Профессиональная реабилитация
Профессиональная реабилитация детей с ограниченными возможностями заключается в профессиональной ориентации и профессиональном обучении.
В комплексе реабилитационных мероприятий, проводимых в реабилитационном центре, профориентация в старшем подростковом возрасте приобретает приоритетное значение, когда ребенок поставлен перед необходимостью профвыбора.
Под профориентацией понимается комплекс научно обоснованных медико-физиологических, психолого-педагогических и социально-экономических мероприятий, направленных на формирование профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным возможностям, особенностям каждой личности и запросам общества.
Основное внимание при решении профориентационных задач должно уделяться:
а) комплексной диагностической оценке исходя из характера клинико-функциональных и психологических параметров, возможностей овладения ребенком теми или иными видами профдеятельности;
б) развитию наиболее универсальных умений, навыков и качеств, которые необходимы для профессиональной самореализации ребенка;
в) формированию таких интересов и установок ребенка, которые максимально ориентируют его именно на показанные профессии.
При этом эффективность профориентационных мероприятий, реализуемых в условиях РЦ, будет во многом зависеть от того, насколько тесно и плодотворно будет организован контакт родителей с учебными заведениями массового или специализированного типа, в которых обучаются дети, учреждениями, отвечающими за профподготовку и трудоустройство инвалидов.
Профориентация детей с нарушениями развития подразделена на два этапа.
Первый этап - экспертно-диагностический (констатирующий), решающий на основании результатов клинических, функциональных и психологических исследований больного ребенка задачи по дифференцированной оценке особенностей его физического и психического развития, выявлению различного рода нарушений и отклонений в развитии, определению характера трудового прогноза. При этом результаты клинико-функционального обследования дают возможность выделения объективных параметров функционально допустимых нагрузок на жизнеобеспечивающие системы организма, которые могут возникнуть в процессах будущей трудовой деятельности, и определения соответствующего перечня показаний и противопоказаний к различным видам профессиональной деятельности.
В итоге завершения первого этапа профориентации необходимо:
а) определить максимально полный круг объективно показанных ребенку видов профессиональной деятельности;
б) из этого круга профессий выделить те, которые в наибольшей мере соответствуют его склонностям, интересам и установкам;
в) определить степень соответствия объективно показанных и субъективно приемлемых видов профдеятельности;
г) оценить социальные, социально-экономические факторы, препятствующие (или способствующие) овладению ребенком показанными видами профдеятельности;
д) сформулировать профрекомендации, оценить адекватность профпланов ребенка в целом и реальные возможности их осуществления.
В ряде случаев на этом профориентация может быть и завершена. Такая ситуация возможна при практическом совпадении объективно и субъективно показанных видов профдеятельности с фактическими профпланами ребенка, т. е. тогда, когда его самостоятельный профвыбор оказался адекватным.
В то же время такая картина, в случае адекватного спонтанного профессионального самоопределения у детей с ограниченными возможностями, наблюдается относительно редко.
Другими словами, при завершении первого этапа профориентации принимается решение о необходимости проведения еще одного класса профориентационных мероприятий - второго этапа профориентации.
Второй этап профориентации - формирующий (коррекционный), решающий с помощью комплекса психотерапевтических, психокоррекционных и психолого-педагогических средств задачи по ориентации детей именно на показанные им виды профдеятельности.
Формирующий этап профориентации представляет собой достаточно длительный процесс (до нескольких месяцев) и может выражаться:
1) в проведении циклов учебно-лекционных занятий, тематических экскурсий, расширяющих диапазон информированности о различных видах профессиональной деятельности;
3) в проведении циклов психологических тренингов по формированию психических функций (умений, навыков); в проведении психокоррекционных и психотерапевтических сеансов, формирующих адекватные установки на трудовую деятельность, рациональные ценностные ориентации;
4) в проведении учебно-трудовых занятий (в производственных мастерских, кружках), позволяющих приобрести определенный трудовой и предпрофессиональный опыт;
5) в проведении целевых профессиональных проб, дающих возможность сформировать адекватные представления о конкретных видах профессиональной деятельности;
6) в проведении цикла профконсультаций (в ряде случаев с участием родителей), в ходе которых составляются, конкретизируются и корректируются профпланы, пути их реализации.
Можно также выделить этап ранней профориентации, когда соответствующие мероприятия целесообразно проводить начиная с 10-12-летнего возраста. Но при этом следует выделить специфические моменты ранней профориентации. Так, во-первых, во многих случаях в этом возрасте оказывается затруднительной клинико-функциональная оценка трудового прогноза, неочевиден клинический прогноз в целом, существует различная вероятность динамики психического развития ребенка. Во-вторых, некоторые традиционные методы профориентационной работы при этом оказываются недоступны детям в силу общего психического, социокультурного уровня их развития. Это предполагает следующие требования к ранней профориентации:
- меньшая жесткость, более вероятностный характер определения диапазона показанных видов профдеятельности (за исключением клинически очевидных случаев);
- большая ориентация на использование игровых форм учебных, коррекционных занятий;
- приоритет профориентационных мероприятий неспецифического характера (в форме кружковых и факультативных занятий, общеразвивающих психологических тренингов, сеансов клинически и личностно ориентированной психотерапии).
Значительная часть реабилитационных центров ориентирована на работу с детьми вследствие детского церебрального паралича (ДЦП), поражения опорно-двигательного аппарата, страдающих умственной отсталостью. В данном случае следует указать, что контингент детей, страдающих ДЦП, отличается по качеству и степени выраженности возможных психологических нарушений, которые могут препятствовать их адекватному самоопределению и служить противопоказаниями по отношению к ряду профессий.
При этом различия нозологических форм ДЦП предопределяет широкий диапазон клинико-функциональных противопоказаний. В отношении данного контингента можно сказать, что наиболее существенно препятствуют адекватному профвыбору расстройства интеллектуальных функций и нарушения интеллекта в целом, нарушения психомоторики и речи, тогда как эмоционально-мотивационные и поведенческие нарушения являются вторичными. При организации профориентации этих детей уделять максимальное внимание:
а) дифференцированности и обширности психодиагностики, особенно в отношении интеллектуальных функций;
б) тренинговым упражнениям по развитию психомоторики и интеллектуальных функций;
в) профилактике и сглаживанию эмоционально-мотивационных и поведенческих функций (психокоррекции и психотерапии).
Несмотря на различие клиники поражений опорно-двигательного аппарата (ампутации, недоразвитие верхних или нижних конечностей, врожденный вывих тазобедренного сустава), психологические нарушения у этого контингента детей являются не столь значительными. Во многих случаях они обусловлены социальными факторами, болезненными переживаниями внешнего дефекта и при этом выражаются в нарушениях эмоционально-мотивационной сферы и поведения. В то же время поражение функций опорно-двигательного аппарата у этих детей достаточно жестко и конкретно ограничивает доступность ряда профессий. При профориентации этих детей максимальное внимание должно уделяться:
а) профилактике возникновения (снятию) конфликта между желаемым и доступным;
б) тренингу восстановления двигательных функций, в том числе посредством технических средств;
в) коррекции мотивов и установок именно на перспективные (показанные) виды профдеятельности;
г) профилактике и сглаживанию эмоционально-мотивационных нарушений.
Умственная отсталость уже сама по себе резко ограничивает профессиональные возможности детей-инвалидов. Им оказывается недоступным не только специфический круг интеллектуальных профессий, но и те рабочие специальности, которые предъявляют высокие требования к "моторному интеллекту", к состоянию отдельных интеллектуально-мнестических функций. У этого контингента детей часто оказываются крайне слабо сформированы неспецифические, универсальные навыки и умения, которые обеспечивают возможность включения в любую трудовую деятельность. При проведении профориентации с такими детьми следует акцентировать внимание на:
а) повышении уровня их социально-бытовой адаптации в целом, формировании адекватных поведенческих реакций в различных средовых ситуациях;
б) формировании положительных установок на трудовую деятельность в целом;
в) диагностике максимально "сохранных" психических функций и качеств, а также их развитии;
г) снятии (профилактике) асоциальных поведенческих тенденций;
д) формировании поведенческих (операциональных) навыков-автоматизмов, которые могут быть использованы в различных видах трудовой деятельности.
В системе профориентационной работы важное место занимают профессиональное просвещение и воспитание, профессиональная информация и агитация, развитие творческих способностей и интересов, профессиональные пробы, осуществляемые в процессе трудовой и предпрофессиональной подготовки в реабилитационном центре.
Основная задача, стоящая перед педагогами, при этом состоит в том, чтобы на основе использования различных форм и методов групповой и индивидуальной работы с детьми подготовить их к обоснованному выбору профессии с учетом их индивидуальных особенностей.
Формы и методы профориентационной работы в процессе трудового обучения разнообразны:
- профориентационный рассказ или беседа;
- занятия в кружках по интересам;
- освоение общетрудовых навыков, проба себя в различных видах труда в мастерских на занятиях труда и в группах;
- экскурсии на предприятия, в профессиональные учебные заведения, в службу занятости;
- встречи со специалистами;
- использование средств массовой агитации: изготовление стендов, стенгазет, фотоальбомов, участие в конкурсах, выставках;
- цикл занятий "Основы производства. Выбор профессии".
Профориентационную работу можно разделить на ряд этапов:
на 1-м этапе (младший школьный возраст) осуществляются подготовка детей к трудовым усилиям, ознакомление их с профессиями (с учетом возрастных особенностей), с миром труда, формирование у них потребности своим трудом приносить пользу другим. Достичь этого можно включением детей в посильный общественно-полезный труд, в различные виды учебной и трудовой деятельности.
На II этапе (10 -12 лет) дети включаются в общественно-полезный труд, у них формируются общественно значимые мотивы выбора профессий, интерес к конкретной трудовой деятельности.
На III этапе (12-14 лет) у детей должны быть сформированы систематические знания, умение ориентироваться в мире профессий, интересы к конкретной профессии.
На IV этапе (14-17 лет) основное внимание должно быть обращено на социально-профессиональную направленность подготовки к труду в сфере материального производства с учетом их психофизических возможностей.
При подборе профессии необходимо пользоваться "Перечнем профессий", выбирая подходящую по тяжести, условиям и характеру труда. Затем определяется учебное заведение, в котором можно получить эту профессию - общего типа или специализированное, совместно со службой занятости определяется, на каких предприятиях региона можно затем трудоустроиться.