Раздел: «Общая психология»

§ Определение психологии как науки. Общая психология.

Наука – это система знаний о закономерностях развития (природы, общества, внутреннего мира личности, мышления и т. п.), а также отрасль таких знаний.

Психология – это наука о порождении, развитии и функционировании психического образа в процессе деятельности человека и поведении животных.

Термин «психология» произошел от греческих слов psyche – душа, и logos – учение, наука.

Мнения историков о том, кто первым предложил использовать это слово, расходятся. Одни считают его автором немецкого богослова и педагога Ф. Меланхтона (1497–1560), другие – немецкого философа Х. Вольфа (1679–1754).

Психология на современном уровне развития представляет собой весьма разветвленную систему научных дисциплин, подразделяющихся на фундаментальные и прикладные.

Фундаментальные отрасли психологии разрабатывают общие проблемы и изучают общие закономерности психики, проявляющиеся у людей вне зависимости оттого, какой деятельностью они занимаются. В силу универсальности знания фундаментальных отраслей психологии объединяют термином«общая психология».

Общая психология – это теоретические и экспериментальные исследования, выявляющие наиболее общие теоретические принципы и методы психологии, её основные понятия и категориальный строй.

Общая психология исследует индивида, выделяя в нем психические познавательные процессы и личность.Психология познавательных процессов изучает такие психические процессы, как ощущения, восприятие, внимание, память, воображение, мышление, речь. Впсихологии личности исследуется психическая структура личности и психические свойства личности, определяющие дела и поступки человека.

Помимо общей психологии, психологическая наука включает в себя целый ряд специальных психологических дисциплин, находящихся на разных ступенях формирования, связанных с различными областями человеческой жизни и деятельности.

Среди специальных отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов деятельности, выделяют: психологию труда, педагогическую психологию, медицинскую психологию, юридическую психологию, военную психологию, психологию торговли, психологию научного творчества, психологию спорта и т.д.

Ключевой датой в развитии психологии является 1879 год, когда в Германии была открыта первая лаборатория экспериментальной психологии.

§ Житейская и научная психология – отличия и области взаимодействия.

1. Житейская: знания житейской психологии всегда конкретизированы.

Научная: стремится к обобщению, вводит понятия, где отражаются наиболее существенные свойства предметов и явлений. Эти понятия соотносятся друг с другом, между ними определяются тесные связи.

2. Житейская: знания носят интуитивный характер (основной метод – метод проб и ошибок).

Научная: знания рациональны, осознанны, а не интуитивны (основной метод – эксперимент).

3. Житейская: знания передаются от человека к человеку (устно).

Научная: знания аккумулируются (накапливаются), фиксируются в понятиях, литературе. Знания передаются с большим КПД.

4. Житейская: знание недоступно во всём объёме.

Научная: знание настолько обширно, что подразделяется на отрасли, оно включает в себя как эмпирический, так и экспериментальный материал.

Однако необходимо помнить, что профессиональный психолог должен быть и житейским психологом, так как научная психология опирается на житейский опыт, извлекает из него задачи и этим же опытом проверяется.

У житейской психологии есть определённое преимущество перед научной.

§ Критерии определения психики. Основные стадии развития психики в филогенезе.

Один из главных вопросов психологии – вопрос об объективном психологическом критерии. Исторически сложившиеся подходы:

1) Пампсихизм – абсолютно всё нас окружающее обладает психикой.

2) Биопсихизм – психикой обладает только живое (живые существа).

3) Нейропсихизм – психикой обладают только живые существа, имеющие нервную систему.

4) Антропопсихизм – психикой наделён только человек.

В данном вопросе нельзя руководствоваться только этими критериями, так как все они внешние. Это субстрактный подход. Есть ещё функциональный подход, он является более современным.

Гипотеза развития психики в процессе филогенеза была сформулирована русским психологом А.Н. Леонтьевым. Он считает, что в качестве объективного критерия психики необходимо обозначить способность живого организма реагировать на биологически-нейтральное воздействие.

Схема

ОТРАЖЕНИЕ

(момент взаимодействия)

Раздел: «Общая психология» - student2.ru Раздел: «Общая психология» - student2.ru Неживая природа Живая природа

Раздражимость – это ответная реакция на биологически значимое воздействие Чувствительность – реакция на биологически нейтральное воздействие, появление элементарной условной реакции

Эту теорию доработали зоопсихологи. Они разделили чувствительность на:

Элементарная сенсорная психика Перцептивная психика Интеллект
Низшая (простейшие) Высшая (черви, беспозвон.) Головоногие, Моллюски, насекомые Позвоночные Человекообразные обезьяны, человек

§ Принципиальные отличия психики животных и психики человека

1. Активность животных определяется биологическими потребностями, которые заданы генетически

У человека наряду с биологическими появляются социальные, не связанные генетически потребности – потребность в средствах (одежда, телефон) и способах (приготовление пищи) удовлетворения потребностей. Более того, прогресс – это развитие средств и способов удовлетворения потребностей.

2. Деятельность животных ограничена рамками наглядной ситуации, они не способны руководствоваться идеально представляемой целью.

Человек руководствуется идеально представляемой целью.

3. Животные, имея орудийность, не изготавливают орудия впрок и не изготавливают орудия при помощи других орудий труда.

Человек – наоборот.

4. Основы поведения животных – наследственно-фиксируемые программы, и научение ограничено индивидуальным опытом.

У человека научение – основа формирования психики.

5. У животных отсутствует закрепление опыта в материальной форме.

У человека почти вся культура материальна.

6. Язык животных не содержит семантической составляющей. Язык носит сигнальное значение, которое задано генетически.

Язык у человека – основа формирования сознания, мышления. Если у животных – это закрытая система, то у человека – открытая.

7. Групповое поведение животных связано с биологическими закономерностями. Отсутствует связь между социальностью и орудийностью (животные не вступают в отношения по поводу производства орудий труда). Важно, что при описании поведения животных часто происходит антропоморфический перекос – приписывание объектам живой и неживой природы качеств и свойств человека.

У человека резделение труда – основа происводства.

8. Животные приспосабливаются к окружающей действительности.

Человек преобразует окружающую его действительность.

Раздел: "Психомоторика и психофизиология активности"

§ Построение движений по принципу рефлекторной дуги и рефлекторного кольца (схема рефлекторного кольца по БЕРНШТЕЙНУ Н.А.).

Схема управления движений И.М. Сеченова. Свою схема он изложил в труде «Рефлексы головного мозга». Его схема – схема рефлекторной дуги.

Раздел: «Общая психология» - student2.ru Раздел: «Общая психология» - student2.ru Сенсорный центр Раздел: «Общая психология» - student2.ru Моторный центр
Раздел: «Общая психология» - student2.ru Раздел: «Общая психология» - student2.ru Рецептор ЭФФЕКТОР ПОПЕРЕЧНО-ПОЛОСАТОЙ МЫШЦЫ
СТИМУЛ  

Основания:

Примитивный объект (лягушка)

Предмет исследования: движение как таковое, не решающее двигательной задачи (укол пинцетом)

При Сеченове сложное движение рассматривалось как мозаика из простых

Начало движения однозначно определяет окончание.

Эта схема в дальнейшем была развита И.П. Павловым. К концу 19 началу 20 вв. этот принцип стал господствующим в описании работы ЦНС.

В 20-х гг. 20 века к работе подключился Н.А. Бернштейн.

Субъективные предпосылки создания новой теории: по образованию был медиком, но при этом он занимался математикой, механикой, знал европейские языки, играл на музыкальных инструментах, писал стихи. Широта кругозора позволила ему увидеть в полученных экспериментальных знаниях предпосылки.

Объективные: поступил в институт труда, где занимался биомеханикой.

Особенности его теории:

Объект – человек.

Предмет – целесообразное движение, решающее двигательные задачи (трудовые, спортивные, музыкальные). При этом были обнаружены 2 примечательных факта: целесообразное движение никогда не повторяется и оно выступает как целостный акт.

Эти факты были получены на основе кимоциклографии и циклограмметрии, которые позволяют точно измерить отдельные двигательные акты.

В оппозицию модели рефлекторной дуги Бернштейн предложил модель рефлекторной дуги.

Раздел: «Общая психология» - student2.ru Регулятор (коррекция) Раздел: «Общая психология» - student2.ru Раздел: «Общая психология» - student2.ru Перешифровка (W)
  Раздел: «Общая психология» - student2.ru Программа  
  Раздел: «Общая психология» - student2.ru Раздел: «Общая психология» - student2.ru Задающий прибор (SW) Прибор сличения
  Эффектор ППМ (JW)  

SW – то, что должно быть

JW – то, что есть на самом деле

W – момент рассогласования, есть всегда, из-за действия многочисленных факторов.

Он приходит Бернштейн приходит к выводу: целесообразное движение строится в процессе его осуществления.

§ Трудности управления движением. Внешние и внутренние силы. Координация двигательных актов. Принцип обратной связи. Принцип сенсорных коррекций.

Трудности, связанные со строением и управлением опорно-двигательной системой:

Скелет – пассивная часть, а ППМ – активная. Костные звенья соединены суставами. У разных костных звеньев разное количество степеней свободы: 1, 2, 3. Это зависит от передаточных движений. При движении степени свободы складываются, тело начинает обладать десятками степеней свободы. Механические системы же имеют только 1 степень свободы. Большое число степеней свободы – главная трудность управления движением.

Проблемы, связанные с мышцами:

1. Мышца – эластичная структура, управляющая костями.

2. Мышца работает только по нажатию. Любое движение требует согласования с нервной системой.

3. Мышечное волокно сокращается по принципу «всё или ничего».

Бернштейн выяснил, что существуют дополнительные факторы, которые влияют на ход движения, сами при этом не поддаются предварительному учёту:

1. Инерционные силы

2. Реактивные силы (например, сила отдачи)

3. Внешние силы (сила тяжести, сила трения)

На основе полученных фактов Бернштейн сделал вывод, что для того, чтобы решить двигательную задачу, ЦНС должна получать информацию о ходе движения и вносить коррекции в движения, связанные с действием вышеперечисленных факторов.

Были открыты 2 фундаментальных принципа управления:

1. Обратной связи

2. Сенсорных коррекций

Вывод: движение строится в процессе его осуществления.

· Психофизиология активности. Модель "потребного будущего". Принцип микроэтапной корригируемости и принцип исходной преформированности.

В 1948-1966 гг. Бернштейн активно работал над теорией «Биология и физиология активности». Это теория была создана на основе обобщения экспериментальных материалов, связанных с управлением движением.

В основу теории положен принцип активности. Его суть: решающая роль в актах жизнедеятельности организмов приписывается внутренней программе. Этот принцип противостоит принципу реактивности. Обосновывая это положение, он утверждает, что жизнь в вероятностноорганизованной среде развивает у человека способность предвидеть, предопределять и предвосхищать наступление будущих событий. Конкретизируя это положение, он вводит понятие – Модель потребного будущего. Другими словами, сначала моделируется наступление будущих событий в потребном организму или индивиду направлении, а затем настоящее преодолевается на пути к будущему.

Живой организм рассматривается не как пассивная реактивная система, лишь отвечающая на внешний стимул, а как активная потребностная целеустремлённая система. Жизнь – это не уравновешивание с окружающей средой и поддержание гомеостаза, а преодоление этой среды в направлении родовой программы развития и самообеспечения. Жизнь – преодоление.

Бернштейн уточнил роль стимула:

1. Наиболее простые рефлексы целиком определяются пусковым стимулом.

2. По мере усложнения движения оно всё менее зависит от стимула, за которым сохраняется лишь спусковая роль.

3. Сложные целесообразные движения инициируются и регулируются изнутри организма, на основе внутренней программы и МПБ.

То есть, Бернштейн противопоставил принцип исходной преформированности и принцип микроэтапной корригируемости.

§ Принципы и положения теории регуляции движений и психофизиологии активности в практике общения и взаимодействия.

Профессиональная позиция заключается в том, что общение и взаимодействие необходимо строить в процессе их осуществления, потому что в реальном общении существуют многочисленные факторы, которые заранее предугадать невозможно.

Плюсы:

1. Профессионал, строящий общение, свободен в выборе средств, методов, инструментов, решения задач, свободен от жёстких схем и стереотипов.

2. Профессионал, строящий общение, ответственен. Из-за этого он и становится профессионалом.

3. Строящий общение всегда современен.

4. Не способный строить, демонстрирует качества «профессионального идиотизма» - смотрит на всё через профессиональную деформацию.

В реальном общении лучше руководствоваться принципом микроэтапной корригируемости, но необходимо помнить, что в реальной жизни человек неизбежно столкнётся со следующими видами преформированности:

1. Объективная преформированность (пол, возраст, жизненный опыт)

2. Социально-психологическая преформированность (социальные роли, социальные стереотипы, установки, национально-культурные установки)

3. Ситуативная преформированность (в диапазоне от температурных условий до форс-мажорных обстоятельств)

4. Профессиональная преформированность (нужно быть преформированным в профессиональной этике).

Примирить принципы построения и преформированности можно, если все виды преформированности рассматривать как условия решения житейских и профессиональных задач. Это условие снимает с препятствий признак непреодолимости.

§ Общая характеристика выразительных движений. Линии анализа, принципы и особенности декодирования и интерпретации.

Выразительные движения (язык тела) выполняют ряд важнейших функций:

1. Усиливают (ослабляют) содержание сказанного

2. Уточняют сс

3. Изменяют сс

4. Дополняют сс

Они выражают то, что скрыто от непосредственного наблюдения: состояние человека, его отношение, намерение.

При первичном контакте доверие в большей степени связано с оценкой экспрессии и паралингвистических показателей (интонация, громкость голоса, пунктуация), а не с содержанием сказанного.

Составляющие экспрессивного репертуара: мимика, жесты, позы, походка, проксемика (пространство и время).

Существует два основных направления рассмотрения выразительных движений:

1. Выразительные движения рассматриваются в связи с состоянием человека, при этом устанавливаются биологические предпосылки такой связи. То есть выразительные движения являются объективным показателем состояния человека.

В данном случае в качестве единицы анализа выступает экспрессивный код. Знание этих кодов – путь к познанию другого человека и основа самовыражения. Но декодирование крайне ограничено, то есть не учитывает ряд важных моментов для понимания другого человека.

2. Выразительные движения рассматриваются в связи с особенностями характера. Но при анализе нельзя полностью руководствоваться этим направлением потому что не все люди одинаково выражают одно и то же, одни могут выражать, а другие – нет, для человека свойственно играть, претворяться, изображать.

3. Функциональный путь: сегодня экспрессивный репертуар рассматривается как триединство – природные задатки и возможности, социальное посредование (социализация), направленная индивидуальная работа.

Выразительные движения оцениваются по следующим параметрам:

1) Произвольность – непроизвольность

2) Интенсивность

3) Динамика

4) Гармоничность – дисгармоничность

5) Симметрия – ассиметрия

6) Типичность - индивидуальность

Раздел: "Психология эмоций"

Эмоция (emoveo – волную, потрясаю) – психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла и явлений ситуации, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. С эмоциями связаны все психологические процессы: ощущение, восприятие, представление.

Развитие представлений об эмоциях шло в несколько этапов.

1. Описательный период – встречаются первые описания эмоций. Терминология была введена философами.

2. Описательно-номинативный. Работали Рене де Карт, Спиноза, Имануил Кант. Он назывался номинативным, так как учёные не делали попыток проникнуть в сущность функций эмоций.

§ Вклад Ч. Дарвина в изучение эмоциональных реакций человека. "Рудиментарные" теории Эмоций (Рибо, Спенсер).

С именем Ч. Дарвина (конец 19 века) связан доказательный период изучения эмоций. В 1872 г. он написал труд «Выражение эмоций у человека и животных». Он рассматривал эмоции как реакцию на ситуацию, они должны быть целесообразными. Он изучал эмоции у младенцев, у людей с патологиями, разработал 16 вопросов, пытаясь выяснить разницу выражения эмоций у разных народов и пришёл к выводу, что все выражают эмоции одинаково. Он обозначил три принципа закрепления эмоциональных реакций:

1. Принцип полезных ассоциативных привычек,

2. Принцип антитезы. Это закрепление реакции противоположной испытываемой эмоции.

3. Принцип прямого воздействия возбуждённой нервной системы на тело (например, поседение).

Идеи Дарвина развили Рибо и Спенсер. Они создали рудиментарную теорию эмоций. Они считали, что эмоции – остатки животной жизни человека в ослабленной форме. Рибо назвал эмоции «умирающим племенем». Они пришли к негативному выводу-предсказанию, что человек будущего – это человек без эмоций. Они пытались выяснить, для чего нам нужны эмоции и почему они не отмирают. Но не смогли этого сделать.

§ Периферическая теория эмоций Джеймса-Ланге. Критика (В.Кеннон).

На вопросы Рибо и Спенсера попытались ответить Джеймс и Ланге в труде «Периферическая или моторно-висцеральная теория». Они трансформировали стандартную схему проявления эмоций:

Восприятие ---- Эмоции ------ Проявления

В доказательство правильности своей позиции они приводили принцип вычитания телесной составляющей из эмоциональной деятельности. Разница в том, что Джеймс рассматривал эмоции в связи с изменениями во внутренних органах, а Ланге – с состояниями напряжения, расслабления в ПП, висцеральной и вазомоторной мышцах.

С позиции физиологов эта теория была раскритикована Кенноном. Он изучал эмоции на уровне биохимии организма. Его опыты показали изменения на уровне гормональной и секреторной активности, изменения состава крови. Он также обнаружил, что все эти изменения носят неспецифичный характер, то есть по ним нельзя определить, какая эмоция была проявлена.

Он задаётся вопросом: для чего же тогда нужны эти изменения, если они не связаны с эмоциями? И отвечает, что они являются подготовкой к действию.

Именно после этого открытия стала понятна вся тяжесть положения человека. То, что подготовил организм, в обязательном порядке должно быть использовано, иначе это приведёт к психосоматическим заболеваниям.

§ Эмоции успеха и неуспеха. (Вилюнас В.К.)

В отечественной психологии, к которой и относится Вилюнас, эмоции рассматриваются как механизмы регуляции деятельности. Вилюнас разделили все эмоции на 2 группы: ведущие и производные.

Ведущие представляют на уровень психического отражения потребности, направленные на предмет потребностей, непосредственно открывая субъекту их смысл и побуждая к действию в отношении их.

Производные эмоции возникают в конкретной ситуации и выражают смысл явлений, который обусловлен отношением к предмету ведущего переживания.

Вилюнас приходит к выводу о том, что эмоции, выступая в качестве регулятора деятельности могут выступать в качестве стоп-фактора, на основе этого он выделяет в отдельную группу эмоции успеха и неуспеха. Они бывают констатирующие, предвосхищающие и обобщённые. Данные эмоции окрашивают определённые шаги на пути к цели, при этом эмоции успеха санкционируют продолжение деятельности в заданном направлении, а эмоции неуспеха выступают как стоп-фактор – приостанавливают деятельность и запускают процесс пересмотра средств и, если диапазон их исчерпан, изменения цели. Но это характеризует только взрослого человека. У ребёнка эмоция неуспеха может вызвать не приостановку действия, а полный отказ от деятельности.

§ Эмоции и регуляция деятельности. Функции эмоций.

В отечественной психологии эмоции рассматриваются как механизмы регуляции деятельности. При взаимодействии с действительностью эмоция выполняет функцию обозначения образа в цели и побуждения к ним. В этом контексте эмоция выступает как необходимый компонент ориентировочных процессов, так как нарушается равнозначность ориентиров.

Вилюнас разделили все эмоции на 2 группы: ведущие и производные.

Ведущие представляют на уровень психического отражения потребности, направленные на предмет потребностей, непосредственно открывая субъекту их смысл и побуждая к действию в отношении их.

Производные эмоции возникают в конкретной ситуации и выражают смысл явлений, который обусловлен отношением к предмету ведущего переживания.

Вилюнас рассматривал следующие функции эмоций:

Регулирующая (основная). Она проявляется в различных аспектах.

Организация познавательной деятельности человека (ощущение, восприятие, представление)

Эмоции, выступая в качестве регулятора деятельности могут выступать в качестве стоп-фактора, на основе этого он выделяет в отдельную группу эмоции успеха и неуспеха. Они бывают констатирующие, предвосхищающие и обобщённые. Данные эмоции окрашивают определённые шаги на пути к цели, при этом эмоции успеха санкционируют продолжение деятельности в заданном направлении, а эмоции неуспеха выступают как стоп-фактор – приостанавливают деятельность и запускают процесс пересмотра средств и, если диапазон их исчерпан, изменения цели. Но это характеризует только взрослого человека. У ребёнка эмоция неуспеха может вызвать не приостановку действия, а полный отказ от деятельности.

Выполняя регулирующую функцию, эмоции могут выступать в качестве механизма мобилизации духовных сил и энергетических возможностей организма. Одновременно они могут выступать в качестве механизма разрядки психического напряжения.

Эмоции могут выступать в качестве подкрепляющего агента при выработке условных реакций.

Коммуникативная функция связана с внешним выражением. Это касается экспрессивного репертуара человека. В этой функции необходимо рассмотреть феномен эмоционального заражения, которому чрезвычайно подвержены дети. Он имеет глубокие филогенетические корни. Крайней его формой является феномен толпы.

§ Эмоция как ценность. Эмоциональная направленность личности. (по Б.И. Додонову).

Эта теория создавалась в 70-е гг. 20 в. Додонов рассматривал эмоции в связи с потребностями, но на определённом этапе деятельности эмоция отделяется от той потребности, с которой она была связана и становится самоценной, то есть превращается в мотив, цель поведения и деятельности. Человек осуществляет деятельность таким образом, чтобы испытать эмоции определённого качества. Конкретизируя это положение он создаёт оригинальную классификацию эмоций: альтруистрические, коммуникативные, глорические, праксические, гностические, эстетические, романтические, пугнические, гедонистические, акизиситивные

На основе этой классификации он вводит понятие «Общая эмоциональная направленность личности». Она определяется преобладанием одного из типов ценностных эмоций. ЭНЛ выступает в качестве одного из системообразующих факторов психологической структуры личности и может обуславливать выбор вида деятельность, профессию, хобби и т.д.

В связи с этим правомерно говорить не только о количественной, но и о качественной эмоциональной депривации. Она субъективно переживается тяжелее, потому что бывает трудно объективно восполнить какую-то эмоцию и обостряются отношения между людьми из-за непонимания.

§ Мотивы и потребности. Классификации: Мак-Дауголл, Г. Мюррей, А. Маслоу, А.Н. Леонтьев. Иванников В.А.

Термин мотивация в современной литературе применяется как родовое понятие для обозначения всей совокупности психологических образований и процессов, побуждающих и направляющих на жизненноважные условия и предметы. Чаще всего мотивацию связывают с потребностями. При этом потребность рассматривается как объективное состояние нужны в чём-либо. Отсюда возникает вопрос о локализации

Мотивов.

Классификация Мак-Даутолла. Он считает, что мотивация локализована внутри нас. Он вводит понятие «базовый инстинкт»: предрасположенность селективного восприятия, соответствующий эмоциональный импульс, активность инструментального типа. Чтобы обозначить побуждающее значение импульса, вводит понятие «инстинктоподобная мотивационная диспозиция».

Генри Мюррей классифицирует мотивы на основе отношения индивид-среда. Он объясняет целенаправленность поведения как равнодействующую непрерывного взаимодействия личностных и ситуационных факторов. Центральные понятия: потребность личности и давление ситуации. Они содержательно соответствуют друг другу то есть давление актуализирует потребность, а потребность ищет давление. Взаимодействие между ними – тема. Она выступает единицей анализа активности.

Потребности он делит на первичные и вторичные (психогенные).

Классификация мотивов и потребностей на основе их иерархии (Маслоу)

Он разграничивает мотивы по группам. Они упорядочены на основе ценностной иерархии, соответствующей их роли в становлении личности:

1. Низшие (нужды)

2. Потребность в безопасности

3. Потребность в социальных связях

4. В самоутверждении, признании, одобрении

5. Высшие (потребности роста) – в самоактуализации, реализации своих способностей.

Маслоу создал также принцип приоритетности удовлетворения потребности. Он считал, что пока не удовлетворены низшие потребности, не будут удовлетворены и высшие, хотя он признавал некоторую автономность 5-го уровня.

А. Н. Леонтьев выделил два класса мотивов — неосознаваемые и осознаваемые. К неосознаваемым мотивам относятся влечения, конформизм, установки. Влечения являются внутренним стимулом к совершению определенного действия и выражаются в стремлении удовлетворить недостаточно осознаваемую потребность. Конформизм проявляется в том, что человек действует неосознанно, выбирая точку зрения других, независимо от того, соответствует она или не соответствует собственной внутренней позиции. Под установкой понимается неосознаваемое состояние готовности человека определенным образом воспринимать, оценивать и действовать по отношению к людям или объектам.

Осознаваемые мотивы характеризуются тем, что человек отдает себе отчет в том, что побуждает его к деятельности. К ним относятся интересы, убеждения, мировоззрение личности. Осознание потребностей явилось условием формирования интересов как качественно особых мотивов личности.

Иванников классифицировал потребности на основе понятия «жизненная задача». Он считал, что потребность – это условие жизни. Для того чтобы условие превратилось в потребность необходима программа, которая задаёт определённые пармаетры самовостановления и изменчивая среда, задающая задачу поддержания параметров. Здесь потребность выступает как жизненная задача, т.е. характеризует не индивида, а его отношение с окружающей средой. Иванников предлагает 5 уровней потребностей:

1. Потребности организма

2. Потребности вида (размножение)

3. Потребности природного субъекта (на этом уровне происходит синтез всех уровней, т.е. реальное поведение)

4. Потребности социального субъекта (в информации, в определённом месте)

5. Потребности личности (долга, чести, духовные потребности).

Эта классификация более правильна, так как у Маслоу она структурна, а здесь функциональная. Уровни взаимодействуют, взаимообуславливают друг друга.

Наши рекомендации