Практическое занятие №3. Теории психического развития ребенка
1. Проведите самозачет по овладению системой понятий:
биогенетическая теория развития, бихевиористская теория развития, ведущая деятельность, возрастная периодизация, возрастные особенности развития, высшие психические функции, движущие силы развития, задержка психического развития, зона актуального развития, зона ближайшего развития, кризис развития, критическое развитие, литическое развитие, период детства, предпосылки развития, условия развития, психические новообразования, психоаналитическая теория развития, сензитивный период, социальная ситуация развития, формирование (личности).
2. Подготовьте сообщение об основных теориях психического развития. Обратите внимание на то, как автор концепции определяет движущие силы, условия, источники психического развития. Какая из перечисленных вами теорий наиболее соответствует вашим представлениям о развитии человека. Почему?
3. Деятельность, общение, обучение, развитие. Проблема их соотношения и взаимосвязи.
4. Понятие сензитивного периода, его роль в психическом развитии.
Рекомендованная литература
Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка.// Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия/ Сост. И.В.Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин, М., 2001.
Стр. 18-26
Запорожец А.В. Условия и движущие причины психического развития ребенка// там же, стр.32-36.
Лейтес Н.С. К проблеме сензитивных периодов психического развития человека.
Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 1996
Практическое занятие №4. Общие закономерности индивидуального развития ребенка.
- Понятие сензитивного периода развития.
- Представление о движущих силах, условиях и факторах развития
- Понятие ведущей деятельности и ведущего типа общения.
- Взаимосвязь развития организма, поведения, познавательных процессов и личности ребенка.
- Семантическая функция, ее формирование и значение для развития ребенка.
Рекомендованная литература
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2 т. – М., 1986, с. 103-127.
- Бернс Р.С. Развитие Я-концепции и воспитание. – М., 1986, с.67-95.
- Брунер Д.С. Психология познания. – М., 1977.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1991, с. 100-102.
- Леонтьев А.Н, Проблема развития психики. – М., 1981, с. 538-557.
- Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М., 1995, гл.1.
Практическое занятие №5. Психология дошкольного детства
1. Проведите самозачет, используя известную вам методическую процедуру по овладению системой следующих понятий:
дошкольное детство, игра, комплекс оживления, кризис (возрастной), младенчество, наглядно-действенное мышление, новорожденность, норма психического развития, образно-схематическое мышление, ориентировочный рефлекс, поведение, предметная деятельность, раннее детство, ролевая игра, самоконтроль, самосознание, самооценка, символизм, кризис 3-х лет.
2. Охарактеризуйте структуру и динамику младенческого возраста.
3. Характеристика основных психологических новообразований к концу первого года жизни.
4. Проблема развития предметных действий в раннем возрасте.
5. Структура и динамика развития ребенка в дошкольном возрасте.
6. Игра как ведущий тип деятельности дошкольника.
Рекомендованная литература
Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. Статьи: "Кризис 3 лет", "Младенческий возраст", "Ранний возраст". М., 1992.
Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 1996
Практическое занятие №6. Развитие личности в экстремальных условиях и условиях депривации.
1. Личность и ее особенности, условия и этапы формирования.
2. Понятие депривации. Депривация социальная, материнская, сенсорная, двигательная и т.д. Влияние депривации на психическое развитие и на развитие личности.
3. Типология депривационной личности (по Й. Лангмейеру, З. Матейчику). Приведите примеры из различных источников (газеты, журналы, художественная литература, ТВ), рассказывающих о судьбе детей-сирот, различных типов депривированности личности.
4. Экстремальные условия жизни и деятельности. Развитие личности в экстремальных условиях (примеры, факты из жизни и др. источников).
Задание для самостоятельной работы
Законспектируйте следующие статьи из хрестоматии: Лишенные родительского попечительства / Ред.-сост. В.С. Мухина. – М., 1991.-223 с.:
· Айнсворз М. Обратим ли эффект депривации?, с. 161-165.
· Шпиц Р.А. Поведение депривированных детей, с. 166-167.
· Пиклер Э. Современные формы проявления госпитализма, с. 186-193.
· Лангмейер Й., Матейчик З. Типы депривационной личности ребенка в учреждении, с. 205-213.
Рекомендованная литература
- Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия /Ред.-сост. В.С. Мухина. – М., 1991.-223 с.
- Тензионные состояния // Психические состояния /Сост.-ред. Л.В. Куликов. – СПб, 2000. – с.364-481.- (Серия «Хрестоматия по психологии»).
- Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. – М., 1988.
- Целуйко Р.М. Психология неблагополучной семьи. – М., 2003.
- Лиханов А.А. Дети без родителей. – М., 1987.
- Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Дети без семьи (Детский дом: заботы и тревоги общества). – М., 1990.
Практическое занятие №7-8. Младший школьный возраст. Проблема психологической готовности к школьному обучению
1. Проведите самозачет, используя известную вам методическую процедуру по овладению системой следующих понятий:
Психологическая готовность к школе, школьная дезадаптация, мотивация учебной деятельности, младший школьный возраст, позиция школьника, иерархия мотивов, учебная деятельность, наглядно-образное мышление, рефлексия, произвольность, социальный мотив, познавательный мотив, мотив одобрения, мотив избегания неудач, эмоциональная непосредственность, компетентность, самосознание. Самооценка, уровень притязаний, социометрия, педагогическая запущенность, задержка психического развития.
2. Показатели психологической зрелости ребенка и проблема готовности к школьному обучению.
3. Младший школьный возраст, его структура и динамика.
4. Роль сверстников и взрослых в психическом развитии младшего школьника.
5. Формирования и развитие учебной мотивации как фактора, способствующего успешному обучению.
6. Проблема школьной дезадаптации, причины дезадаптации.
7. Задержка психического развития и педагогическая запущенность как причины неуспеваемости.
Рекомендованная литература
Ананьев Б.Г. Психологическая ситуация оценки на уроке в классе// Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия/ Сост. И.В.Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин, М., 2001. стр. 101-111.
Божович Л.И. О мотивации учения// Там же, стр. 111-113.
Акимова М.К., Козлова В.Т. Природные особенности ребенка и трудности учения// Там же, стр. 116-122.
Эльконин Д.Б. Школьное обучение – его особенности// там же 67-74.