Характеристика психического отражения при дефектах зрения

Отражательная деятельность каждого из нас характеризуется активностью, является процессом, в ходе которого человек идет (стр.26) ко все более полному, глубокому и всестороннему знанию, преломляя в призме своей индивидуальности внешние воздействия. Характеризуя психику в целом, следует сказать, что это адекватное, хотя и несущее в себе элементы субъективности, отражение объективного мира.

В то же время известно, что соответствие отображения оригиналу (отображаемому) не является абсолютным. В. И. Ленин указывал, что сознание, отражающее мир, есть “в лучшем случае приблизительно верное (адекватное, идеально точное) его отражение”. (Ленин В.Н. Материализм и эмпириокритицизм: Поли. собр. соч. Т. 18. С.346) Эта “приблизительная верность” отражения обусловлена объективными причинами, определяющими некоторое расхождение между отображением и отображаемым (например, угол зрения, уровень освещенности и пр.), а также субъективностью отражательной деятельности.

Кроме того, психическое отражение есть результат приспособления человека к условиям жизни на Земле, что было подмечено еще Л. Фейербахом, который утверждал, что человек имеет именно столько чувств, сколько необходимо для того, чтобы воспринимать мир в его целостности.

Выпадение или серьезное ограничение функций зрительного анализатора дает основание поставить вопрос: изменятся ли познавательные возможности и адекватность отражения, если человек будет иметь меньше органов чувств, чем в норме. Изучение психической деятельности лиц с дефектами зрения или слуха и комбинированными дефектами (сдепогдухих) показало, что даже при таких сложных нарушениях способность адекватно отражать мир сохраняется. Утрачивается она лишь при выпадении всех трех гностических (познавательных) чувств: зрения, слуха и осязания. Возможность адекватного отражения внешнего мира при сужении сенсорной сферы обусловлена, во-первых, наличием викариата (замещения) ощущений, то есть замены выпавших или нарушенных функций, функциями сохранных анализаторов, и, во-вторых, тем, что отражение осуществляется, не только непосредственно, на уровне чувственного познания, но и опосредствованно, при помощи мышления. На это указывал еще Ф. Энгельс. В работе “Диалектика природы” он писал: “нашему глазу присоединяются не только еще другие чувства, но и деятельность нашего мышления”. (Маркс К., Энгельс Ф. Cоч.. Т. 20, С. 554)

Установив, что инвалиды по зрению в принципе адекватно отражают мир, необходимо рассмотреть еще один вопрос; в какой мере соответствуют формирующиеся у них образы реальной действительности во всех ее проявлениях? В какой степени их впечатления соотносятся с впечатлениями нормально видящих? Возможно, ли в ходе компенсаторного приспособления достичь такой же полноты отражения, что и при нормальном зрении?

Разумеется, полная замена выпавших или редуцированных зрительных впечатлений невозможна. Однако специфика отражения при слепоте и слабовидении не может быть сведена лишь к количественным различиям, к тому, что лица с дефектами зрения отражают меньше непосредственно воспринимаемых свойств и признаков предметов и явлений, и преобладанию образов других модальностей по сравнению с нормально видящими. Наряду с количественными различиями в объеме и характере информации, получаемой слепыми, слабовидящими и зрячими, существуют определенные качественные отличия, заключающиеся в снижении целостности, полноты, дифференцированное, таким образов, скорости их возникновения. Эти особенности будут подробно рассмотрены в разделе III.

Отмечая существование количественных и качественных различий в образах слепых, слабовидящих и нормально видящих, следует помнить, что отражение важнейших параметров (свойств, признаков, дающих характеристику объекта) внешнего мира предполагает сохранность хотя бы одного из видов гностических ощущений - зрительных или кожно-мыщечных.

В психологической литературе со времен И.М. Сеченова много раз отмечалось сходство зрительных и осязательных впечатлений, обусловленное способностью руки и глаза отражать одни и те же категории признаков предметов, а также характером их поведения в процессе восприятия. Это подтверждается и современными исследованиями, показавшими, что в различных сенсорных системах при перекодировании раздражителей в нервные импульсы существует адекватная информационная эквивалентность. Иными словами, информация об одних и тех же свойствах, признаках объектов, поступающая в мозг по различным каналам (зрительному, осязательному и т.д.), оценивается однозначно. Блестящим и доказательным примером того, что образ может отразиться в мозгу и в сознании набором самых разнообразных параметров окружающего (стр.28) мира, - писал советский физиолог П.К. Анохин, - является повеление слепоглухонемых людей. Замечательный внутренний мир и отражательная деятельность этих людей представляет собой весьма яркое доказательство двух положений; а) внешний мир может быть отражен в мозгу человека после целого ряда перекодирования вполне реальными параметрами, причем каждый из параметров может приобрести ведущее значение, если почему-либо отсутствуют другие; б) наличие точного отражения параметров внешнего мира даже при исключении важнейших из них доказывается тем, что поведение животных и человека находится в полном соответствии с теми физическими параметрами внешнего мира, которые в данной ситуации являются жизненно важными.

Из сказанного следует, что, несмотря на некоторые различия в объеме получаемой информации и преобладание у слепых и слабовидящих ощущений других модальностей, образы отображаемых ими объектов относительно соответствуют оригиналам. Следовательно, никаких принципиальных различий в представлениях лиц с дефектами зрения и нормально видящих об окружающем мире не существует.

Вопросы и задания

1. Какую роль играет зрение в отражательной деятельности человека и каковы последствия его нарушений?

2. Что является объектом и предметом тифлопсихологии?

3. Какие задачи стоят перед тифлопсихологией и какую роль играют в их решении данные смежных наук?

4. Что является методологической основой тифлопсихологии? Дайте характеристику используемых в тифлопсихологических исследованиях методов.

5. В чем заключаются особенности психического развития при дефектах зрения? Как эти особенности проявляются в процессе отражения окружающей действительности?

6. Какие патохарактерологические черты личности могут формироваться при дефектах зрения?

7. Докажите возможность адекватного отражения окружающей действительности инвалидами по зрению. (стр.29)

Литература

1. Дети с глубокими нарушениями зрения / Под ред. М.И. Земцовой и др. - М., 1967. Гл. I-III.

2. Зотов А.И. Итоги и задачи комплексного изучения познавательной деятельности аномальных школьников // Ученые записки ЛГПИ им. А.И. Герцена. - Л., 1970. C. 420.

3. Лингмейер И., Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте. - Прага, 1984. С. 9-24, 206-208.

4. Литвак A.Г. Тифлология как система наук // Наша жизнь 1979. № 7.

5. Литвак A.Г. Теоретические вопросы тифлопсихологии. - Л., 1973. Гл. 1.

6. Лубовский В.И. Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей //Дефектология. 1971. №6.

7. Матвеев В.Ф. Психические нарушения при нарушениях зрения и слуха. - М.: Медицина, 1987. Раздел 1.

Наши рекомендации