Духовный мир личности
Духовная жизнь человека сложна и многообразна. Она ока-зывает большое влияние на психическое состояние, поведение и деятельность человека. Но несмотря на это духовный мир чело-века был мало изучен психологией. Она в основном занималась исследованием психических процессов, состояний и свойств, об-ращая прежде всего внимание на структуру, формы и механиз-
1 Ницше Ф. Так говорил З А РАТ У С Т РА . М., 1990, с. 29.
2 Там же, с. 10.
3 Там же, с. 10.
мы их проявления. Внутренний же субъективный мир человека оста-вался часто вне поля зрения психологии.
Духовный мир - это субъективный мир человека. Субъек-тивность - это внутреннее начало, которое лежит в основе теле-сного и духовного бытия человека. Духовность - это содержа-тельная сторона психических явлений, их сущность. Психика человека, не связанная с духовностью, лишена всякого смысла, она не может обеспечить существование человека в сложных социальных условиях. Поэтому человек, наделенный духовным миром - это субъект, способный познавать и преобразовывать мир и самого себя, способный оценивать, регулировать и контролировать как вне-шнюю практическую, так и внутреннюю психическую деятельность.
Формы существования и проявления духовного мира человека являются самыми разнообразными. Это - потребности, интересы, взгля-ды, убеждения, мировоззрение, верования, мечты и идеалы. Причем, все они пронизаны эмоциями и чувствами, делающими духовную жизнь человека богатой и эмоционально насыщенной.
Исходными формами духовной жизни личности являются куль-турные и духовные потребности. По ним прежде всего судят о духов-ном уровне развития личности. Духовно развитый человек - это куль-турный и образованный человек. Кул ьт ур н ы е потребности не даны человеку от природы, они есть продукт воспитания личности.
Культурные и духовные потребности взаимно связаны между со-бой. Различение культурных и духовных потребностей является ус-ловным, так как и те, и другие удовлетворяются посредством упот-ребления предметов культуры. Это могут быть художественные и му-зыкальные произведения, книги, газеты, журналы, кино, театр, пред-меты быта, отдыха, развлечений, предметы гигиены и т.д. Различие между ними может заключаться только в том, что культурные потреб-ности удовлетворяются посредством применения самих предметов, а духовные -в результате присвоения идейного содержания, присущего всем предметам культуры, в том числе и самому человеку.
К культурным потребностям относят: потребность в культурном обществе, потребность в культурном отдыхе и развлечении, потреб-ность в культурном быте, гигиенические потребности и др.
К духовным потребностям относят: познавательные потребнос-ти, эстетические потребности, потребности в общении, потребность в любви, потребность в уважении, потребность в свободе, потребность
в самоактуализации и творчестве, потребность в образовании и пр.
Существенное влияние на духовную жизнь человека оказывают интересы. Интересы представляют собой субъективные состояния, побуждающие личность проявлять избирательное отношение к пред-метам и явлениям как материального, так и духовного мира. Интере-сы могут быть личными, общественными, познавательными, эстети-ческими и пр.
Особое значение в духовном мире имеют взгляды челове-ка. Взгляды - это знания, приобретенные личностью на основе собственного опыта, а также в процессе обучения и воспитания, об окружающем мире и о самом себе.
Исключительно важную роль в духовной жизни человека имеют мировоззрение и убеждения. Мировоззрение - это систе-ма взглядов личности на природу, общество, социальную и ду-ховную жизнь человека. Мировоззрение может быть научным и религиозным, философским и обыденным, политическим и эсте-тическим. В мировоззрении может проявляться как общее пони-мание мира, так и отдельных его сторон. Мировоззрение опре-деляет отношение человека к окружающему миру, от него зави-сит понимание человеком смысла жизни и его предназначения на земле.
В убеждениях проявляется вера человека в правильности тех принципов, которыми руководствуется он в своей жизни. Осо-бенно большое значение в духовной жизни имеют нравственные убеждения, которые определяют моральный облик человека.
Верования - это взгляды догматического характера, безо-говорочно принятые человеком под влиянием авторитетных лю-дей или взятые из письменных источников, которые не вызыва-ют никаких сомнений. В большинстве случаев такие верования возникают у верующих людей, когда они слушают проповеди или читают библию.
Очень большое влияние на духовную жизнь человека ока-зывают мечты. Мечта - то созданный воображением образ же-лаемого будущего, к которому стремится человек. Мечта дела-ет духовную жизнь человека целенаправленной и осмысленной. Она побуждает человека мобилизовать все свои силы на ее дос-тижение, она создает перспективу в жизни.
Очень важное место в духовном мире человека имеют иде-
алы. Идеал - это образ человека, который становится для личности образцом для подражания. В идеале заключены такие качества лич-ности, котор ые являются для человека самыми совершенными, а по-тому и наиболее ценными. Идеалом может быть образ конкретного человека или образ литературного героя, а может быть и обобщенный образ, созданный воображением.
Большую роль в духовной жизни личности играют мораль-ные и эстетические чувства, на основе которых у человека воз-никают переживания чести и совести, любви и дружбы, привя-занности и благодарности, долга и ответственности, восхище-ния прекрасным и возвышенным, отвращения к низменному и безобразному.
Все эти формы проявления духовной жизни человека взаим-но связаны между собой и определяют важнейшие характерис-тики личности. Среди них особое значение имеют: духовный об-лик личности, ее целеустремленность, цельность и оригиналь-ность.
Духовный облик личности характеризуется степенью про-явления основных компонентов духовного мира человека, а также их содержанием и моральной направленностью. Отсюда личность оценивается как высоконравственная или безнравственная.
Духовный облик личности определяется также разносторон-ностью ее потребностей и интересов, широтой мировоззрения, глубиной и устойчивостью убеждений и верований. Преоблада-ние материальных потребностей над духовными является при-чиной бездуховности личности и порождает такие отрицатель-ные качества как алчность, эгоизм и индивидуализм.
Целеустремленность зависит от ценностной ориентации лич-ности, связанной с ее потребностями, интересами, убеждениями, мечтами и идеалами, которые побуждают личность к активно-му познанию и преобразованию внешнего мира и самого себя. Целеустремленность дает возможность личности добиваться осу-ществления возвышенных целей, преодолевать препятствия, воз-никающие на пути к их достижению.
Цельность личности предполагает гармоническое сочета-ние всех компонентов духовного мира, их взаимную связь и един-ство, совпадение идейного содержания взглядов, убеждений и идеалов с действиями и поступками человека. При отсутствии
цельности имеет место раздвоенность личности, проявляющаяся в том, что человек говорит одно, а делает другое. Раздвоенность личности порождает такие качества как лживость, лицемерие, ханжество, бес-принципность, цинизм.
Оригинальность личности представляет собой проявление индивидуальности человека, своеобразие его потребностей, ин-тересов, взглядов, убеждений и идеалов. Оригинальность лич-ности также проявляется в самобытности, создаваемых ею про-дуктов, в неординарном поведении, в способности находить но-вые пути в решении практических и теоретических проблем и задач.