий не только в •ниверситетах, занимающихся подготовкой будущих психологов, но и при обу-[ении студентов многих других специальностей, например социологов, медиков, [едагогов. Немногочисленные учебные пособия (всего 3!), несмотря на их извест-юсть и популярность у студентов, не могут заменить систематизированного из-южения истории, теорий и важнейших проблем психологической диагностики. Гем более, что эти пособия в основном сосредоточены на раскрытии частных во-фосов и порой страдают отсутствием методологической проработки важнейших троблем этого направления психологической науки. Не восполняют образовав-пейся пустоты и отдельные, крайне редкие (я смог вспомнить только три книги!) тереводы зарубежных работ, в которых традиционно обходятся без рассмотрения тредмета психодиагностики, ее метода, взаимосвязей с другими областями пси-сологического знания и многого другого из того, что делает науку наукой, а не ;редоточием, пусть интересных, сведений об эмпирических данных и разработках.

Предлагаемый вниманию читателя учебник по психодиагностике — результат моего давнего интереса к этому направлению психологических исследований. Его юявлению предшествовали статьи и книги, посвященные «открытию» этой науки для тогда не вполне искушенных в ней психологов1, опыту работы с некоторыми методиками2 и, наконец, попыткам конструирования системы психодиагностического знания3. Не следует сбрасывать со счетов и многолетний опыт преподавания как общего курса психодиагностики, так и спецкурсов по ее отдельным проблемам в учебных заведениях Украины, России и Белоруссии.

Также хотелось бы сказать несколько слов о некоторых особенностях данного учебника. Во-первых, я долго не мог принять решение о том, помещать ли в текст книги описание соответствующих тестов в тех главах и разделах, в которых о них идет речь. Обычно достаточно полное описание тестов (во всяком случае, важнейших из них) присутствует в любом зарубежном руководстве по психодиагностике. С одной стороны, подробное знакомство с тестами уместно в контексте рассматриваемых проблем психодиагностики и могло бы облегчить читателю понимание ряда вопросов. С другой стороны, в отечественной литературе наиболее

1 Блейхер В. М., Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика интеллекта и личности. — Киев: Вища школа, 1979.

2 См. напр.: Бурлачук Л. Ф. Исследование личности в клинической психологии (на основе метода Рор-
шаха). — Киев: Здоров'я, 1979; Бурлачук Л. Ф., Духневич В. Н. Исследование надежности опросни
ка Р. Кеттелла 16 PF // Психологический журнал. - 2000. - Т. 21. - № 5.

3 Бурлачук Л. Ф., Коржова Е. Ю. К построению теории «измеренной индивидуальности» в психоди
агностике // Вопросы психологии. — 1994. — № 5; Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справоч
ник по психодиагностике. — СПб.: Питер, 2001.

Предисловие

известные зарубежные тесты неоднократно описаны, в том числе и автором этих строк. В итоге было принято решение о том, что описание тестов не включается в учебник, а для более детального их рассмотрения читатель может обратиться к ранее опубликованному «Словарю-справочнику по психодиагностике» (СПб., Питер, 2001).

Во-вторых, обычно авторы учебников, и это правильно, стараются избегать дискуссий, полемики. Мне это удалось не в полной мере, ибо процесс окончательного оформления психодиагностики в самостоятельную ветвь психологического знания еще нельзя признать завершенным.

Передавая на суд читателя первый на «постсоветском пространстве» учебник по психодиагностике, я считаю своим долгом выразить глубокую благодарность своим многочисленным студентам, аспирантам и слушателям, благожелательное отношение которых, их вопросы, а иногда возражения и недоумение способствовали работе над этой книгой. Я также не могу не сказать о своей признательности сотрудникам редакции психологической литературы Издательского дома «Питер» за неизменно дружелюбное и уважительное отношение ко мне и моей работе над этим учебником.

Я буду рад всем замечаниям и пожеланиям читателей, которые могут для этого воспользоваться электронной почтой или заглянуть на мой Web-сайт:

[email protected]; www.lbvs.kiev.ua/psydiag

Л. Бурлачук Киев, 2002 г.

Наши рекомендации