Ключи многоуровнего личностного опросника
«Адаптивность»
Шкалы | «Да» | «Нет» | |||
Достоверность | 1 10,19,31, 51 69,78,92, 101,116, 128,138,148 | ||||
Поведенческая регуляция [ПР] и нервно-психическая устойчивость (НПУ) | 4,6,7,8,11,12,15,16,17,18,20,21 28, 29, 30, 37 39, 40, 41, 47, 57 60, 63, 65, 67, 68, 70, 71, 73, 80, 82, 83, 84, 86, 89, 94, 95, 96, 98, 102, 103, 108,109,110,111 112,113,115, 117 118,119,120,122,123,124, 127 129,131 135,136,137,139, 143,146, 149, 153, 154,155, 156, 157,158,161 162 | 2, 3, 5, 23, 25, 32, 38, 44, 45, 49, 52, 53, 54, 55, 58, 62, 66, 75,87,105, 132,134,140 | |||
Коммуникативный потенциал (КП) | 9,24,27,33,43,46,61 64,81,88,90, 99,104,106,114,121 126,133,142, 151,152 | 26,34,35,48, 74,85,107 130, 144, 147 159 | |||
Морально-нравственная нормативность (МН) | 14, 22, 36,42, 50, 56, 59, 72, 77, 79, 91, 93, 125, 141,145, 150, 164,165 | 13,76,97, 100,160,163 | |||
Таблица 31.3
Перевод в стандартные баллы (стэны) результатов,
Полученных по шкале 4-го уровня теста МЛО
Стэны | ЛАП, баллы | Группа психического здоровья * |
102-> | III | |
82-102 | ||
73-80 | II | |
60-72 | ||
51-59 | ||
45-50 | ||
36-44 | I | |
31-35 | ||
20-30 | ||
До 22 |
*Примечание. Приведены значения для лиц, пострадавших от воздействия пси хотравмирующих факторов экстремальной обстановки. При решении задач профессионального психологического отбора для деятельности в экстремальных условиях следует ориентироваться на следующие показатели: группа I — до 33 «сырых» баллов; группа II— от 34 до 61 балла; группа III — от 62 и больше.
Таблица 31.4
Перевод встандартные баллы результатов, полученных
пошкалам 3-го уровнятеста МЛО«Адаптивность»
Стэны | Шкалы | ||
ПР | КП | МН | |
>46 | 27-31 | >18 | |
38-45 | 22-26 | 15-17 | |
30-37 | 17-21 | 12-14 | |
22-29 | 13-16 | 10-11 | |
16-21 | 10-12 | 7-9 | |
13-15 | 7-9 | 5-6 | |
9-12 | 5-6 | 3-4 | |
6-8 | 3-4 | ||
4-5 | 1-2 | ||
0-3 |
Таблица 31.5
Краткая интерпретация шкал 3-го уровня
Наименование шкалы | Интерпретация низких значений, стэны | Интерпретация высоких значений, стэны |
ПР | Низкий уровень поведенческой регуляции, определенная склонность к нервно-психическим срывам, отсутствие адекватности самооценки и адекватного восприятия действительности | Высокий уровень нервно-психической устойчивости и поведенческой регуляции, высокая адекватная самооценка, адекватное восприятие действительности |
КП | Низкий уровень коммуникативных способностей, затруднение в построении контактов с окружающими, проявление агрессивности, повышенная конфликтность | Высокий уровень коммуникативных способностей, легко устанавливает контакты с окружающими, не конфликтен |
МН | Низкий уровень социализации, не может адекватно оценить свое место и роль в коллективе, не стремится соблюдать общепринятые нормы поведения | Высокий уровень социализации, адекватно оценивает свою роль в коллективе, ориентируется на соблюдение общепринятых норм поведения |
Таблица 31.6
Ключи к базовым шкалам СМИЛв тесте «Адаптивность»:
(шкалы 1-гоуровня)
Шкала | Номера вопросов с ответом «Да» | Номера вопросов с ответом «Нет» |
L | 1, 10, 19,31,51,69,78,92, 101,116,128,138,148 | |
F | 4,8,11,18,20,22,37,41, 47,60,72,82,84,86,91, 96,98,103,115,153 | 2,25,43,44,53 |
К | 15,46, 48, 64.73, 90,102,151 | |
Hs | 17 67 | 2,3,5,23,38,53,55,58,62,75, 93 |
D | 16,17 30,39,46 | 5,14, 23, 26, 27, 32,34, 50, 52, 53,54,55,67 68,77 102 |
Ну | 11 17,20,21 28,65,67 | 2,3,23,33,38,42,45,48,53, 58, 61, 62, 64, 75, 88, 90, 95, 97, 99 |
Pd | 6,8,11,12,14,41,42,56, 72,81,82,91 114 | 13,35,45,48,55,79,90,97 100,102 |
Mf | 63,66,73 | 9,43, 50,74,86,87 |
Pa | 4,7,8,10,18,39,43,46, 48,98,104,125,150,152 | 33,42,84,137 145,155 |
Pt | 7,10,12,28,30,37,41,67, 73,80,89,103,104,124, 110,117 121 122,123 | 2,52 |
Sc | 4,6,7,8,10,11,12,14,16, 21 24,36,39,56,60,63, 70,80,89,98,103,105, 106,108,111,119,123, 124 | 13,38,44,66,107 |
Ma | 6,7,27,36,42,49,56,59, 76,77 80,89,90,93,95 | 40,43,64, 96 |
Si | 64,85,126,160,163 | 12,49, 90, 74,144,147,159 |
Перевода «сырых» баллов базовых шкал MMPI теста МЛО
«Адаптивность» в стандартные Г-баллы
Г-баллы | L | F | К | Hs | D | Ну | Pd | Mf | Pa | Pt | Sc | Ma | Si | ||||||||||||||||||||||
43- | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
94 95 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
I | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Примечание. Для перевода в Г-баллы используется то же правило, что и при работе со шкалами теста MMPI
Таблица 31.8
Регистрационный бланк к тесту МЛО
ФИО______________
Дата обследования:
'59 | ||||||||||||||
1.16 | ||||||||||||||
ПР | Кп | Мн | ЛАП | Группа профессиональной пригодности | |
Баллы | |||||
Стэны |
L | F | К | Hs | D | Ну | Pd | Mf | P | Pt | Sc | Ma | Si | |
Баллы | |||||||||||||
Стэны |
Приложение 31.2
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ УРОВНЯ СИТУАЦИОННОЙ Тревожности
Изучение состояния тревожности, которое возникает у военнослужащих во время ведения боевых действий, осуществляется при помощи шкалы самооценки Ч. Спилбергера.
Ситуационная (или реактивная) тревожность измеряется набором из 20 суждений: 10 характеризует наличие эмоционального напряжения, беспокойства, тревоги и озабоченности, а другие 10 — отсутствие тревожности.
Оценка состояния ситуационной тревожности (СТ) производится следующим образом: из суммы ответов на вопросы № 3, 4, 6, 7 9, 12, 13, 14, 17, 18 (сумма зачеркнутых цифр на бланке ) вычитается сумма вопросов № 1,2,5,8,10,11 15,16,19,20. К полученной разнице прибавляется коэффициент 50:
СТ = СУМ1 - СУМ2 + 50.
«Сырые» значения СТ с помощью таблицы 31.9 переводятся в 10-балль-ную шкалу нормального распределения [стэны].
Лица, пострадавшие от воздействия психотравмирующих факторов экстремальной обстановки и имеющие уровень СТ в пределах 3-5 стэнов, нуждаются в психологической помощи. Показавшие результаты, соответствующие уровню СТ в 1 -2 стэна, нуждаются в комплексной психологической и фармакологической коррекции, а в отдельных случаях им требуется консультация врача-психиатра.
Таблица 31.9
Перевод «сырых» значений ситуационной тревожности
В становую шкалу
Стены | |||||||||
г | |||||||||
69 и более | 68-64 | 63-57 | 56-51 | 50-46 | 45-40 | 39-36 | 35-31 | 30-26 | 25 и ме-нее |
Чрезмерно высокий уровень СТ | Повышенный уровень СТ | Оптимальный уровень (соответствие общеприня- . той норме] ситуационной тревожности |
Приложение 31.3 АНКЕТА САМООЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ (АСС)
Методика АСС направлена на оценку субьективного самочувствия и наличия соматических жалоб у лиц, пострадавших от воздействия психо-травмирующих факторов в экстремальных условиях деятельности. Оценка субьективного самочувствия производится следующим образом: подсчитывается сумма зачеркнутых на бланке цифр. При этом: + 3 соответствует 7 баллам; +2 — 6 баллам; +1 — 5; О—4 баллам; -1 соответствует 3; -2 - 2; -3 - 1 баллу.
Сумма «сырых» значений субьективного самочувствия по табл. 31 10 переводится в 10-балльную шкалу нормального распределения (стэны). Показатель АСС в 6 стэнов и более при отсутствии, или наличии единичных, жалоб указывает на хорошее субъективное самочувствие. Снижение показателя до 3-5 стэнов в сочетании с жалобами на состояние здоровья говорит об удовлетворительном субьективном самочувствии. В данном случае целесообразно применять методы психологической и фармакологической коррекции.
Снижение показателя АСС до 1 -2 стэнов в сочетании с большим количеством жалоб на состояние здоровья отражает неудовлетворительное функциональное состояние организма. В таких случаях пострадавшему показаны отдых и обследование психиатром.