Глава IX. Психологические аспекты индивидуальной карьеры
сы человека, мотивация, принятие решения о смене ролей и стату-1 са, особенности специализации и т. д. Во-вторых, факторы, свя-| занные с взаимодействием личности окружающих людей и органа-f зации. Это влияние других людей на профессиональную карьеру! человека (например, материальные возможности родительской се-{ мьи при получении образования, планирование собственной семьи | и сочетание интересов семьи и организации, достижение органи-1 зационного «плато» карьеры, потребность организации в специа- j листах данного профиля и т. д.).
Обобщая данные отечественных и зарубежных исследований, в < качестве инварианта профессионализма, определяющего карьерный успех, можно выделить следующее (М. В. Сафонова, 1999):
- образованность;
- системность и аналитичность мышления, умение прогнозиро
вать развитие ситуации, предвидеть результат решений, умение мыс
лить масштабно и реалистически одновременно;
- коммуникативные умения, навыки эффективного межличност
ного взаимодействия, проницательность, умение оказывать психоло
гическое воздействие и влияние на других людей;
- высокий уровень саморегуляции: умение управлять своим со
стоянием, развитость самоконтроля, стрессоустойчивость;
- деловая направленность: активность, настойчивость и целеуст
ремленность, направленность на принятие решений, умение решать
нестандартные проблемы и задачи, стремление к постоянному повы
шению профессионализма;
- ясная «Я-концепция», реалистическое восприятие своих спо
собностей и возможностей, высокое (адекватное) самоуважение.
В последнее время в социально-психологических исследованиях особое внимание уделяется тендерным аспектам построения карьеры. По американским данным, в среднем менеджменте (в должностях со средним доходом) женщины занимают более половины мест, одна треть новых миллионеров - это женщины.
Темп привлечения женщин к предпринимательству в 6 раз превышает темп привлечения в эту сферу мужчин. По данным ООН к 2000 году предполагается увеличение доли женщин на должностях руководителей до 45-50%, что ставит важную задачу подготовки женщин-управляющих.
В современном мире женщины продвигаются быстрее в тех областях, где старые правила не работают, в традиционных областях женщин-руководителей немного. Таким образом, налицо явление расшатывания стереотипа рассмотрения женщины как человека, не способного и нежелающего делать карьеру. Основные тендерные стереотипы, касающиеся построения карьеры, связаны с полоролевой социализацией, социальными стереотипами, устройством социума, что отражается в известном изречении: «Для женщин путь к управленческой карьере связан с преодолением многочисленных препятствий, а для мужчин с реализацией многочисленных возможностей».
Социально-психологические исследования показали, что женщины не меньше мужчин заинтересованы в продвижении по службе и повышении своего образовательного уровня, ориентированы на престиж, заработную плату; обладают не меньшим чувством ответственности. Осуществлению женской карьеры объективно мешает естественная биологическая роль женщины, связанная с необходимостью совмещения служебных, супружеских и родительских функций. Поэтому не вызывает удивления тот факт, что женщины, которым удается сделать карьеру и добиться руководящей должности, как правило, остаются одинокими или испытывают сильное физическое и эмоциональное напряжение и чувство вины.
В рабочей же ситуации отмечаются такие «сильные» качества женщин-руководителей, как стремление к новому, радикализм, высокая чувствительность, забота о людях, «очеловечивание» организационных интересов, направленность на взаимодействие с подчиненными, т. е. все то, что характерно для модели современного эффективного менеджмента. Стиль женского управления часто называют «преобразовательным» или «мягким принуждением». Его основными характеристиками являются: 1) активное взаимодействие с подчиненными; 2) поддержка у сотрудника самоуважения; 3) поддержка сотрудников в стрессовой ситуации; 4) стремление к созданию оптимального психологического климата в организации, профилактика конфликтов; 5) поддержка здоровья, организация совместного досуга; 6) «финансовая сообразительность», детальное планирование; 7) «инстинкт выживания», разумный риск, стремление удержать приобретенное и завоевать новое; 8) интуиция; 9) чувство юмора, оптимизм, вера в себя.
Организационная социальная психология