Возникновение психологии как науки
Л.Д.Столяренко, С.И.Самыгин
100 ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ ОТВЕТОВ
ПО ПСИХОЛОГИИ
Экзаменационный экспресс-справочник
Разработано с учетом государственного образовательного стандарта
по циклу социально-экономических дисциплин
Ростов-на-Дону. Издательский центр "МарТ", 2001
I. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ
- Возникновение психологии как науки
- Отрасли психологии
- Задачи и место психологии в системе наук
- Основные исторические этапы развития психологической науки
- Основы функции психики. Особенности психического отражения
- Основные этапы развития психики
- Структура психики человека
- Психика и особенности строения мозга
- Деятельность
- Функции речи
- Виды речевой деятельности и их особенности
- Методы психологии
II. ПСИХОЛОГИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ
- Понятие об ощущении и его физиологической основе
- Основные характеристики анализаторов
- Виды ощущений
- Понятие о восприятии
- Основные свойства восприятия
- Нарушение восприятия
- Общая характеристика внимания
- Свойства внимания
- Общие понятия о памяти
- Виды памяти
- Забывание
- Развитие мышления в персоногенезе
- Виды мышления
- Мыслительный процесс
- Операции мыслительной деятельности
- Качества мышления и структура интеллекта
- Оценка интеллекта
- Способы активизации мышления
- Расстройства мышления
- Общая характеристика воображения
- Виды воображения
- Мысленный эксперимент
III. СТРУКТУРА СОЗНАНИЯ
- Сознание как высшая ступень развития психики
- Взаимодействие сознания и подсознания
- Психические состояния человека
- Состояния сознания. Роль сна
- Виды эмоциональных процессов и состояний
- Теории эмоций
- Физиологические механизмы стресса
- Стресс и фрустрация
- Воля как характеристика сознания
- Структура волевого действия
- Мотивация
IV. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
- Социальная среда и личность
- Социализация личности
- Периодизация развития личности
- Типология неправильного воспитания
- Различия между социализацией детей и взрослых. Ресоциализация
- Жизненные кризисы
- Самосознание
- Социальная роль
- Социальный статус. Систематизация социальных ролей
- Ролевые и внутриличностные конфликты
V. СОВРЕМЕННЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ
- Структура личности по Фрейду
- Теория сексуального развития З.Фрейда
- Защитные механизмы (по Фрейду)
- Бихевиоризм
- Поведенческая концепция Б.Скиннера
- Типология поведения по Макгвайру
- Когнитивные теории личности
- Иерархия потребностей А.Маслоу
- Самоактуализация личности
- Трансперсональная психология. Взгляды К.Юнга
- Трансперсональный подход к человеку Станислава Грофа
- Генетический подход Чампиона Тойча
VI. ТИПОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ И ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ
- Психологическая структура личности
- Способности
- Понятие о темпераменте и его физиологических основах
- Типы темперамента и их психологические характеристики
- Учет темперамента в деятельности
- Конституционные и клинические типологии
- Клинические типологии личности
- Характер
- Акцентуации характера
- Невроз. Виды неврозов
- Аутотренинг
- Психосоциотипы
- Сенсорная типология
- Психогеометрйческая типология
- Комплекс неполноценности и жизненный стиль (по Адлеру)
- Психологический рост (по Адлеру)
- Типы людей и "локус контроля"
- Жизненные сценарии в судьбе человека
- Адаптивность человека и фундаментальная типология индивидуальности
- Характерный мышечный панцирь как фактор препятствия развитию личности (по Райху)
VII. ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ.
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН В ГРУППЕ
- Функции и структура общения
- Коммуникативная компетентность. Стратегии, тактики, виды общения
- Виды общения
- Трансактный анализ общения
- Вербальные и невербальные средства общения
- Общение как восприятие людьми друг друга
- Методы психологического воздействия
- Группы и коллективы
- Методы психологического исследования межличностных отношений. Социометрия
- Лидерство
- Стили управления
- Эффективность руководства
- Психологические требования к менеджеру
I. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ
Возникновение психологии как науки
С древнейших времен потребности общественной жизни заставляли человека различать и учитывать особенности психического склада людей. В философских учениях древности уже затрагивались некоторые психологические аспекты, которые решались либо в плане идеализма, либо в плане материализма. Так, материалистические философы древности Демокрит, Лукреций, Эпикур понимали душу человека как разновидность материи, как телесное образование, образуемое из шаровидных, мелких и наиболее подвижных атомов. Но философ-идеалист Платон понимал душу человека как что-то божественное, отличающееся от тела. Душа, прежде чем попасть в тело человека, существует обособленно в высшем мире, где познает идеи – вечные и неизменные сущности. Попав в тело, душа начинает вспоминать виденное до рождения. Идеалистическая теория Платона, трактующая тело и психику как два самостоятельных и антагонистических начала, положила основу для всех последующих идеалистических теорий.
Великий философ Аристотель в трактате "О душе" выделил психологию как своеобразную область знания и впервые выдвинул идею неразделимости души и живого тела. Душа, психика проявляется в различных способностях к деятельности: питающей, чувствующей, движущей, разумной; высшие способности возникают из низших и на их основе. Первичная познавательная способность человека – ощущение, оно принимает формы чувственно воспринимаемых предметов без их материи, подобно тому как "воск принимает оттиск печати без железа и золота". Ощущения оставляют след в виде представлений – образов тех предметов, которые прежде действовали на органы чувств. Аристотель показал, что эти образы соединяются в трех направлениях: по сходству, по смежности и контрасту, тем самым указав основные виды связей – ассоциации психических явлений.
Таким образом, I этап-психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.
II этап – психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.
III этап – психология как наука о поведении. Возникает в XX веке: Задача психологии – ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).
IV этап – психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.
История психологии как экспериментальной науки начинается в 1879 году в основанной немецким психологом Вильгельмом Вундтом в Лейпциге первой в мире экспериментальной психологической лаборатории. Вскоре, в 1885 году В. М. Бехтерев организовал подобную лабораторию в России.
Отрасли психологии
Современная психология представляет собой широко развернутую область знаний, включающую ряд отдельных дисциплин и научных направлений. Так, особенности психики животных изучает зоопсихология. Психика человека изучается другими отраслями психологии: детская психология изучает развитие сознания, психических процессов, деятельности, всей личности растущего человека, условия ускорения развития. Социальная психология изучает социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, с группой, психологическую совместимость людей, социально-психологические проявления в больших группах (действие радио, прессы, моды, слухов на различные общности людей). Педагогическая психология изучает закономерности развития личности в процессе обучения, воспитания. Можно выделить ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности: психология труда рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков. Инженерная психология изучает закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации автоматизированных систем управления, новых видов техники. Авиационная, космическая психология анализирует психологические особенности деятельности летчика, космонавта. Медицинская психология изучает психологические особенности деятельности врача и поведения больного, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии. Патопсихология изучает отклонения в развитии психики, распад психики при различных формах мозговой патологии. Юридическая психология изучает психологические особенности поведения участников уголовного процесса (психология свидетельских показаний, психологические требования к допросу, и т. п.), психологические проблемы поведения и формирования личности преступника. Военная психология изучает поведение человека в условиях боевых действий.
Таким образом, для современной психологии характерен процесс дифференциации, порождающий значительную разветвленность на отдельные отрасли, которые нередко весьма далеко расходятся и существенно отличаются друг от друга, хотя и сохраняют общий предмет исследования – факты, закономерности, механизмы психики. Дифференциация психологии дополняется встречным процессом интеграции, в результате которой происходит стыковка психологии со всеми науками (через инженерную психологию – с техническими науками, через педагогическую психологию – с педагогикой, через социальную психологию – с общественными и социальными науками и т. д.).