Инструмент № 8: использование пространства
В действительности пространство словно выпадает из общего перечня раскрываемых средств актерского мастерства, связанных с телом артиста. Пространство находится не внутри, а вокруг нас, а мы принимаем решение, как его использовать (или не использовать). Важно понимать, как мы двигаемся в пространстве в присутствии других людей — на сколь большую или малую часть окружающего пространства вы претендуете в сравнении с ближайшим к вам человеком. Это ваше личное пространство, которое можно представить себе в виде гибкого невидимого воздушного пузыря: люди ощущают соприкосновение с вашей «оболочкой», а вы знаете, когда «вторгаетесь в чужое пространство».
Люди заявляют права на то или иное пространство в зависимости от величины их тела и размаха движений, а также посредством выражения своего внутреннего настроя. Поэтому для понимания пространства применительно к находящимся в нем телам необходимо знать четыре остальные характеристики движения — напряжение мышц, рост, открытость позы и зрительный контакт. Все эти четыре переменные позволяют вам предъявлять
1Кажется, мой Бобик уже не спит (фр.).
Стр. 109
права на пространство, которое может требоваться другому человеку, или оставлять это пространство.
В мире животных все обстоит достаточно просто. (Мне нравится одна старая шутка. Вопрос: А где крокодил спит? Ответ: Где захочет, там и спит). Степень выражения сравнительной угрозы обычно определяет на сколь большое пространство может претендовать зверь: львы, например, располагаются на обширных, протяженных пространствах; овцы по ночам предпочитают сбиваться в кучу.
В мире людей все, безусловно, гораздо сложнее. Использование пространства чаще служит отражением представления человека о собственном статусе в сравнении со статусом окружающих: в результате мы ежедневно принимаем участие в конкуренции за пространство за кухонным столом, по дороге на работу, в офисе и даже в постели.
Заявить собственные права на большое пространство, а следовательно, и на высокий статус, можно посредством формального или неформального использования предметов. Представьте себе карикатурно напыщенного управляющего, массивный рабочий стол которого занимает большую часть офиса, и бессловесного помощника, который ютится за крохотной конторкой за дверью начальственного кабинета.
Или другая картинка: два пассажира в поезде, незнакомые друг с другом, сидят напротив, разделенные небольшим общим столиком. Тот человек, который претендует на большее пространство, использует открытость позы, рост, расслабленность мышц и уверенный взгляд, чтобы заявить свои права. Его намерение
Стр. 110
подтверждается тем, как он располагает свое имущество: его сумка занимает соседнее сиденье, баночка с прохладительным напитком стоит ближе к противоположному краю общего столика, и даже когда он время от времени покашливает в кулак, голова его остается высоко поднятой.
Пассажир, который не предъявляет прав на большое пространство, старается по возможности ограничить свои движения: его сумка стоит у него на коленях, а баночка с водой — строго на «его половине» столика. Когда он чихает, то опускает голову и отворачивается к окну.
Эти два человека в целом вполне довольны «переделом наличного пространства». Более интересной ситуация становится, если два человека недовольны «разделом» имеющегося пространства или если обстоятельства требуют отказаться от установленных «правил».
Всякий раз как я впервые прошу новую группу студентов образовать круг, я убеждаюсь, что с обеих сторон от меня остается пространство, которого вполне бы хватило еще для одного, а то и для двоих. Это пространство студенты выделяют мне из уважения, а может быть, из застенчивости. К началу второй недели расстояние между каждым из членов группы, в том числе и мной, уравнивается.
Знаменитым людям окружающие часто отводят большие пространства, хочет такой человек этого или нет. Товарищ рассказывал мне, что видел, как известный композитор в одиночестве «фланировал» в центре большой комнаты на вечеринке, огорченно жалуясь на то, что никто с ним не разговаривает! Много лет назад на церемонии награждения в Лондоне я готовился к выходу в общей гардеробной, когда к нам заглянул певец Фредди Мер кури
Стр. 111
Он пришел с двумя сопровождающими, но их могло быть и десять, поскольку пространство, которое мы выделили своему идолу (кстати, очень скромному человеку), заставило всех прочих присутствующих в буквальном смысле слова вжаться в стены.
В следующий раз когда вы окажетесь в кабине лифта с другими людьми, понаблюдайте за тем, как люди используют доступное им пространство. Интересные вещи иногда происходят в лифтах, доступное пространство которых довольно тесно и неизменно. Ожидая лифта, вы не можете знать заранее, какие люди и сколько уже находятся в кабине. Вы не знаете представлений этих людей о собственном статусе. Вы не знаете, знакомы эти люди друг с другом или нет. Когда дверца лифта открывается, вам приходится мгновенно согласовывать представления о личном пространстве с тем, сколько людей находится в кабине; поэтому большинство людей в таких ситуациях претендует на небольшое местечко, по крайней мере, в первый момент. Люди, претендующие на большее пространство, могут сразу же показаться очень грубыми, просто потому, что они «вторгаются» на негласно установленное другими пассажирами лифта нейтральное пространство. В переполненном лифте приходится прятать свой «рог», побуждающий заявлять претензии на большее пространство.
Люди бессознательно реагируют на невидимые «пузыри» окружающих, как будто избегая столкновения с твердыми оболочками личного пространства других людей. Голова и тело человека с более низким статусом инстинктивно слегка отклоняются от начальника. Чувство осознания людьми «размеров» пространства другого
Стр. 112
человека — их «пузыря» — можно частично прочитать по тому, куда повернуто лицо человека. Когда свободного пространства почти нет, например, в переполненной подземке, пассажиры, сдавленные словно сардины в банке, тем не менее, смотрят в разных направлениях, чтобы свести к минимуму «вызов» зрительного контакта.
У друзей все обстоит иначе, они рады вместе использовать пространство. Иногда человек, не находящийся в дружеских отношениях с окружающими, остается бесчувственным к потребностям в пространстве других людей; подобный «захватчик пространства» может стать причиной дискомфорта для других. Такое поведение может объясняться чертами характера, но также и культурой. Этот аспект человеческого поведения недавно забавно осветили в коммерческой телерекламе одного британского банка, в которой был показан англичанин, предпринимавший всяческие попытки уклониться от «слишком тесного» общения, свойственного жителям Мексики.
Как-то раз в Испании я был принят за местного жителя английской парой в баре: хотя я сидел на расстоянии в добрых шесть футов (около 1,8 м) от своих соотечественников, женщина неодобрительно пробормотала, что я над ними просто «нависаю».
Полезные советы
Понимание того, как люди используют доступное им пространство, потенциально бесценно для актера, желающего показать жизненный стиль игры. Это одна из тех областей, где вы можете осмелиться в каждый конкретный момент доверяться собственным инстинктам.
Стр. 113
Использование пространства вами и вашими партнерами должно по крайней мере незаметно слегка изменяться от спектакля к спектаклю (если только особенности освещения или угол установки камеры не накладывают более жестких ограничений). Мы движемся в пространстве в ответ на чье-то еще движение или действие; так что, если вы действительно «настроены» в лад со своим партнером по сцене, вы будете плавно изменять степень использования пространства сцены в ответ на взаимодействие с другими актерами.
В эффективном использовании сценического пространства особенно ограничивающим фактором опять-таки является мышечное напряжение, вызванное психологическим состоянием неподготовленности. Вам необходимо сосредоточиться и внимательно прислушиваться к своим коллегам, прежде чем ваши реакции станут искренними и спонтанными. Постарайтесь как можно быстрее избавиться от жесткого «сценария». Учитесь слушать.
Один интересный репетиционный метод состоит в том, что актеры на сцене постоянно делают выбор по поводу использования общего пространства. Вкратце: вы участвуете в сцене и в любой момент репетиции вам приходится выбирать один из трех вариантов: оставаться на месте, придвигаться ближе к партнеру или отходить от него. На этапе репетиций этот метод предназначен для стимулирования актерских открытий, для того, чтобы каждый актер мог облечь в конкретное выражение свои чувства к прочим персонажам; следовательно, движение здесь играет решающую и значимую роль. По мере продолжения репетиций каждое из таких движений
Стр. 114
может сделаться более «тонким» или даже совсем исчезнуть: персонаж может иметь психологическую потребность отодвинуться от другого героя пьесы, но вынужден оставаться на месте, поскольку сделать желаемое ему не дает некий важный фактор, такой как потребность сохранить лицо или скрыть истинные чувства. При этом остается скрытое сопутствующее ощущение напряжения.
Индивидуальные упражнения
1. В следующий раз, как вы окажетесь в некоем ограниченном пространстве с другими людьми, например, в поезде или кабине лифта, постарайтесь визуально представить себе пропорции вашего личного «пространственного пузыря». Затем представьте себе, что оно гораздо больше. Проделайте какие-то движения, которые могут выражать ощущение того, что вам полагается большее личное пространство. Некоторое время оставайтесь в таком состоянии и наблюдайте, как оно влияет на ваши собственные чувства. Отмечайте также, изменится ли поведение окружающих по отношению к вам.
2. Выберите какой-то современный натуралистический монолог, с которым вполне освоились, который вы прекрасно знаете и который обращен к отсутствующему персонажу. Попробуйте произнести этот монолог, используя все свои знания об использовании окружающего пространства.
Стр. 115