Отзыв студента на фильм «Простая и непростая педагогика»
Данный фильм показывает, насколько благотворной может быть роль психологии. В фильме достаточно хорошо освещена практическая роль психологии, так называемая «психология во здравие».
Именно такие лагеря, как «Комсорг», ставят своей целью помочь людям преодолеть их психологические травмы, научить их общению. А последнее, в свою очередь, является неотъемлемой составляющей человеческой жизни. Через общение человек познает мир, свое место в этом мире. Без общения человек не станет полной сформировавшейся личностью. А это, на мой взгляд, очень важно.
В «Комсорге» все операции и действия, которые проводили психологи, были направлены на то, чтобы помочь раскрыться самим, и помочь раскрыться другим.
Сами психологи действовали скрытно, ведь важнее всего результат. Дети приезжали в лагерь отчужденными, замкнутыми, несговорчивыми, а уезжали цветущими и радостными.
При этом в работе психологов не наблюдалось навязывание мнения, а тем более не оказывалось какого-либо давления. Все было построено с помощью игры. У меня сложилось впечатление, что игра – самый важный элемент формирования общения в «Комсорге».
Одной из целей психологов была также подготовка молодежи ко всем тяготам человеческой жизни и ее неудачам.
Обучение здесь проходило как психологическим путем, так и физическим. Детей учили умению, во-первых, вступать во взаимоотношения, а во-вторых – умению принимать решение. Детям предстояло решать задачи, связанные, например, с поведением человека в экстремальных ситуациях, а также многие другие.
Мне кажется, что работа, проводимая психологами, имеет грандиозное значение для дальнейшего развития ребенка. Совершенно ясно, что такие лагеря, как «Комсорг», необходимы. А работа, проводимая психологами, очень помогает людям. А по-другому и не может быть, ведь психология призвана служить благородным целям человечества.
Программы компьютерного контроля (самоконтроля) и обучения (самообучения) по отдельным курсам (Общая, возрастная и педагогическая психология, психодиагностика, социальная психология управления)
Использование программ компьютерного и бланкового контроля знаний студентов по психологическим курсам, сочетающих контроль и элементы обучения, может рассматриваться как одна из современных технологий обучения.
Студентам предлагается структурировать знания по каждой теме путем выбора правильных признаков из списка смешанных признаков по двум-трем темам. Например, требуется выделить основные свойства ощущения и восприятия из набора свойств ощущения и восприятия, перемешанных в случайном порядке в общем списке. Таким образом, актуализируются основные этапы усвоения знания: понимание и структурирование для решения конкретной задачи. В ходе выполнения задания студент оперирует основными механизмами мышления: анализом через синтез, классификацией, обобщением. По каждому заданию имеются правильные ответы, помещенные после всех заданий.
Содержание контрольных заданий включает основные понятия курса в соответствии с программой и такими учебниками и учебными пособиями, как «Психология человека» В.И. Слободчикова и Е.И. Исаева (М., 1995); «Общая психология» под ред. А.В. Петровского (М., 1986); «Введение в психологию» под ред. А.В. Петровского (М., 1995); «Психология» Р.С. Немова (М., 1995).
Описываемая технология органически интегрирует элементы компьютерного контроля в систему традиционных форм учебной деятельности: лекций, семинарских и лабораторных занятий, зачетов, экзаменов, консультаций. Доверие к компьютеру как партнеру, эстетический атрибут ситуации, современный характер оборудования, престижность работы с компьютером повышают мотивацию студента к изучению психологии. Студент может посмотреть правильные ответы после того, как получит положительную оценку. В случае неудовлетворительной оценки компьютер сам предлагает посмотреть правильные ответы, причем с учетом выполненных заданий. В бланковом варианте студент оценивает свой ответ самостоятельно на основе предлагаемой шкалы в пятибалльной системе.
Наличие правильных ответов на все задания, с которым студент может сравнить собственные решения, дает возможность реализовать механизм обратной связи; а указание обратиться к литературе (основной, с указанием страниц), но уже на более высоком уровне использования книги - с целью уточнения и углубления имеющихся знаний, - способствует формированию навыков самостоятельной работы в учебной деятельности.
Методика контроля
В соответствии с инструкцией студент на клавиатуре компьютера производит отбор нужных признаков к заданной теме (например, «Характер») из комплекса признаков, присущих характеру, темпераменту и способностям соответственно. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл, а после выполнения задания на дисплее высвечивается: общее число баллов, оценка по пятибалльной шкале, список литературы, вариант правильного решения.
Компьютерный контроль проводится как под руководством преподавателя, дополняющего контроль беседой и консультацией, так и самостоятельно (в кабинете психологии или дома, если студент имеет компьютер). Сочетание индивидуального и группового контроля зависит от числа компьютеров в кабинете психологии.
Оценка компьютерного контроля учитывается на экзамене, зачете, аттестации и т.д. В случае получения неудовлетворительной оценки на компьютере, по нашему мнению, студент должен допускаться к экзаменам и зачетам, но получать дополнительно несколько основательных устных вопросов.
Компьютер в силу своих специфических возможностей: широкого информационного поля, огромной экономии времени, - в определенной мере может выполнять функцию интеграции традиционных форм учебной деятельности (лекции, семинары, экзамены и т.д.) в единую систему. Бланковый вариант программы реализуется примерно по такой же схеме что и компьютерный, но при отсутствии (или малом числе) компьютеров позволяет охватить большее число студентов.
Внедрение компьютеров в учебный процесс, несмотря на авторитет тенденции компьютеризации современной жизни, представляется проблематичным с точки зрения психологии образования, а именно: гармонизации отношения учащегося к книге, компьютеру и учителю. Повышенная пристрастность молодежи к компьютерам может привести к нездоровому азарту и смещению мотивации к компьютерам в ущерб другим компонентам обучения. В этой связи очень важно выдержать линию сопряжения всех элементов - компьютера, книги, учителя и ученика. Авторы надеются, что предлагаемые программы в определенной мере решают эту задачу.