Понятие мотивации и когнитивной переработки потребностей в концепции Ж. Нюттена
Мотивация
Индивид действует также как и дышит — регулируя специфические процессы. Регуляция может быть как автоматическая, так и сознательная. Даже иррациональное побуждение сделать что-то обычно преобразуется в цель и план достижения этой цели (например, у убийц).
Мысленная ассоциация (сближение понятий об объекте) не имеет мотивационной силы, но может приводить к канализированию существующей потребности или информировать субъекта о средствах достижения цели.
Три популярные модели, призванные объяснить роль мотивации во внешнем действии:
1) механизм энергетической разрядки (фрейдизм);
2) процесс подкрепляемых связей (бихевиоризм);
3) мысленная переработка потребностей в цели и поведенческие проекты (когнитивизм).
разные комбинации трёх.
В данной модели мотивация — регулятор [как], а не инициатор [почему] — непрерывная динамическая ориентация, регулирующая постоянное взаимодействие между индивидом и его поведенческим миром/средой. Представляет собой активный процесс направления поведения к предпочитаемым ситуациям и объектам.
Пока цель не достигнута.закрыта, субъект воспринимает расхождение (несоответствие) между актуальной ситуацией и желаемой целью. Это расхождение само по себе действует на поведение не как мотивационная сила, а как информация о том, что потребность еще не удовлетворена, и, следовательно, субъект сохраняет мотивацию и должен продолжать свою целенаправленную деятельность. Несоответствие, так же как и ожидаемый результат, не заменяет мотивацию.
Процесс мотивацииПоведенческая переработка потребностей: Когнитивная переработка потребностей:
Мотивация создает разные мотивационные состояния; первая конкретизация — стандарт;
Мотивацоные состояния перерабатываются в поведенческие проекты; постановка цели — условия выхода;
Подходящие действия удовлетворяют.снижают потребностное напряжение.
Повышение-понижение мотивации
Типы отношений средство-цель:
последовательное (один-за-другим) согласование действий по шагам;
паралелльная несогласованая серия действий = синергия;
выполнение определенных условий (кроме ждать) не относящихся к поведению.
Чем больше альтернативных путей достижения цели, тем меньше мотивация к каждому конкретному средство-цель. Обычно выбирают самый простой (из доступных) путь к цели, кроме ситуаций желания получить общественное признание своего мастерства и восхищения сложности моих действий.
* воспринимаемый уровень инструментальности: вероятность что я успешно выполню каждое из действий в последовательности ПЛЮС вероятность что выполнеными успешно они приведут к ожидаемой цели.
Тенденции (одновременно, так как живем в динамизме):
стремится к разрядке, состоянию баланса и отдыха;
стремится нарушить баланс и порождает все более сложные структуры и напряжения.
Восходящая фаза мотивации
общее напряжение -> целенаправленное напряжение -> стандарты
Процесс самоподкрепления: индивид устанавливает для себя новые критерии того, какую цель (какого результата) он хочет достичь. Связанно с способностью к самопознанию. Расхождение появляется в воображении индивида, смысловой реальности и пока он не введёт его в среду оно не вещественно. В отличие от потребностного общего напряжения появляется состояние целенаправленного напряжения, которое может сохраняться, хотя конкретная цель.стандарт временно забыта.
Поисковая и конструктивная активность:
через имитацию, сделать как другие;
подражание только близкому, понятному;
через внутрение видинье результат = тренировка действия;
от восприятия к воображению = манипуляция невидимым.
Нисходящая фаза мотивации
цель-средство/поведенческий проект -> действие < -> коррекция
Учимся делать и не-делать что-то в зависимости от мотивации. Изначально когнитивное упражнение построение сети стандартов становится каналом управления, настройки инструментальной активности. Замечаем что связь исчезает, расходится — перестраиваем сеть и меняем поведение.
Расхождение не является источником мотивации и не заменяет ее — это сигналинг о том, что надо продолжать активность для достижения стандарта (меняя цель или поведение). Как уже упоминалось легко меняются только малозначительные цели. Главные цели могут всю жизнь быть мечтами и не поменяются даже при полной нереалистичности их реализации.
Процесс самоподкрепления: одобрение или нет своего поведения = самопохвала ИЛИ самонаказания. Важные цели и планы часто «прорисовываются» в ходе действия и обрабатываются только постепенно.
Поведенческая динамика >> когнитивная переработка >> персонализация мотивов >> саморегуляция поведения
цели — конструкты для конкретизации потребностей;
главные цели должны быть достигнуты;
обуславливание и канализирование в определенное поведение;
появление инстурментальной мотивации.