Создание имиджа как составная часть культуры общения
Важную роль в создании имиджа играют эффекты фасцинации и аттракции.
Фасцинация(очарование, обаяние) — словесное воздействие на людей, при котором достигается минимизация потери информации. Можно говорить монотонно и занудно или интенсивно и энергично. Каждая из манер вызывает разный эффект у слушателей. Посредством и скусной речи можно обращать на себя внимание, вызывать к себе доброжелательное расположение.
Аттракция(привлечение, притяжение) — визуально фиксированное эмоциональное отношение человека к кому-либо в виде проявления к нему симпатии или готовности к общению. Это состояние больше характеризуется своей спонтанностью.
Практический интерес для постижения технологии фасцинации и аттракции представляет схема самопрезентации великого русского певца и драматического актера Ф. И. Шаляпина. Кажется, Бог ему дал все, чтобы стать фигурой необычной. Но, несмотря на это, он много сил затрачивал на самосовершенствование. Так, у него сложилась четкая система воссоздания художественных образов. В этой системе немало поучительных приемов.
Приемы для построения имиджа культуры общения.
1.Воображение — одно из самых главных орудий. Вообразить — это значит вдруг увидеть. Увидеть образ и в целом, и его характерные детали.
Воображая, человек развивает свое подсознание, что дает ему дополнительный опыт и большие плюсы, например, в ситуациях, которые случаются спонтанно и к которым он не подготовлен.
2.Психологический грим. Никакой грим не поможет создать живой индивидуальный образ, если актер не передаст тончайшие нюансы души персонажа. Недаром Г. Лессинг подчеркивал: “Красота души придает прелесть даже невыразительному телу, точно так же, как безобразие души кладет на великолепное сложение какой-то особый отпечаток, который возбуждает в нас необъяснимое отвращение”. Этот прием идеально подходит и для общения. Продумывая свой образ на публике, свою манеру общения, человек как бы накладывает на себя «некий грим», а вот удачен ли он будет, это можно узнать лишь перепробовав несколько вариантов, набравшись опыта и поняв, какой вариант лучший.
3. Жест— тоже важная составляющая культуры общения.
Малейшее движение лица, бровей, глаз (что называется мимикой) есть, в сущности, жест. Правда жеста и его выразительность — первоосновы влияния на других людей входе общения, а также и считывания информации собеседника, скрытой порой даже от него самого.
4. Дисциплина чувств.Свобода в искусстве, как и в жизни, только тогда благо, когда она ограждена и укреплена внутренней дисциплиной. Соблюдение меры предполагает контроль над собой. Этого непросто достичь сразу, для всего нужно время и самотренировки, но, добившись хороших результатов в этой области, можно много добиться уже через свое общение с другими людьми. Ведь человек, умеющий владеть своими чувствами – уже имеет половину успеха.
6. Постоянное накопление опыта.Зрительный зал и идущие из него на подмостки флюиды шлифуют образ, создаваемый актером. Чтобы держать публику в напряжении, одного таланта мало: нужна постоянная, прямо-таки каторжная работа. Без опыта нельзя преуспеть в культуре общения, даже прочитав много литературы по соответствующей теме. Успех придет лишь в случае проб и ошибок.
Фасцинация и аттракция — неотъемлемые элементы создания имиджа, который так необходим нашим политикам и бизнесменам
Психология рекламы
В психологии рекламы «реклама» рассматривается не как экономическая деятельность, обеспечивающая получение прибыли, а как источник многочисленных социальных контактов, возникающих под воздействием специфической социальной мотивации, в частности мотивов «тщеславия», «престижа», «социального успеха», «гордости», «соперничества», «демонстративности», «подражания авторитетам» и др.
Перечисленные выше мотивы отражают стремление человека обращать на себя внимание окружающих, производить на них впечатление, оказывать воздействие, выделяться из группы, испытывать чувство превосходства над другими людьми и т.д.
Таким образом, говоря о психологии рекламы, следует выделять два психологических плана: внутренний (различные формы мотивации) и внешний (различные формы поведения , поступки, действия).
Одновременно с этим к рекламной деятельности следует отнести действия, направленные на уподобление человека значимым для него другим людям, тем, кто обладает более высоким статусом. В последнем случае поступки и покупки человека, его поведение, внешность и пр. могут быть вполне стандартными (как у многих), ничем не выделяться, но желание человека достичь успеха, вызвать к себе интерес, понравиться и т. д. позволяет рассматривать их как рекламные. В социокультурных исследованиях рекламная деятельность выступает как психологическая основа создания новых форм культурной среды, социального мифотворчества, формирования системы культурных норм и ценностей.
Как массовое общественное явление рекламная деятельность несет в себе огромный культурный потенциал, способный при определенных условиях положительно влиять как на отдельного человека, так и на общество в целом. Рекламная деятельность в психологии — это самостоятельная цель, которую ставят перед собой люди и которая достигается под воздействием определенных мотивов, возникающих у них в связи с социальными потребностями.
Психологические основы рекламных коммуникаций.
«Оценочный компонент» присутствует в любой рекламе и является ее психологической основой. Когда под воздействием рекламы человек покупает, а затем употребляет товар по его назначению, то он удовлетворяет определенную потребность, испытывая при этом удовольствие. Иначе говоря, оценочный компонент коммерческой рекламы всегда связан со сферой потребностей и мотивации человека и, следовательно, всегда должен изучаться в тесной связи с данными психологическими понятиями.
Обычно человек стремится к социальному одобрению своих поступков и себя как личности. То есть эффективная реклама чаще всего основана на человеческом тщеславии. Очевидно, что данный вид мотивации реализуется лишь в условиях общения людей или коммуникации.