Уровень названии групп контекстов

Рис. 3.25.Модель компьютерной интерпретации результатов тестирования с помощью методики MMР1

Компьютерная психодиагностика

Второй тип (знания 2, 3 и 4-го уровней) - это метазнания, то есть знания о знаниях 1-го уровня, имеющие общий психологический ха­рактер, отражающий экспертный опыт.

Знания 4-го уровня носят специфический характер. Они задают структуру психодиагностического заключения и имеют строгую праг­матическую направленность. В данном случае специфика определена клиникой. Если бы, например, речь шла о профессиональном отборе, то метазнания 4-го уровня могли представлять собой те критерии, по которым испытуемого необходимо отбирать для той или иной профес­сиональной деятельности.

Описанная на предыдущем этапе модель предметной области, по своей сути, содержит некоторый механизм вывода. Неформально он имеет следующий вид. Для каждого конкретного испытуемого по по­лученному набору признаков профиля (конкретных значений шкал -Т-оценок) определяются психологические характеристики психичес­кого состояния и личности. Далее отбираются те контексты, в кото­рых оказалась задействована хотя бы одна из этих характеристик. Ха­рактеристики предъявляются пользователю в контексте, но не в произвольном порядке, а строго организованно.

Организация текста (компьютерная интерпретация) определяется теми требованиями, которые предъявляются к компьютерному психо­диагностическому заключению. Такими требованиями являются связ­ность и непротиворечивость текста, адекватность с точки зрения измеряемых тестом параметров, а также удобство восприятия психо­диагностического заключения для тех, кому оно предназначено (в дан­ном случае для врачей).

Эксперименты в области когнитивной психологии [Хофман, 1986] показывают, сколь большую роль играет контекст в понимании и вос­приятии вербальной информации. Списки понятий (в данном случае психологических характеристик испытуемого), предъявленные в кон­тексте, вызывают у пользователя некоторый целостный образ и в рамках этого образа оказываются связанными,между собой и непротиворечи­выми. Способ разрешения противоречий путем указания контекста подробно обсуждался в п. 3.3.

Таким образом, связность, непротиворечивость и адекватность текста заложены в процессе построения модели предметной области. Предъяв­ление характеристик личности в контекстах, полученных в результате проведенныхэкспериментов, автоматически способствует связности и не­противоречивости компьютерного психодиагностического заключения.

Удобство восприятия текста означает, что восприятие психодиаг­ностического заключения должно происходить с минимальными ког-

Глава^. Конструирование компьютерных психодиагностических методик

Живые Неживые

Животные Растения Напито, Минералы

Пицы Рыбы Фрукш Цвета Алкогольные Безалкогольные Д***™»

ААДАА А Ж ЛК

Пмк кип

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1112 13 14 15 1617 18 1920 21 2223 24

Рис. 3.26. Иерархическая организация списка слов 1 2 3 ... 24

нитивнымизатратамипользователя.Исследованияврамкахкогнитив-ной психологии [Хофман, 1986] показывают, что при семантической организации списков понятий наиболее эффективной оказывается иерархическая организация. При прочих равных условиях она приводит к отчетливому снижению когнитивных затрат и увеличению эффек­тивности припоминания.

На конкретном примере эту гипотезу можно проиллюстрировать следующим образом. Допустим, что имеется иерархическая организа­ция списков слов: (1), (2), (3),..., (24) (рис. 3.26 - цифрами обозначе­ны понятия). Если человеку предъявлять список понятий следующим образом (1), (2), (3), ... , (24), то есть в соответствии с иерархической организацией, то он затратит меньше когнитивных усилий, чем если бы он воспринимал список произвольно организованный, например, такой (2), (7), (4), ...,(21).

Иными словами, список понятий (в нашем случае это психологи­ческие характеристики) удобен для восприятия, если понятия предъяв­ляются не произвольно, а упорядочены в соответствии с иерархичес­кой организацией.

Таким образом, предъявление характеристик личности испытуемо­го в контекстах, упорядоченных в соответствии с многоуровневой моделью предметной области, обеспечивает связанность, непротиво­речивость, адекватность и удобство восприятия компьютерного пси­ходиагностического заключения по методике MMР1.

В общем виде такое заключение имеет следующий вид.

<Имя раздела психодиагностического заключения>

<Имя группы контекстов>

<Имяконтекста>

Психологическая характеристик

Психологическая характеристик

Компьютерная психодиагностика

<Имяконтекста>

Психологическая характеристик

Психологическая характеристик

<Имягруппыконтекстов>

<Имяконтекста>

<Психологическая характеристик

<Психологическая характеристика> <Имяконтекста>

<Психологическая характеристик

Психологическая характеристика>

< Имя раздела психодиагностического заключения>

Заключение

Приведем пример психодиагностического заключения, полученного на испытуемую П., 21 год, пол женский, диагноз: шизофрения, простая форма, психопатоподобный синдром.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Таблица 3.13

Шкалы L F К  
Т данные с коррек­цией  

ОТНОШЕНИЕ К ИССЛЕДОВАНИЮ И ДОСТОВЕРНОСТЬ РЕЗУЛЬТАТОВ

□ Результат исследования недостоверен в связи с дезинтеграцией лич­ности, выраженным стрессом, возможно, психотическим состояни­ем.

□ Поэтому представленную ниже интерпретацию результатов следует рассматривать как условную, отражающую лишь наиболее общие тен­денции в поведении и личности испытуемого в настоящее время.

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ВО ВРЕМЯ ИССЛЕ­ДОВАНИЯ

Фон настроения и содержание переживаний

□ Настроение

• напряженное;

• неудовлетворенность актуальной ситуацией;

Глава 3. Конструирование компьютерных психодиагностических методик

• ощущение неудовлетворенности жизнью в целом;

• выраженный внутренний дискомфорт;

• аффективная насыщенность переживаний.

□ Проявление настроения в поведении

• поведение неуравновешенное, несдержанное;

• преходящая интропунитивность.

ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ Эмоциональность

□ Качественные особенности эмоций

• неспособность к прочным эмоциональным привязанностям;

• странность, малопонятность эмоциональной жизни;

• эмоциональная незрелость.

□ Особенности эмоциональной экспрессии

• эмоциональные реакции лишены естественной окраски;

• проявление эмоциональной напряженности непосредственно в поведении.

□ Характеристики эмоционального реагирования на фрустрацию; фру-
страционная толерантность

• возможна агрессивная реакция на фрустрацию.

Познавательная деятельность

□ Умственная работоспособность

• затруднения ассоциативно-мыслительной деятельности, снижение
продуктивности.

□ Характеристики мыслительной деятельности

• чрезмерно абстрактное, «оторванное» мышление;

• крайнее своеобразие восприятия и логики;

• расплывчатость мышления, неспособность к ясным и точным фор­мулировкам.

Активность личности

□ Характеристики индивидуального стиля деятельности

• неумение использовать накопленный опыт;

• низкая продуктивность в работе.

□ Психологические особенности, определяющие индивидуальный стиль
деятельности

• неспособность организовать деятельность в соответствии с устой­чивыми целями и потребностями;

• пренебрежение последствиями своих действий.

Дисгармоничность-гармоничность личности

• дисгармоничность.

СОЦИАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ

Установки, ценностные ориентации, диспозиции личности

□ Морально-нравственные характеристики

• пренебрежение к морально-этическим оценкам, ценностям.

□ Эгоцентрическая - социоцентрическая направленность личности.

• индивидуализм.

Компьютерная психодиагностика

Наши рекомендации