Правовая психология, как раздел юридической психологии
В рамках данного направления юридической психологии изучаются психологические аспекты воздействия права на людей, правовой социализации, правопослушного поведения.
Социализация личности. Большое внимание специалисты уделяют анализу крайне сложной проблемы социализации личности, используя подходы разных научных дисциплин. Социализация трактуется в различных областях знания по-разному.
Психология изучает личность, идентичность субъекта. Большое значение психология придает воспитанию как ведущему и определяющему началу социализации. Согласно теории бихевиоризма социализация достигается путем социального научения, в гуманистической психологии считается, что социализация осуществляется через самоактуализацию личности, в отечественной психологии социализация рассматривается как инструмент регулирования отношений в обществе.
Антропологи рассматривают социализацию с точки зрения культуры, используя для анализа такие понятия, как способы мышления, чувства, действия, ценности, нормы поведения. Под социализацией в антропологии понимается процесс усвоения и присвоения каждым новым поколением людей ценностей, норм, общих способов мышления, чувствования и действия данной культуры, обеспечивающий устойчивость и сплоченность общества.
Социологов интересует то, через какие личности и институты осуществляется передача норм и моделей поведения, как происходит процесс обучения индивидов социальным ролям, как приобретаются социальные навыки, т. е. они больше обращают внимание на институциональный аспект социализации. Социализация здесь понимается как та часть процесса становления личности, в ходе которой формируются наиболее общие, распространенные черты личности, которые проявляются в социально-организованной деятельности через ролевую структуру общества.
Общий «сценарий» социализации (ее общее, развернутое определение) выглядит следующим образом: «агентами социализации» (семьей, школой, группой сверстников и т. д.) ребенку передаются нормы, ценности, модели поведения, умения, язык, мышление. Ребенок активно участвует в собственной социализации и таким образом осваивает все эти ценности, нормы и т. п., что делает их своими – частью своего «Я», своего внутреннего мира (говоря научным языком, интериоризирует). Личное присвоение способствует конструированию ребенком его собственной системы представлений о себе самом, о мире, о других людях. В ходе этого процесса происходит становление его личной и социальной идентичности.
В этом «сценарии» нельзя опустить ни один «сюжетный ход», ни одно «действующее лицо» – в противном случае не будут соблюдены условия гуманистичности социализации.
Правовая социализация. Существуют две основные концепции правовой социализации. В первой концепции внимание концентрируется на приоритете закона. Юристы, социологи права, специалисты в области социологии права, юридической психологии ищут пути и средства обеспечения уважения к закону, выясняют механизмы влияния правовых норм на индивидов и способы усвоения социальными группами этих норм. Главная идея заключается в том, что требования закона должны отражаться в правовом сознании, проходить через поведение и влиять на развитие социальных отношений.
Согласно второй концепции человек осваивает право и его элементы таким образом, чтобы они имели смысл для него самого. Все должно войти в его собственную систему норм, ценностей, представлений о мире. Различают два аспекта такого освоения:
• субъект приобретает общие знания о правовой культуре, которая доминирует в его обществе;
• параллельно субъект интерпретирует объекты права, опираясь на систему норм и значений, усвоенных им первоначально. Это позволяет ему понять и интегрировать свой личный опыт.
В первой концепции законы, право воспринимаются как объективные явления наподобие явлений природы. Человек должен им подчиняться, не пытаясь отыскать личностный смысл. Во второй концепции законы, право человек воспринимает как искусственный продукт, созданный человеком с определенной целью. Как правило, специалисты стараются работать в рамках двух концепций правовой социализации.
Социализация нравственного поведения. В 60-е годы XX в. в странах Запада были популярны идеи полной интеграции личности в социальную систему. Социализация нравственного поведения рассматривалась как процесс адаптации, который достигался путем усвоения личностью определенных нормативных структур, символов культуры. Главной целью социализации было достижение в обществе равновесия. Школе и семье как агентам социализации вменялось в обязанность жесткое программирование детей на выполнение определенных социальных функций.
В настоящее время широко распространены теории социализации немецкого социолога и философа Ю. Хабермаса и американского психолога Л. Кольберга.
Цель социализации у Хабермаса – самоутверждение личности Самоутверждение означает, во-первых, воспитание критического отношения к элементам социальной среды, во-вторых, поиски своего «Я» индивидом как фактор развития индивидуальной жизни, в-третьих, адаптацию индивида к окружающему миру, выражающуюся в том, что человек ищет в своем внутреннем мире те черты, которые помогают ему приспособиться к другим людям и установить с ними отношения, основанные на гуманизме.
Задача социализации по Кольбергу состоит в том, чтобы стимулировать естественный процесс нравственного развития личности.
Естественным образом нравственное развитие личности происходит благодаря взаимодействию человека – его психологической и познавательной сторон (структур) – с окружающей средой. Благодаря этому взаимодействию люди развиваются, проходя через шесть различных стадий, объединенных Кольбергом в три этапа, по мере движения от детства к старости.
Первый этап в развитии морального сознания людей называется предусловным (доконвенциальным) – 1-я и 2-я стадии. На этом этапе индивид (ребенок) воспринимает добро и зло как последствия тех или иных действий для личности.
1-я стадия развития морального сознания (моральных суждений) в рамках этого этапа характеризуется ориентацией на повиновение и наказание. Ребенок выстраивает свое поведение, ориентируясь на физические последствия своих действий: «Я буду наказан, если не вернусь с прогулки вовремя». Добро и зло, правильное и неправильное рассматриваются в качестве своего рода ярлыков, навешиваемых на действия, в зависимости от того, доставляют ли они удовольствие или боль, влекут за собой наказание или вознаграждение. Справедливостью считается, как правило, проявление приятных и добрых взаимоотношений между людьми *.
2-я стадия характеризуется ориентацией на выгоду, на личный интерес. «Правильный» поступок ассоциируется с тем,.
что удовлетворяет интерес и потребность данного .человека и иногда (чисто случайно) – интересы других людей. Общественные отношения рассматриваются с точки зрения выгоды для себя.
Второй этап называется условным (конвенциальным) – 3-я и 4-я стадии. На этом этапе развития моральных суждений личность ориентируется на оценки социальной группы, к которой она себя относит. Суть моральной позиции человека, находящегося на данном этапе морального развития,– конформизм – согласие с членами своей группы, с установлениями социального строя, активная поддержка этого строя, отождествление себя с лицами и группами, включенными в него. Все, что оправдывает ожидания общества, рассматривается как «правильный» поступок.
3-я стадия характеризуется ориентацией личности на безличное согласие. Добро и зло определяются в зависимости от того, соответствуют или нет суждения и действия людей тем правилам, нормам семьи, школы, общества независимо от их содержания, от тех последствий, которые они имеют для личности.
4-я стадия связана с ориентацией личности на закон и порядок, с осознанием того, что отказ от социальных, в том числе моральных, норм влечет за собой беспорядок, хаос.
Третий этап – постусловный (постконвенциальный) – 5-я и 6-я стадии. Его также называют автономным. На этом этапе оценка явлений, поступков осуществляется независимо от оценок группы, на основании принципа, который сам человек избрал в качестве критерия справедливости, равенства и уважения людей.
5-я стадия развития морального сознания (моральных суждений людей), достигаемая в рамках этого этапа, характеризуется ориентацией на социальный договор и закон, на общественно-правовое согласие и общественную пользу. «Правильным» считается действие, которое связано с теми правами, интересами и принципами личности, которые ею критически приняты и с которыми согласно все общество.
6-я стадия – на этой стадии правильность действия определяется с точки зрения соответствия всеобщим нравственным принципам – «золотому правилу нравственности», «категорическому императиву» И. Канта. Моральный выбор осуществляется личностью на основании велений ее совести, свободно избранных ею принципов, которые есть принципы справедливости, равенства и уважения достоинства каждого человека. Эта стадия – высшая в моральном развитии личности. Высокий уровень моральных суждений, по Кольбергу, диктует моральное поведение, которое включает честность, умение противостоять искушению, альтруизм, заботу о благе других, благоразумие. При этом развитие морального сознания рассматривается не как самоцель, а как средство достижения должного поведения.
Действие социальной и правовой нормы. Социальные и правовые нормы для огромной массы людей с позитивными социальными установками являются ориентирами, помогающими понять, наладить и поддерживать оптимальные отношения в системах: государство – гражданское общество, группа – группа, группа – индивид, государство – индивид и т. п. Нормы всех трех видов – дозволяющие, обязывающие, запрещающие – направляют человека, подсказывают ему разумные, адекватные, оптимальные и одобряемые варианты поведения, тем самым предотвращая хаос и стабилизируя социальные связи. Все это имеет положительное психологическое значение в плане уменьшения стрессов, депрессий, развития способностей личности и ее реализации.
Однако нормы не всегда успевают за стремительным развитием общественной жизни, а в ряде случаев опережают ее; иногда они вступают друг с другом в противоречие вследствие ряда причин, например сложности структуры общества («непрозрачности» общественных структур друг для друга), смены политических команд и их приоритетов, изменяющихся потребностей людей; не всегда могут полно и адекватно отразить реальное положение дел в обществе вследствие своего абстрактного характера и т. д. Эти обстоятельства могут вызвать социальную напряженность и породить у людей разочарование в возможностях правового регулирования. Для тех же, кто имеет антисоциальные установки и преступные намерения, это несовершенство отечественного законодательства может стать искушением и стимулом для реализации корыстных, эгоистических или преступных целей.
Каждый человек имеет свой собственный психологический сценарий взаимоотношения с нормами права, который может способствовать или препятствовать его законопослушному поведению.
На поведение индивида влияет множество факторов. В частности, он может:
• не знать некоторых норм (например, из-за отсутствия информации, отсутствия ситуаций, требующих таких знаний, слишком быстрого изменения норм и т. д.);
• не соглашаться с какой-либо нормой или пренебречь рядом норм (например, по причине несовпадения с личными интересами или моральными ценностями);
• оказаться в ситуации, когда его социальные роли и регулирующие их нормы противоречат друг другу. (См.: Юридическая психология. Хрестоматия. СПб., 2001 С. 65)
Подобные психологические сценарии взаимоотношения с социальными нормами могут стать предпосылками социально отклоняющегося (девиантного) поведения.