Глава IX. Психологические аспекты индивидуальной карьеры



Глава IX. Психологические аспекты индивидуальной карьеры - student2.ru Глава IX. Психологические аспекты индивидуальной карьеры - student2.ru сы человека, мотивация, принятие решения о смене ролей и стату-1 са, особенности специализации и т. д. Во-вторых, факторы, свя-| занные с взаимодействием личности окружающих людей и органа-f зации. Это влияние других людей на профессиональную карьеру! человека (например, материальные возможности родительской се-{ мьи при получении образования, планирование собственной семьи | и сочетание интересов семьи и организации, достижение органи-1 зационного «плато» карьеры, потребность организации в специа- j листах данного профиля и т. д.).

Обобщая данные отечественных и зарубежных исследований, в < качестве инварианта профессионализма, определяющего карьерный успех, можно выделить следующее (М. В. Сафонова, 1999):

- образованность;

- системность и аналитичность мышления, умение прогнозиро­
вать развитие ситуации, предвидеть результат решений, умение мыс­
лить масштабно и реалистически одновременно;

- коммуникативные умения, навыки эффективного межличност­
ного взаимодействия, проницательность, умение оказывать психоло­
гическое воздействие и влияние на других людей;

- высокий уровень саморегуляции: умение управлять своим со­
стоянием, развитость самоконтроля, стрессоустойчивость;

- деловая направленность: активность, настойчивость и целеуст­
ремленность, направленность на принятие решений, умение решать
нестандартные проблемы и задачи, стремление к постоянному повы­
шению профессионализма;

- ясная «Я-концепция», реалистическое восприятие своих спо­
собностей и возможностей, высокое (адекватное) самоуважение.

В последнее время в социально-психологических исследованиях особое внимание уделяется тендерным аспектам построения карье­ры. По американским данным, в среднем менеджменте (в должно­стях со средним доходом) женщины занимают более половины мест, одна треть новых миллионеров - это женщины.

Темп привлечения женщин к предпринимательству в 6 раз пре­вышает темп привлечения в эту сферу мужчин. По данным ООН к 2000 году предполагается увеличение доли женщин на должностях руководителей до 45-50%, что ставит важную задачу подготовки жен­щин-управляющих.




В современном мире женщины продвигаются быстрее в тех об­ластях, где старые правила не работают, в традиционных областях женщин-руководителей немного. Таким образом, налицо явление рас­шатывания стереотипа рассмотрения женщины как человека, не спо­собного и нежелающего делать карьеру. Основные тендерные стерео­типы, касающиеся построения карьеры, связаны с полоролевой со­циализацией, социальными стереотипами, устройством социума, что отражается в известном изречении: «Для женщин путь к управлен­ческой карьере связан с преодолением многочисленных препятствий, а для мужчин с реализацией многочисленных возможностей».

Социально-психологические исследования показали, что женщи­ны не меньше мужчин заинтересованы в продвижении по службе и повышении своего образовательного уровня, ориентированы на пре­стиж, заработную плату; обладают не меньшим чувством ответствен­ности. Осуществлению женской карьеры объективно мешает есте­ственная биологическая роль женщины, связанная с необходимостью совмещения служебных, супружеских и родительских функций. По­этому не вызывает удивления тот факт, что женщины, которым удает­ся сделать карьеру и добиться руководящей должности, как правило, остаются одинокими или испытывают сильное физическое и эмоцио­нальное напряжение и чувство вины.

В рабочей же ситуации отмечаются такие «сильные» качества женщин-руководителей, как стремление к новому, радикализм, высо­кая чувствительность, забота о людях, «очеловечивание» организа­ционных интересов, направленность на взаимодействие с подчинен­ными, т. е. все то, что характерно для модели современного эффек­тивного менеджмента. Стиль женского управления часто называют «преобразовательным» или «мягким принуждением». Его основны­ми характеристиками являются: 1) активное взаимодействие с подчи­ненными; 2) поддержка у сотрудника самоуважения; 3) поддержка со­трудников в стрессовой ситуации; 4) стремление к созданию опти­мального психологического климата в организации, профилактика кон­фликтов; 5) поддержка здоровья, организация совместного досуга; 6) «финансовая сообразительность», детальное планирование; 7) «ин­стинкт выживания», разумный риск, стремление удержать приобре­тенное и завоевать новое; 8) интуиция; 9) чувство юмора, оптимизм, вера в себя.

Глава IX. Психологические аспекты индивидуальной карьеры - student2.ru Глава IX. Психологические аспекты индивидуальной карьеры - student2.ru Глава IX. Психологические аспекты индивидуальной карьеры - student2.ru Организационная социальная психология

Наши рекомендации