Первичная обработка эмпирических данных
Составление сводных таблиц.
Завершение эксперимента и обследования
Следует помнить, что очень часто психологический эксперимент или обследование таят в себе опасность нанести испытуемому психотравму, хотя бы и небольшую. Многие вопросы или суждения вопросников и анкет предполагают углубление рефлексии. Далеко не всегда мы провоцируем это у обследуемого в тот момент его жизни, когда это ему полезно или, по крайней мере, не вредно. Даже вопросы, касающиеся простых анкетных данных, заставляют человека осознать свои возрастные, национальные характеристики, должностной статус и т. д. При обдумывании ответов у испытуемых могут увеличиваться тревога, озабоченность, переживания по поводу совершенных ошибок и неудач, неудовлетворенность жизненными обстоятельствами и проч. Велика опасность травматизации при изучении отношений в семье, в группе, других межличностных отношений.
Болезненно могут восприниматься, например, не решенные в отведенный срок задания, ошибки, растерянность и т. д. Надо сообщить, что в экспериментах это обычное явление и примерно так же действуют другие испытуемые.
Основные требования к психологическому заключению
1. Психологическое заключение должно соответствовать цели заказа, а также уровню подготовки заказчика к получению такого рода информации.
2. Содержание заключения должно вытекать из целей диагностики.
3. В содержание заключения должны входить конкретные рекомендации в зависимости от характера полученных данных, если таковые требовались заказчиком.
4. Заключение должно включать краткое описание процесса психодиагностики, то есть используемые методы, полученные с их помощью данные, интерпретация данных, выводы.
5. В заключении необходимо указывать наличие ситуационных переменных во время проведения исследования, таких как:
o состояние респондента;
o характер контакта испытуемого с психологом;
o нестандартные условия тестирования.
Если мы обратимся к опыту практической деятельности психологической службы «Газпрома», то мы увидим следующие рекомендации по написанию заключения.
Фактуальное описание результатов обследования.Различают факты объективные и научные. Под объективными фактами понимают любые, не зависящие от наблюдателя события, явления, фрагменты реальности. Научный факт - это отражение объективного факта в человеческом сознании, его описание посредством некоторого искусственного или естественного языка (философский словарь).
Фактуальное описание - это упорядоченное представление совокупности научных фактов. Научный факт описывается всегда на каком-либо языке с использованием терминов и понятий. Их выбор связан с выбором теории, в рамках которой делается описание. Уже на уровне описания происходит некоторое обобщение и включение научного факта в ту или иную концепцию или теорию.
Рассмотрим некоторые вопросы фактуального описания на примере. Предположим, в ходе экстрасенсорного лечения у пациента была ликвидирована язва желудка. При этом существование язвы до начала лечения и отсутствие после него подтверждено клиническими данными и результатами аппаратурного обследования. В обычном смысле это факт, достоверность которого доказана достаточно убедительно. Для того чтобы оценить это событие как научный факт, необходимо рассмотреть это событие с большей широтой.
Раздел IV. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
И УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ
ТЕМА 12.
ПСИХОДИАГНОСТИКА ИНТЕЛЛЕКТА И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
Краткое содержание лекции:теории интеллекта в зарубежной психологии (Ф. Гальтон, Л. Терстоун, Спирмэн, Дж. Гилфорд, Р. Кеттел, Х.-Ю. Айзенк). Методологические и методические требования к изучению интеллектуальных способностей, сформулированные в работах советских психологов (Э.А. Голубева, К.М. Гуревич, Н.Ф. Талызина, В.Н. Дружинин и др.). Классификация, содержание и ограничения в применении тестов интеллектуальных способностей (Векслера, Амтхаузера, Ванерлика, Айзенка, Равена). Проблема относительности диагностических норм. Зависимость результатов тестирования от ситуации его проведения уровня развития вербального и невербального интеллекта, когнитивного стиля. Возможности и перспективы компьютеризации тестов интеллектуальных способностей.
Понятие «креативность» и его взаимосвязь с дефиницией «интеллект». Тесты креативных способностей Гилфорда - Торренса, А. Медника,
Д.Б. Богоявленской. Влияние ограничений времени при диагностике творческих способностей. Возможности ЭВМ в диагностике и развитии креативности.
Понятие и особенности индивидуального и группового тестирования, тесты для специфических популяций.
ПЛАН ЛЕКЦИИ
Вопрос 1.Понятие интеллекта. Проблемы тестирования интеллекта.
Вопрос 2.Соотношение понятий «умственное развитие» и «интеллект».
Вопрос 3.Понятие IQ.
Вопрос 4.Тесты способностей.
Вопрос 5.Тесты достижений и критериально-ориентированные тесты (КОТ).
Вопрос 6.Тесты, свободные от влияния культуры.
РЕКРМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПб., 2001.
2. Бурлачук Л. Психодиагностика. СПб., 2002.
3. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб., 1999.
4. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.А. Столина. М., 1987.
5. Блейхер В.М., Крук Н.В. Патопсихологическая диагностика. Киев, 1986.
6. Борисова Е.М., Гуревич К.М. Психологическая диагностика в школьной ориентации // Вопросы психологии. 1988. №1.
7. Вопрос практической психодиагностики и психологического консультирования в dept. /Под ред. Н.Н.Обозова. Л., 1984 г.
8. Гильбух Ю.Г. Проблема валидности психологических тестов// Вопросы психологии. 1978. № 5.
9. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2. 2-е изд., стереотипное. Т. 2. Пер. с фр., М., 1999.
10. Гуревич К.М. Современная психологическая диагностика: пути развития // Вопросы психологии. 1982. № 1.
11. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учеб. пособие. М., 1997.
12. Зейгарник Б.В. Патопсихология. / Под ред. А.С. Спиваковской. М., 2000.
13. Котик М.А. Психология и безопасность. Талин, 1981.
14. Кудрявцев Т.В. Сухарев А.В. Влияние характерологических особенностей личности на динамику профессионального самоопределения // Вопросы психологии. 1985. № 1.
15. Личность преступника как объект психологического исследования / Под ред. А.Р. Ратинова. М., 1979.
16. Наенко Н.И. Психическая напряженность. М., 1976.
17. Петренко В.Ф.Психосемантика сознания. М., 1988.
18. Психодиагностика: теория и практика / Общ. ред.Н.Ф. Талызиной, М., 1986.
19. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1991.
20. Собчик Л.Н. Еще раз про любовь. М., 2002.
21. Сосновикова Ю.Е. Психические состояния человека, их классификация и диагностика. Горький, 1975. СПб., 2001.
22. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: В 2 т. / Пер. с нем. М., 1986.
23. Собчик Л.Н.Введение в психологию индивидуальности. М., 2001.
24. Александрова Ю.В.Методики диагностики отношение взрослогочеловека: роли, позиция, нравственная сущность. Метод. пособие. М., 2001.
Вопрос 1
Понятие интеллекта.