Возрастные изменения подвижного и кристаллизованного интеллекта

<…> Од­нако что можно сказать о кристаллизованном и подвижном интеллекте? Как это отмечалось выше, подвижный интеллект ухудшается, в то время как кристалли­зованный интеллект не поддается разрушительному воздействию времени. Эта точка зрения нашла свое подтверждение в широко известном исследовании Хорна и Кеттелла (Horn and Cattell, 1967): они показали возрастное снижение подвижно­го интеллекта, в то время как результаты тестов на кристаллизованный интеллект оставались неизменными. <…> Например, Каннинхэм, Клэйтон и Овертон (Cunningham, Clayton and Overton, 1975) показа­ли, что молодые люди имели значительно более высокие результаты в простом тесте на подвижный интеллект (прогрессивные матрицы Равена),чем пожилые люди, в то время как возрастные различия в вербальных тестах на кристаллизо­ванный интеллект были незначительны. Хайслип и Стерне (Hayslip and Sterns, 1979) обнаружили похожие результаты при использовании набора тестов на кри­сталлизованный и подвижный интеллект. Аналогичный вывод сделал Солтхаус (Salthouse, 1992a), который проанализировал большое количество исследований с тестами на подвижный интеллект и заново провел шкалирование результатов у пожилых людей. Он обнаружил, что показатели пожилых людей были в среднем на 1,75 с.к.о. (среднее квадратическое отклонение) ниже, чем среднее значение для молодых людей (цифры экстраполированы из Salthouse, 1992b, p. 175-176). Это очень большое различие. Рассмотрим его объективно: если ребенок или подрос­ток набирает баллов на 2 с.к.о. ниже среднего значения для группы его возраста в тесте на интеллект, то он или она рассматриваются как потенциально нуждающи­еся в корректирующем обучении. Будь средний пожилой человек на несколько де­сятилетий моложе, он или она были бы близки к тому, чтобы стать кандидатом на специальное обучение. Это драматичная проблема, и удивительно, что она редко обсуждается в исследовательской литературе.

<…>.

Помимо прочего, нужно отметить, что выполнение тестов на кристаллизован­ный интеллект не является защищенным от влияния старения, как это могло бы показаться на первый взгляд. Например, Кор (не издан, цитируется в Rabbitt, 1984) обнаружил, что пожилым людям требуется больше времени, чтобы ответить на вопросы в тестах на кристаллизованный интеллект, например словарный тест Мил-Хил(Mill Hill Vocabulary Test). Если бы тест ограничивался по времени (важ­но, что тесты на кристаллизованный интеллект в основном не имеют ограничений по времени), то пожилые люди показывали бы значительно более низкие резуль­таты, чем молодые. Следовательно, до некоторой степени отсутствие возрастных различий для тестов на кристаллизованный интеллект объясняется тем, что иссле­дователи не устанавливали временных рамок на выполнение задания. <…>

В этой главе (да и в других главах данной книги) есть идругие примеры того, что кристаллизованный интеллект ухудшается с возрастом. Эту точку зрения под­держивает Мехам (Meacham, 1990), утверждая, что «сущность мудрости состоит не в том, что человек знает, а в том, как эти знания сохраняются и используются». Это означает, что как только человек переходит от простого изложения имеющей­ся у него информации к любой форме ее интерпретации, ухудшение становится по крайней мере возможным. Тем не менее из этого отнюдь не следует, что крис­таллизованный интеллект — это обязательно «замаскированный» подвижный ин­теллект. Существуют серьезные доказательства тому, что они ведут себя по-раз­ному. Например, Хорн иКеттелл определили, что тесты на подвижный интеллект в большей степени зависят от физического состояния человека (например, от ле­гочной деятельности; Emery et al., 1998). Кроме того, наблюдаемое снижение кри­сталлизованного интеллекта в большинстве случаев менее серьезно, чем сниже­ние подвижного интеллекта (Lindenberger and Baltes, 1997), и при лонгитюдных исследованиях разнообразие в результатах тестов на кристаллизованный интел­лект оказывается меньше, чем в результатах по подвижному интеллекту (Christen-sen et al., 1999). Более того, по крайней мере на ранних стадиях приобретенного слабоумия определенные черты кристаллизованного интеллекта сохраняются (тем самым становясь существенным признаком предболезненного состояния умствен­ной деятельности), когда подвижный интеллект уже сильно разрушен (Carswell et al., 1997; Raguet et al., 1996). Кристаллизованный интеллект также подвержен старению, но он, вероятно, более устойчив, чем подвижный.

Возрастные изменения подвижного и кристаллизованного интеллекта - student2.ru Мудрость

Важно также не смешивать кристаллизованный интеллект с мудростью.Эти по­нятия часто использовались некоторыми исследователями как взаимозаменяемые (включая и автора данной книги). Однако некоторые исследователи предпочи­тают использовать этот термин в более узком смысле. К сожалению, в определе­ниях нет единства (Shea, 1995; Sternberg, 1996), поскольку разные исследователи занимаются различными аспектами этой проблемы. Например, существовали по­пытки определить мудрость с точки зрения психометрических параметров. Штерн­берг пытался соотнести ее с различными умственными особенностями (Sternberg, 1996, 1998). В свою очередь, сторонники психоаналитических подходов пробова­ли связать ее с накопленным опытом субъективных конфликтов и решений чело­века (Shea, 1995). Однако во всех этих случаях речь идет, вероятно, о более про­стом понятии — способности решать проблемы окружающей действительности. Например, Штернберг (Sternberg, 1998) основывает свою модель мудрости на том, что, по существу, это поиск равновесия между противоречивыми силами. Балтес и Смит (Baltes and Smith, 1990) определяют мудрость как взвешенность сужде­ний о проблемах действительности. Чандлер и Холлидэй (Chandler and Holliday, 1990), основываясь на интервью с людьми, сформулировали точку зрения, что мудрый человек прежде всего опытен и компетентен, в силу чего способен давать полезные советы. В большинстве случае исследователи подчеркивали, что муд­рость ориентирована на практическую сторону жизни, что позволяет выполнить взвешенные суждения по неясным вопросам жизни (цель многих актов мудрости состоит скорее во взвешенном суждении о проблеме, нежели в ее окончательном решении).

Эмпирические данные о мудрости в основном обнаруживают ее достаточно сильную связь с интеллектом, регулируемую личностными особенностями чело­века, но со значительной независимостью при измерении (Staudinger, Lopez and Baltes, 1997; Staudinger et al, 1998). Другими словами, несмотря на то что мудрость частично является продуктом личности и интеллекта человека (что при рассмот­рении их определения отнюдь не удивительно), она в той же мере независима от этих факторов (т. е. это не просто другой способ описания g-фактора). Как и сле­довало ожидать, исследователи также обнаружили, что мудрость является важной способностью и тесно связана среди прочего с жизненной удовлетворенностью у пожилых людей (Ardelt, 1997; 1998).

Возрастные изменения подвижного и кристаллизованного интеллекта - student2.ru <…>

Наши рекомендации