Вскоре, в 1885 г., В. М. Бехтерев организовал подобную лабораторию в России
В области сознания, полагал Вундт, действует особая психическая причинность, подлежащая научному объективному исследованию. Сознание было разбито на психические структуры, простейшие элементы: ощущения, образы и чувства. Роль психологии, по мнению Вундта, заключается в том, чтобы дать как можно более детальное описание этих элементов: «Психология — это наука о структурах сознания». Это направление назвали структуралистским подходом. Также использовался метод интроспекции, самонаблюдения.
Кто-то из психологов сравнивал картину сознания с цветущим лугом: зрительные образы, слуховые впечатления, эмоциональные состояния и мысли, воспоминания, желания — все это может находиться в сознании одновременно. В нем выделяется особенно ясная и отчетливая область — «поле внимания», «фокус сознания»; за пределами ее находится другая, содержания которой неотчетливы, смутны, нерасчлененны — это «периферия сознания». Содержание сознания, заполняющее обе эти области, подвижно. Эксперименты Вундта с метрономом показали, что монотонные щелчки в восприятии человека непроизвольно ритмизуются, т. е. сознание по своей природе ритмично, причем организация ритма может быть как произвольной, так и непроизвольной. Вундт попытался изучить и такую характеристику сознания, как его объем. Эксперимент показал, что ряд из 8 двойных ударов метронома (или из 16 отдельных звуков) является мерой такого объема. Ученый считал, что психология должна найти элементы сознания, разложить его сложную динамичную картину на простые, далее неделимые части. Простейшими элементами сознания Вундт объявил отдельные впечатления или ощущения. Те являются объективными составляющими. Есть еще и субъективные — чувства. Немецкий исследователь предложил три пары субъективных элементов: удовольствие — неудовольствие, возбуждение — успокоение, напряжение — разрядка. Из их комбинации образуются все чувства человека, например радость — это удовольствие и возбуждение; надежда — удовольствие и напряжение; страх — неудовольствие и напряжение.
Однако идея разложения психики на простейшие элементы оказалась ложной, из простых элементов собрать сложные состояния сознания оказалось невозможным. Поэтому к 20-м гг. XX в. эта психология сознания практически перестала существовать.
Теперь коснемся особенностей функционалистского подхода. Американский психолог У. Джеймс предложил изучать функции сознания и его роль в выживании человека. Он выдвинул гипотезу, что последняя заключается в том, чтобы дать человеку возможность приспособиться к различным ситуациям. Это происходит либо при повторении уже выработанных форм поведения, либо при изменении их в зависимости от обстоятельств, либо при освоении новых действий, если того требует ситуация. Функционалисты утверждают: «Психология — это наука о функциях сознания». Они использовали методы интроспекции, самонаблюдения, фиксации времени, затраченного на решение задач.
Джеймс отразил в понятии «поток сознания» его движение, непрерывное изменение его содержания и состояний. Процессы сознания делятся на два больших класса: одни их них происходят как бы сами собой, другие организуются и направляются человеком. Первые называются непроизвольными, вторые — произвольными.
Большой вклад в становление отечественной научной психологии внес И. М. Сеченов (1829-1905), русский физиолог, автор одной из программ построения психологии как самостоятельной науки. В его книге «Рефлексы головного мозга» (1863) основные психологические процессы получают физиологическую трактовку. Их схема такая же, что и у рефлексов: они берут начало во внешнем воздействии, продолжаются центральной нервной деятельностью и заканчиваются ответной деятельностью — движением, поступком, речью. Такой трактовкой Сеченов предпринял попытку «вырвать» психологию из круга внутреннего мира человека.
Однако при этом была недооценена специфика психической реальности по сравнению с физиологической ее основой, не учтена роль культурно-исторических факторов в становлении и развитии психики человека.
Важное место в истории отечественной психологии принадлежит Г. И. Челпанову (1862-1936).Его главная заслуга состоит в том, что в России был создан психологический институт (1912). Экспериментальное направление в психологии, предполагавшее использование объективных методов исследования, развивал В. М. Бехтерев (1857-1927). Усилия И. П. Павлова (1849-1936) были направлены на изучение условно-рефлекторных связей в деятельности организма. Его работы плодотворно повлияли на понимание физиологических основ психической деятельности.
Бихевиористский подходАмериканский психолог Дж. Уотсон провозгласил в 1913 г., что психология получит право называться наукой, когда будет применять объективные экспериментальные методы изучения. Объективно можно изучать только определенное поведение человека, возникающее в той или иной ситуации. Его и следует фиксировать. Последователи такого направления утверждают: «Психология — это наука о поведении», а все понятия, связанные с сознанием, следует исключить из обихода. Выражение «ребенок боится собаки» в научном плане не означает ничего, необходимы объективные описания: «слезы и дрожь у ребенка усиливаются, когда к нему приближается собака». Новые формы поведения появляются в результате образования условных рефлексов (обусловливание) (Дж. Уотсон). Любое поведение определяется своими последствиями (Б. Скиннер). Человеческие действия возникают под влиянием социальной среды, от которой индивид полностью зависим. Человек склонен также подражать поведению других людей, если результаты такого подражания для него благоприятны (А. Бандура). Основные идеи бихевиоризма мы рассмотрим в следующих разделах.
Важными заслугами этого подхода являются: внедрение объективных методов регистрации и анализа внешне наблюдаемых реакций, действий человека, процессов, событий; открытие закономерностей научения, образования навыков, реакций поведения.
Основные его недостатки — недоучет сложности психической деятельности человека, сближение ее и психики животных, игнорирование процессов сознания, творчества, самоопределения личности.
Гештальт-психология возникла в Германии благодаря усилиям Т. Вертгеймера, В. Келера и К. Левина, выдвинувших программу изучения психики с точки зрения целостных структур (гештальтов). Сторонники этого направления выступили против ассоциативной психологии В. Вундта и Э. Титченера, трактовавшей сложные психические феномены как выстроенные ассоциативным образом из простых.
Понятие о гештальте (от нем. Gestalt — целостный образ) появилось, когда стали изучать сенсорные образования. Тогда и обнаружилась «первичность» их структуры по отношению к входящим в эти образования компонентам (ощущениям). Например, хотя мелодия при ее исполнении в разных тональностях и вызывает различные ощущения, она узнается как одна и та же. Аналогично трактуется и мышление: оно состоит в усмотрении, осознании структурных требований, вызванных элементами проблемной ситуации, и в действиях, которые соответствуют этим требованиям (В. Келер). Построение сложного психического образа происходит в инсайте. Это особый психический акт мгновенного схватывания отношений (структуры) в воспринимаемом поле.
Свои положения гештальт-психология противопоставила также и бихевиоризму, который объяснял поведение организма в проблемной ситуации перебором «слепых» двигательных проб, лишь случайно приводящих к успеху. Заслуги ее состоят в разработке понятия психологического образа, в утверждении системного подхода к психическим явлениям.
В начале XX в. появился психоанализ, или фрейдизм. 3. Фрейд ввел в психологию ряд важных тем: бессознательная мотивация, защитные механизмы психики, роль сексуальности в ней, влияние детских психических травм на поведение в зрелом возрасте и др. Однако уже его ближайшие ученики пришли к выводу, что не сексуальные влечения сами по себе, а чувство неполноценности и необходимость компенсировать этот дефект (А. Адлер) либо коллективное бессознательное (архетипы), вобравшее в себя общечеловеческий опыт (К. Юнг), определяют психическое развитие личности.
Теория созревания А. Гезелла. Он разработал практическую систему диагностики психического развития ребенка от рождения до юношеского возраста. Для объективности наблюдений им впервые было использовано полупроницаемое стекло (знаменитое «зеркало Гезелла»). А. Гезелл ввел в психологию метод лонгитюдного исследования психического развития одних и тех же детей от рождения до подросткового возраста. Он одним из первых использовал близнецовый метод для анализа отношений между созреванием и научением. В последние годы жизни А. Гезелл использовал сравнительно-генетический метод, он исследовал психическое развитие слепого ребенка для того, чтобы более глубоко понять особенности нормального развития. В клинической практике широко применяется составленный А. Гезеллом «Атлас поведения младенца», содержащий 3200 фотографий, фиксирующих двигательную активность и социальное поведение ребенка от рождения до двух лет. В своих исследованиях А. Гезелл ограничивался количественным изучением сравнительных срезов детского развития, сводя развитие к простому увеличению, «приросту поведения», не анализируя качественных преобразований при переходе от одной ступени развития к другой, подчеркивал зависимость развития лишь от созревания организма. А. Гезелл обратил внимание на снижение темпа развития с возрастом: чем младше ребенок, тем быстрее происходят изменения в его поведении.
Теории Г. Вернера, А. Буземана. Экзогенное направление. И.П. Павлов и классическое обусловливание. Бихевиоризм. Существуют разные концепции научения. При классическом обусловливании павловского типа испытуемые начинают давать один и тот же ответ на разные стимулы Э. Торндайк и оперантное обусловливание.
В наиболее ранних исследованиях научения на передний план выступила идея сочетания стимула и реакции, условных и безусловных стимулов: был выделен временной параметр этой связи.
Теория Б. Скиннера. При оперантном научении, по Скиннеру, поведенческий акт формируется благодаря наличию или отсутствию подкрепления одного из множества возможных ответов. А. Бандура считал, что награда и наказание недостаточны, чтобы научить новому поведению. Дети приобретают новое поведение благодаря имитации модели. Научение через наблюдение, имитацию и идентификацию - третья форма научения. Одно из проявлений имитации - идентификация. Это процесс, в котором личность заимствует мысли, чувства или действия от другой личности, выступающей в качестве модели. Имитация приводит к тому, что ребенок может вообразить себя на месте модели, испытать сочувствие, симпатию к этому человеку. В теории социального научения рассматривается не только как происходит социализация, но и почему она происходит. Рассматриваются удовлетворение биологических потребностей ребенка матерью, подкрепление социального поведения, имитация поведения сильных личностей и другие воздействия внешнего окружения.