Одевиантном поведении и его причинах

К отклоняющемуся поведению относят агрессивные действия по отношению к другим, преступность, употребление алкоголя, наркотиков, курение, бродяжничество, самоубийство.

Имеются две крайние точки зрения на обусловленность девиантного поведения: натурально-биологическая и социологически-редукционистская. Первая пытается объяснить причины девиантного поведения исключительно свойственными лично­сти природно-биологическими факторами (своеобразной генетической организаци­ей, нарушениями биохимического регулирования, механизмами работы нервной системы). Вторая прибегает к социолого-экономическим объяснениям, исключая роль любых внутренних, в том числе и психологических факторов (личностных дис­позиций). В действительности же девиантное поведение, как отмечает венгерский психолог Ф. Патаки (1987), это системное или полидетерминированное явление, в формировании которого принимают участие исторические, макросоциологические, социально-психологические и индивидуально-личностные факторы.

На формирование девиантного поведения влияют как внешние (в том числе со­циально-экономические), так и внутренние (в частности, психологические) факто­ры. О первых много говорить не приходится — это и безработица, и низкий уровень жизни, и голод, и определенная субкультура тех или иных слоев общества, анализ и описание которых является прерогативой социологов, экономистов, политиков.

Задачей же данного раздела является показать психологические причины деви­антного поведения.

Л. М. Зюбин (1963) отмечает три причины, приводящие к особенностям мотива­ции трудных подростков:

1) недостаток умственного развития в целом (но не патология!), что препятствует правильному самоанализу поведения и прогнозирования его последствий;

2) недостаточная самостоятельность мышления и поэтому большая внушаемость и конформность;

3) низкая познавательная активность, обедненность и неустойчивость-духовных

потребностей.

В русле же рассматриваемой проблемы можно назвать две основные психологи­ческие (внутренние) причины отклоняющегося поведения: неудовлетворенные про-социальные потребности, создающие внутренний конфликт личности и ведущие к формированию деформированных и аномальных потребностей, и наличие асоциаль­ных личностных диспозиций (мотиваторов), приводящих к выбору асоциальных средств и путей удовлетворения потребностей или избавления от них (путем, на­пример, самоубийства).

Неудовлетворенная потребность ребенка в обладании собственностью, которая может быть следствием недостатка игрушек в детском саду или же бесцеремонного вторжения взрослых в мир любимых и необходимых ребенку вещей («Где ты нашел эту дрянь? Выброси немедленно!»), может способствовать развитию агрессивности, вызывать стремление компенсировать потери своей собственности путем присвое­ния чужой. Агрессивности, протестам против всех, демонстративному неподчинению социальным Яормам'и требованиям, побегам из дома способствует неудовлетворен­ная потребность в свободе. Неудовлетворенное стремление занять достойное место в группе сверстников и в семье {в последнем случае — в связи с появлением второго ребенка, которому родители начинают уделять больше внимания) приводит к нега­тивным формам самоутверждения: шутовству, отчаянности, оппозиционерству.

Неправильное воспитание приводит к формированию у ребенка пренебрежитель­ного или даже негативного отношения к нормам и правилам общественной жизни, искажению жизненных ценностей, появлению асоциальных ценностей, т. е. к фор­мированию асоциальных личностных диспозиций, влияющих на мотивацию откло­няющегося, в том числе и преступного, поведения.

Ф. Патаки выделяет натуральные (природные) и социокультурные диспозиции. Натуральные диспозиции — это психопатические явления, связанные с психофизио­логическими нарушениями в организации поведения. К социокультурным он отно­сит в определенных национальных, локальных и этнических культурах своеобраз­ные наследуемые и передаваемые по традиции образцы и модели решения конфлик­та, которые в случае их интериоризации личностью могут вызвать в ней склонность к какому-то виду девиантного поведения; это и подражание эталонам поведения, имеющимся в определенных слоях общества, в семье, соприкоснувшейся с крими­нальностью, и т. д.

Автор справедливо подчеркивает, что диспозиция — это не непосредственная причина девиантности, а всего лишь вызывающий предрасположенность к ней фак­тор. Однако если в процессе социализации, особенно на ее ранннем этапе, неблаго­приятные (например, психопатические) тенденции и склонности .совпадут с соот­ветствующими социокультурными образцами (антисоциальными, гедонистически­ми, саморазрушительными и т. п.), то шансы на возникновение какого-либо варианта Девиантного поведения возрастут.

Надо отметить, что социальные нормы поведения (социокультурные диспозиции) могут не совпадать в разные исторические эпохи, у разных наций и народностей. В определенных культурах ритуальный акт человеческого жертвоприношения, осу­ществления кровной мести, употребления наркотиков носил обязательный харак­тер, являясь социально нормативным. Такой же характер имеют в настоящее время

и многие законы шариата у мусульман. У современных цыган мотиватором воров­ства является неоформленность понятия собственности. Алкоголизм может высту­пать в сознании большинства людей как «национальное своеобразие». В определен­ных культурах наблюдается героизация самоубийства, что вызывает даже подража­ние, например у самураев или в отдельных слоях интеллигенции.

Наши рекомендации