Становление харизматического подхода
Вначале несколько слов относительно термина «харизма». Напомню, что он упоминался выше (см. 4.2) в связи с рассмотрением политического лидерства. Как отмечают исследователи харизматического руководства [Conger & Kanungo, 1987], харизма является греческим словом, означающим в системе понятий, возникших в раннем христианстве, «дар». Оно встречается уже в библейских посланиях апостола Павла при описании Святого Духа. Согласно христианскому пониманию харизмы, она - дар Божий, искра Божия.
Глава 9. ХАРИЗМАТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РУКОВОДСТВУ
9.1. Становление харизматического подхода
Это понимание обнаруживает себя в определении харизмы одним из основоположников учения о харизматической власти М. Вебером. «"Харизмой", - полагал ученый, - следуем назвать качество личности, признаваемое необычайным, бли годаря которому она оценивается как одаренная сверхъестс ственными, сверхчеловеческими или, по меньшей мере, cut1 цифическими особыми силами и свойствами, не доступными другим людям. Она рассматривается как посланная Богом или как образец» [Вебер, 1999. С. 55].
В дальнейшем веберовский взгляд на харизму получил p».i витие в работах политологов, социологов и социальных пси хологов. Причем в этих работах речь шла в основном о хари.» матическом политическом лидерстве [Московичи, 1996; 199Н, Willner, 1984], о таких характеристиках политических хари.) матиков, как необыкновенное видение, героизм, способность вызывать и завоевывать доверие, выражение революционны* (или бунтарских) идеалов, риторические способности, мощна» аура и т.д. Утверждалось, что эти характеристики оказываю i исключительное влияние на последователей, относя лидером к тем революционным силам, которые способны вызвать см ромные общественные изменения. Замечу, что подобное но нимание харизматического лидерства мало чем отличается о i трактовки когда-то Т. Карлейлем [1994] разного рода леген дарных исторических фигур, именуемых им героями.
Более реалистичным следует признать подход к харизме си стороны организационных специалистов, включивших ana лиз проблемы в контекст изучения конкретных управление ских процессов. Харизма стала рассматриваться как суще<"1 венный компонент организационного лидерства и в таковом качестве легла в основу построения ряда теоретических моде лей. К их обсуждению мы переходим далее.
Ранняя теория харизматического руководства. Ее автором является известный специалист в области организационные процессов Р. Хаусом [House, 1977], с рядом исследований которого (речь идет об изучении политического лидерства и
о разработке мотивационной модели руководства) читатель мог ознакомиться несколько выше, в 4.2 и 7.3. Теория содержит два основных предположения.
Первое из них касается наличия у харизматических руководителей ряда специфических личностных и поведенческих характеристик, отсутствующих у руководителей-нехаризма-тиков. К числу личностных характеристик, увеличивающих вероятность восприятия руководителя как харизматика, были отнесены:
• сильная потребность во власти;
• высокий уровень уверенности в себе;
• твердая убежденность в своих взглядах.
Поведенческие характеристики типичных харизматических руководителей, согласно теории Р. Хауса, включают:
• управление впечатлениями с целью поддержания у под
чиненных уверенности в руководителе;
• формулирование привлекательного для подчиненных
видения, определяющего направление их усилий и стимули
рующего к принятию на себя обязательств;
• декларирование высоких ожиданий от работы подчи
ненных;
• выражение надежды, что подчиненные способны сфор
мировать у себя уверенность в собственных силах;
• возбуждение у подчиненных мотивации к выполнению
поставленных задач;
• инициирование поведенческого моделирования со сто
роны подчиненных (поведение руководителя выступает в ка
честве образца для подчиненных).
Второе предположение теории относится к поведению подчиненных. Согласно Р. Хаусу, существует ряд поведенческих
Глава 9. ХАРИЗМАТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РУК0В0ДС1МУ
9.1. Становление харизматического подхода
индикаторов, позволяющих отдифференцировать подчинен ных харизматического руководителя от подчиненных руко-водителя-нехаризматика. К числу такого рода индикаторт ученым были отнесены:
• вера подчиненных в правильность взглядов руководителя;
• абсолютное принятие ими руководителя;
• переживание чувства привязанности к нему;
• готовность к подчинению.
Позднее [House & Baetz, 1979] круг этих индикаторов вид несколько расширен. В него также вошли:
• подражание руководителю и идентификация с ним;
• подстройка мнений подчиненных под мнение руконо
дителя;
• эмоциональное включение подчиненных в миссию руко
водителя;
• ощущение хотя бы частью подчиненных, что они способ
ны содействовать выполнению руководителем своей миссии.
Таким образом, в этой теоретической модели речь идет не о харизме отдельно взятого руководителя (что нередко ветре чается при описании политического лидерства), но фактичо ски имеется в виду своего рода харизматическое отношение в системе «руководитель - подчиненный».
Хотя теория Р. Хауса неизменно встречается на страницах разного рода аналитических обзоров и учебных текстов по ор ганизационному лидерству, количество собственно эмпирических исследований, посвященных ее проверке, весьма невелико. В частности, одно из таких исследований выполнено самим Р. Хаусом с сотрудниками [House et al., 1991] на материале политического лидерства (конкретно - президентства в США) и в основных своих чертах описано в 4.2. В нем получили подтверждение предположения теории, касающиеся
мотивации и поведения харизматических политических лидеров (президентов).
В литературе [Yukl & Van Fleet, 1992] приводятся также данные о позитивном влиянии поведения харизматических руководителей на рост удовлетворенности и продуктивности подчиненных. Кроме того, частичным свидетельством в пользу обсуждаемой теории являются, по мнению специалистов [Yukl & Van Fleet, 1992], результаты организационных исследований эффекта Пигмалиона, в частности в той их части, где показано, что демонстрация руководителем доверия к подчиненным позитивно отражается на выполнении ими рабочих заданий.
Касаясь причин малого числа исследовательских данных по проблематике харизматического лидерства (руководства), Д. Конджер и Р. Канунго [Conger & Kanungo, 1987] высказали в свое время следующие соображения. Во-первых, полагали они, ученых отпугивает ускользающая природа и мистическое значение термина харизма. Во-вторых, имеют место значительные трудности, связанные с определением и опера-ционализацией харизмы. В-третьих, затруднен доступ к харизматическим руководителям, занятым в сфере бизнеса, на предмет проведения исследований с их участием.
В итоге упомянутые авторы предложили собственный подход к проблематике харизматического руководства, в гораздо большей мере, нежели Р. Хаус, связывая его с организационным контекстом. Свою разработку они назвали «поведенческой теорией харизматического руководства в организационных условиях».
Поведенческая теория харизматического руководства.При
ее формулировании исследователи [Conger & Kanungo, 1987] отнесли к числу главных своих задач, во-первых, освобождение харизмы от ауры мистицизма и, во-вторых, рассмотрение ее в контексте поведенческого процесса. «Харизматическое лидерство, - писали они, - аналогично другим формам лидерства, следует рассматривать как доступный наблюдению
Глава 9. ХАРИЗМАТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РУКОВОДСТВУ
9.1. Становление харизматического подхода
Во-вторых, харизматические руководители заявляют также <• своей мотивации (готовности) лидировать, т. е. в данном ел у чае - вести за собой подчиненных к достижению поставлен ной цели. Используя насыщенные экспрессией вербальные и невербальные средства, руководители заявляют о своих взглн дах, демонстрируют уверенность и преданность декларирую мой идее. Тем самым они стремятся придать большую праи-доподобность своим заявлениям.
Чтобы усилить эффект декларируемой мотивации лидирп ватъ, харизматические руководители прибегают, по наблю дениям Д. Конджера и Р. Канунго, к ряду приемов управлг ния впечатлениями (подробнее об этом феномене см. 9.2.1, л также: [Кричевский, 2000]). Например, они используют ри торику, подбирая слова, в которых отражены напористость, уверенность в себе, компетентность, интерес к нуждам подчи ненных. Тем же целям служит внешний вид, подбор одежды и другие формы так называемого языка тела. В итоге своеоб разие демонстрируемой риторики и невербальных форм по ведения создают предпосылки для диспозиционной (т. е. отле сенной к личности индивида) атрибуции харизмы.
Как полагают авторы обсуждаемой модели, потребность в хп ризматических руководителях усиливается в кризисных дли организаций ситуациях, требующих серьезных перемен в ело жившемся статус-кво. Поэтому авторами модели ставится но прос об отборе менеджеров на основе наличия соответствующих харизматических характеристик и о разработке для решении данного вопроса необходимых измерительных средств. ПодоО ный подход к проблеме харизматического руководства отвеча ет, на мой взгляд, задаче подготовки антикризисных управля ющих, в том числе и в условиях современной России.
Эмпирическое отступление. Интересно, что, по дан ным отечественного исследования проблематики ант и кризисного управления [Левадняя, 2003], требовании, предъявляемые к личности антикризисного управляй! щего, предполагают наличие набора характеристик (ти па, например, высокой стрессоустойчивости, активно сти, уверенности в себе, самоэффективности и т. д.).
во многом совпадающих с отмеченными выше вербальными проявлениями харизмы.
В дополнение к сказанному выше укажу еще на одну интересную особенность модели Д. Конджера и Р. Канунго. Ученые полагают, что, исходя из восприятия подчиненными поведения харизматических руководителей (см. табл. 9.1), последнее может быть разбито на три стадии.
На первой из них (стадия оценки окружающей обстановки) отличительными особенностями харизматического руководства, как они видятся подчиненным, являются желание изменить статус-кво и высокая сензитивность к окружающей обстановке. На второй стадии (стадия формулирования видения) к числу таких поведенческих особенностей относятся формулирование разделяемого подчиненными идеализированного видения и эффективная его артикуляция, вызывающая у людей эмоциональный подъем и рост мотивации. На третьей стадии (стадия реализации) харизматические руководители воспринимаются как стремящиеся к большему личному риску и готовые идти на жертвы, что усиливает доверие к ним. Кроме того, на этой стадии руководители воспринимаются также как использующие разного рода инновационные и нетрадиционные средства для реализации своего видения, что опять-таки усиливает их эмоциональное влияние на подчиненных.
На основе положений своей модели Д. Конджер и Р. Канунго сформулировали ряд исследовательских гипотез, для проверки которых разработали позднее [Conger & Kanungo, 1994] специальную шкалу измерения харизматического поведения руководителя и вместе с сотрудниками [Conger et al, 2000] провели несколько исследований. Согласно полученным данным, это поведение обнаруживает высокую позитивную связь:
• с чувством уважения, испытываемого подчиненными в отношении своего руководителя (подобное чувство, как показали материалы исследований, усиливается за счет доверия к руководителю и удовлетворенности его действиями);
Глава 9. ХАРИЗМАТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РУКОВОДСТВУ
• с переживанием подчиненными ощущения коллектим
ной идентичности;
• с восприятием подчиненными своей группы как высоко
эффективной в решении задачи.
Хотя высказанные Д. Конджером и Р. Канунго соображении, равно как и выдвинутые на их основе гипотезы (числом, за мечу, более десятка), прошли некоторую эмпирическую про верку, значительный рост исследований они все же не стимулировали. Тем не менее, как мы увидим далее, отдельные идеи упомянутых авторов и сегодня весьма популярны среди pa;i работчиков проблематики харизматического руководства.