Семинар 2. Характер, способности, самосознание
1. Понятие, структура и свойства структуры характера.
2. Акцентуации характера.
3. Понятие способностей. Виды и уровни развития способностей.
4. Проблема «Я» в психологии и «Я ‑ концепция».
5. Структура и функции самосознания.
Список литературы (основной):
Маклаков А.Г. Общая психология : Учеб. - СПб.: Питер, 2000, 2003.
Общая психология в педагогическом вузе. Пермь, ПГПИ, 1990.
Список литературы (дополнительный):
Ананьев Б.Г. Строение характера // Психология индивидуальных различий: Тексты / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я.Романова. – М.: МГУ, 1982. С 172-179.
Бернс Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. – М.: Прогресс, 1986. С. 30-47.
Голубева Э.А. Комплексное исследование способностей // Вопросы психологии. 1986. №5. С.18-30.
Мерлин В.С. Структура личности: характер, способности, самосознание: учебное пособие к спецкурсу. – Пермь, 1990.С.3-23, 27-58, 81-107.
Теплов Б.М. Избранные психологические труды. В 2 т. – М.: Педагогика, 1985. Т.1. С. 15-41.
Психология самосознания: Хрестоматия. – Самара: Бахрах-М, 2000.
Рубинштейн С.Л. Самосознание личности и ее жизненный путь // Психология личности: Тексты / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, А.А.Пузырея. – М.: МГУ,1982. С.127-132.
Шадриков В.Д. О содержании понятий «способности» и «одаренность» // Психологический журнал. 1983. Т.4. №5. С.3-11.
ЛАБОРАТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ (ЧАСТЬ 1)
Ощущение
Ощущение
Опыт 1. Исследование мышечно-суставных ощущений.
Цель: определение величины нижнего порога различений мышечно-суставных ощущений массы.
Оборудование:разновесы с грузами в граммах, повязка для глаз, протокол.
Опыт 2. Определение зрительных пространственных порогов различения (точность глазомера).
Цель: изучение разностного порога чувствительности
Оборудование: листы с нарисованными на них линиями, по аналогии с линейкой Леманна, протокол.
Восприятие
Опыт 3. Специфика восприятия
Цель: исследование роли восприятия в познавательной деятельности.
Оборудование: набор мелких предметов (мел, резинка, ручка, кольцо, монета и.т.п.), протокол.
Опыт 4. Значение контура предмета для тактильного и зрительного восприятия (по методу Фолькельта).
Цель: исследование роли объективных и субъективных факторов в процессе восприятия.
Оборудование: Трафареты сложных геометрических фигур из плотного материала, листы для работы и протокол.
Опыт 5. Исследование иллюзии установки.
Цель: демонстрация иллюзии веса (иллюзия Мюллера)
Оборудование: шары одинакового размера и разные по весу, протокол.
Память
Опыт 1. Объем кратковременной памяти.
Цель: исследование объема памяти различными методами (метод Джекобса, вычисление индекса кратковременной памяти).
Оборудование: числовые ряды, протокол
Опыт 2.1. Установка и запоминание.
Цель: изучение влияния установки на запоминание информации
Оборудование: ряды слов для запоминания, протокол
Опыт 2.2.
Цель: изучение влияния установки на срок запоминания информации
Оборудование: ряды слов для запоминания, протокол
Опыт 3. Исследование непосредственного и опосредованного запоминания.
Цель: сравнить продуктивность непосредственного и опосредованного запоминания
Оборудование: ряды слов для запоминания по методу «удержанных членов ряда» и по «методу удачных ответов», протокол
Опыт 4. Сравнение процессов узнавания и воспроизведения.
Цель: сравнить продуктивность процессов узнавания и воспроизведения одного и того же материала.
Оборудование: ряды слов для запоминания, протокол
Опыт 5. Исследование факторов влияющих на сохранение материала в памяти.
Цель: изучение эффектов ретроактивного торможения и интерференции мнемических следов..
Оборудование: слов для запоминания, слова с различной частотой употребления, числовые стимулы, протокол.
Мышление
Опыт 1. Исследование влияния прошлого опыта на решение задач.
Цель: изучение ригидности мыслительных процессов.
Оборудование: бланки методики А.С.Лачинса, протокол.
Опыт 2. Определение лабильности-ригидности мыслительных процессов с помощью методики «словесный лабиринт».
Цель: изучение подвижности, лабильности мыслительных процессов.
Оборудование: карточки со «словесным лабиринтом», протокол.
Опыт 3. Определение активности вербального и наглядно-образного мышления.
Цель: исследование вербальной и образной беглости, гибкости.
Оборудование: лист бумаги-протокола.
Опыт 3. Изучение наглядно-образного мышления при решении задач сложения фигур из спичек.
Цель: оценка наглядно-образного мышления
Оборудование: спички, протокол.
Опыт 4. Преодоление шаблонности мышления при решении мыслительной задачи.
Цель: изучение факторов создающих шаблонность мышления.
Оборудование: задачи требующие при решении отказа от шаблона.
Воображение
Опыт 1. Особенности творческого воображения.
Цель: выяснить особенности творческого воображения выраженного в словесной форме, выбор критериев для оценки творческих работ.
Оборудование: неоконченные тексты, отдельные слова
Опыт 2. Исследование индивидуальных особенности воображения.
Цель: определить степень оригинальности или стереотипности воображения, уровень сложности воображения, гибкость-ригидность воображения.
Оборудование: тест Дж.Гилфорда "Необычное использование", протокол.
Внимание