Справочный материал для ведущего

Содержание и структура материнской потребностно-мотивационной сферы поведения (МПМСП)[15]

В современных исследованиях материнство рассматривается с двух основных позиций: материнство как обеспечение развития ребенка и материнство как часть личностной сферы женщины.

С эволюционной точки зрения, материнство является вариантом родительской сферы поведения, присущим женскому полу. Исключительность материнского поведения на высших эволюционных стадиях развития позволяет выделить материнство в самостоятельную материнскую потребностно-мотивационную сферу поведения (МПМСП). Ее назначением является обеспечение со стороны матери адекватной заботы о потомстве, что и является материнскими функциями. В поведении матери ее функции выражаются в эмоциональных реакциях на ребенка, выполнении операций по уходу за ребенком и общению с ним. Все эти функции обеспечены структурой и содержанием ее собственной МПМСП.

Выделяют шесть этапов ее становления в онтогенезе:

1. Этап взаимодействия с собственной матерью в раннем онтогенезе. Этот этап включает и пренатальный период. На этом этапе происходит формирование и развитие эмоционального значения ситуации материнско-детского взаимодействия, эмоциональной реакции на особенности младенца[16].

2. Игровой этап и взаимодействие со сверстниками. На этом этапе основные компоненты МПМСП формируются и развиваются в процессе сюжетно-ролевой игры с куклами, в дочки-матери, в семью.

3. Этап няньчанья[17]. Он начинается примерно с 4,5 лет и заканчивается к началу полового созревания. Наиболее сензитивным для няньчания является возраст – от 6 до 10 лет. Ярко проявляемые детьми эмоции в общении, их инициатива и не ограниченный воспитательными функциями искренний эмоциональный отклик в общении и игре, а также возможность осуществить с реальным объектом освоенные в сюжетно-ролевой игре действия и переживания создают прекрасные условия для закрепления на живом младенце всех сформированных прежде компонентов материнской сферы. Этап няньчанья включает в себя как опыт собственно взаимодействия с ребенком, так и наблюдение за взаимодействием взрослых с ребенком.

На этом этапе у девочки формируется и развивается значение ребенка и потребность в его охране и заботе о нем, а также закладываются основы «потребности в материнстве», как потребности иметь для себя специфические переживания. Этап няньчания имеет также огромное значение для развития ценностно-смыслового блока МПМСП, так как ценности ребенка и материнства, уже сложившиеся на основе семейной и культурной моделей материнства, взаимодействуют с собственным опытом девочки и становятся ее собственными ценностями. Однако появление младшего ребенка в тот период, когда у старшего актуальны другие потребности (до или после сензитивного для няньчания возраста) провоцирует очень жесткую интерференцию внедряющихся ценностей с ценностью ребенка, так как последняя становится помехой для реализации других, более важных.

Большое значение этот этап имеет для освоения операций специфического общения с ребенком, операций по уходу и кормлению, то есть для развития операционального блока МПМСП. В няньчании возникает также возможность развития собственного стиля эмоционального сопровождения. Однако неблагоприятная ситуация взаимодействия с младшим ребенком (уронил, не уследил и т.п.) или неадекватная реакция присутствующих взрослых на ситуацию общения старшего ребенка с младшим (предостерегающие возгласы, высказываемые опасения) препятствует проявлению и закреплению уверенных и ласковых движений даже в том случае, если собственного страха не было.

4. Этап конкретизации онтогенетического развития МПМСП в реальном взаимодействии с ребенком. Этот этап включает несколько самостоятельных периодов, в некоторых из них выделены подпериоды: беременность, роды, послеродовый период, младенческий возраст ребенка и др.

5. Этап, который характеризуется образованием у матери эмоциональной привязанности к ребенку, личностного принятия и личностного интереса к внутреннему субъективному миру ребенка, к его развитию и изменению.

Содержание МПМСП:

Потребностно-эмоциональный блок. Содержит потребность в контакте с ребенком, потребность в его охране и заботе о нем и потребность в материнстве.

Операциональный блок. Состоит из двух частей: операции по уходу и охране и операции общения. Особенностью этих операций, помимо их инструментальной стороны, является эмоциональная окраска, которая придает самим операциям специфические стилевые характеристики, соответствующие свойствам ребенка: осторожность, мягкость, бережность и т.п., специфику вокализаций и мимики.

Ценностно-смысловой блок. Включает отношение к ребенку как к самостоятельной ценности, что связано с моделью материнско-детских отношений в обществе, а также ценностью «материнства» как состояния «быть матерью».

Наши рекомендации