Сознание и бессознательное. Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические

Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека, и далеко не все, что воспринимается и управляет поведением человека, актуально осознается им. Кроме сознания, у человека есть и бессознательное. Это – те явления, процессы, свойства и состояния, которые по своему действию на поведение похожи на осознаваемые психические, но актуально человеком не рефлексируются, т.е. не осознаются. Их по традиции также называют психическими.

Бессознательное начало так или иначе представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека. Есть бессознательные ощущения, к которым относятся ощущение равновесия, проприоцептивные (мышечные) ощущения. Есть неосознаваемые зрительные и слуховые ощущения.

Неосознаваемые образы восприятия существуют и проявляются в феноменах, связанных с узнаванием ранее виденного, в чувстве знакомости, которое иногда возникает у человека при восприятии какого-либо объекта, предмета, ситуации.

Бессознательная память – это та память, которая связана с долговременной и генетической памятью. Эта память управляет мышлением, воображением, вниманием, определяя содержание мыслей человека в данный момент времени, его образы, объекты, на которые направлено внимание.

Есть и бессознательная мотивация,влияющая на направленность и характер поступков, многое другое, не осознаваемое человеком в психических процессах, свойствах и состояниях. Но главный интерес для психологии представляют так называемые личностные проявления бессознательного, в которых помимо желания, сознания и воли человека, он проявляется в своих наиболее глубоких чертах.

Бессознательное в личности человека – это те качества, интересы, потребности и т.п., которые человек не осознает у себя,но которые ему присущи и проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях, действиях, психических явлениях. Одна из групп таких явлений – ошибочные действия:оговорки, описки, ошибки при написании и слушании слов. В основе второй группы лежит непроизвольное забываниеимен, обещаний, намерений и т.д., что прямо или косвенно связано для человека с неприятными воспоминаниями. Третья группа относится к разряду представлений и связана с восприятием, памятью и воображением:сновидения, грезы, мечты.

Оговорки представляют собой бессознательно детерминированные артикуляционные речевые действия, связанные с искажением звуковой основы и смысла произносимых слов. Забывание имен связано с какими-то неприятными чувствами забывающего по отношению к человеку, который носит забытое имя, или к событиям, ассоциируемым с этим именем. Такое забывание обычно происходит против воли говорящего. Особую категорию бессознательного составляют сновидения. Явное, осознаваемое содержание сновидения не всегда, за исключением двух случаев, соответствует скрытым намерениям и целям человека, которому это сновидение принадлежит. Эти два случая – детские сновидения дошкольников и инфальтильные сновидения взрослых людей, возникшие под влиянием непосредственно предшествующих сну эмоциогенных событий.

В своем сюжетно-тематическом содержании сновидения почти всегда связаны с неудовлетворенными желаниями и являются символическим способом устранения нарушающих нормальный сон импульсов, порождаемых этими желаниями. Если соответствующие мотивы поведения неприемлемы для человека, то их явное проявление даже во сне блокируется усвоенными нормами морали, так называемой цензурой, действие которой искажает, запутывает содержание сновидений, делая их алогичными, непонятными и странными. Для их расшифровки требуется специальная интерпретация, называемая психоанализом.

Бессознательные явления вместе с подсознательными управляют поведением, хотя функциональная роль их различна.Сознание управляет самыми сложными формами поведения, требующими постоянного внимания и сознательного контроля, и включается в действия в следующих случаях:

· · когда перед человеком возникают неожиданные, интеллектуально сложные проблемы, не имеющие очевидного решения;

· · когда человеку требуется преодолеть физическое или психологическое сопротивление на пути движения мысли или телесного органа;

· · когда необходимо осознать и найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая сама собой разрешиться без волевого решения не может;

· · когда человек неожиданно оказывается в ситуации, содержащей в себе потенциальную угрозу для него в случае непринятия немедленных действий.

Подобного рода ситуации возникают, перед людьми практически беспрерывно, поэтому сознание как высший уровень психической регуляции поведения постоянно присутствует и функционирует. Наряду с ним многие поведенческие акты осуществляются на уровне предсознательной и бессознательной регуляции.

Следует признать, что в свете имеющихся научных данных вопрос об отношениях между сознательными и другими уровнями психической регуляции поведения остается сложным и не решается вполне однозначно. Основной причиной этого является тот факт, что существуют разные типы бессознательных психических явлений, которые по-разному соотносятся с сознанием.

Есть бессознательные психические явления, находящиеся в области предсознания. Другие бессознательные явления представляют собой такие, которые раньше осознавались человеком, но со временем ушли в сферу бессознательного. Третий тип бессознательных явлений – те, о которых говориться в приведенных выше суждениях, касающихся личностного бессознательного.

Каждый из типов бессознательных явлений по-разному связан с поведением человека и его сознательной регуляцией. Первый типбессознательного есть просто нормальное звено в общей системе психической поведенческой регуляции, и возникает на пути продвижения информации от органов чувств или из хранилищ памяти к сознанию. Второй типтакже можно рассматривать как определенный этап на этом пути, но при движении как бы в обратном направлении по нему. Третий тип, бессознательного явления относится к мотивационным процессам и возникает при столкновении разнонаправленных, конфликтных с точки зрения морали мотивационных тенденций.

Контрольные вопросы

1. 1. Каковы основные условия и предпосылки возникновения сознания?

2. 2. Раскройте структуру сознания человека.

3. 3. Что такое бессознательное? Дайте классификацию проявлений бессознательного в поведении человека.

Наши рекомендации