Возрастные изменения подвижного и кристаллизованного интеллекта
<…> Однако что можно сказать о кристаллизованном и подвижном интеллекте? Как это отмечалось выше, подвижный интеллект ухудшается, в то время как кристаллизованный интеллект не поддается разрушительному воздействию времени. Эта точка зрения нашла свое подтверждение в широко известном исследовании Хорна и Кеттелла (Horn and Cattell, 1967): они показали возрастное снижение подвижного интеллекта, в то время как результаты тестов на кристаллизованный интеллект оставались неизменными. <…> Например, Каннинхэм, Клэйтон и Овертон (Cunningham, Clayton and Overton, 1975) показали, что молодые люди имели значительно более высокие результаты в простом тесте на подвижный интеллект (прогрессивные матрицы Равена),чем пожилые люди, в то время как возрастные различия в вербальных тестах на кристаллизованный интеллект были незначительны. Хайслип и Стерне (Hayslip and Sterns, 1979) обнаружили похожие результаты при использовании набора тестов на кристаллизованный и подвижный интеллект. Аналогичный вывод сделал Солтхаус (Salthouse, 1992a), который проанализировал большое количество исследований с тестами на подвижный интеллект и заново провел шкалирование результатов у пожилых людей. Он обнаружил, что показатели пожилых людей были в среднем на 1,75 с.к.о. (среднее квадратическое отклонение) ниже, чем среднее значение для молодых людей (цифры экстраполированы из Salthouse, 1992b, p. 175-176). Это очень большое различие. Рассмотрим его объективно: если ребенок или подросток набирает баллов на 2 с.к.о. ниже среднего значения для группы его возраста в тесте на интеллект, то он или она рассматриваются как потенциально нуждающиеся в корректирующем обучении. Будь средний пожилой человек на несколько десятилетий моложе, он или она были бы близки к тому, чтобы стать кандидатом на специальное обучение. Это драматичная проблема, и удивительно, что она редко обсуждается в исследовательской литературе.
<…>.
Помимо прочего, нужно отметить, что выполнение тестов на кристаллизованный интеллект не является защищенным от влияния старения, как это могло бы показаться на первый взгляд. Например, Кор (не издан, цитируется в Rabbitt, 1984) обнаружил, что пожилым людям требуется больше времени, чтобы ответить на вопросы в тестах на кристаллизованный интеллект, например словарный тест Мил-Хил(Mill Hill Vocabulary Test). Если бы тест ограничивался по времени (важно, что тесты на кристаллизованный интеллект в основном не имеют ограничений по времени), то пожилые люди показывали бы значительно более низкие результаты, чем молодые. Следовательно, до некоторой степени отсутствие возрастных различий для тестов на кристаллизованный интеллект объясняется тем, что исследователи не устанавливали временных рамок на выполнение задания. <…>
В этой главе (да и в других главах данной книги) есть идругие примеры того, что кристаллизованный интеллект ухудшается с возрастом. Эту точку зрения поддерживает Мехам (Meacham, 1990), утверждая, что «сущность мудрости состоит не в том, что человек знает, а в том, как эти знания сохраняются и используются». Это означает, что как только человек переходит от простого изложения имеющейся у него информации к любой форме ее интерпретации, ухудшение становится по крайней мере возможным. Тем не менее из этого отнюдь не следует, что кристаллизованный интеллект — это обязательно «замаскированный» подвижный интеллект. Существуют серьезные доказательства тому, что они ведут себя по-разному. Например, Хорн иКеттелл определили, что тесты на подвижный интеллект в большей степени зависят от физического состояния человека (например, от легочной деятельности; Emery et al., 1998). Кроме того, наблюдаемое снижение кристаллизованного интеллекта в большинстве случаев менее серьезно, чем снижение подвижного интеллекта (Lindenberger and Baltes, 1997), и при лонгитюдных исследованиях разнообразие в результатах тестов на кристаллизованный интеллект оказывается меньше, чем в результатах по подвижному интеллекту (Christen-sen et al., 1999). Более того, по крайней мере на ранних стадиях приобретенного слабоумия определенные черты кристаллизованного интеллекта сохраняются (тем самым становясь существенным признаком предболезненного состояния умственной деятельности), когда подвижный интеллект уже сильно разрушен (Carswell et al., 1997; Raguet et al., 1996). Кристаллизованный интеллект также подвержен старению, но он, вероятно, более устойчив, чем подвижный.
Мудрость
Важно также не смешивать кристаллизованный интеллект с мудростью.Эти понятия часто использовались некоторыми исследователями как взаимозаменяемые (включая и автора данной книги). Однако некоторые исследователи предпочитают использовать этот термин в более узком смысле. К сожалению, в определениях нет единства (Shea, 1995; Sternberg, 1996), поскольку разные исследователи занимаются различными аспектами этой проблемы. Например, существовали попытки определить мудрость с точки зрения психометрических параметров. Штернберг пытался соотнести ее с различными умственными особенностями (Sternberg, 1996, 1998). В свою очередь, сторонники психоаналитических подходов пробовали связать ее с накопленным опытом субъективных конфликтов и решений человека (Shea, 1995). Однако во всех этих случаях речь идет, вероятно, о более простом понятии — способности решать проблемы окружающей действительности. Например, Штернберг (Sternberg, 1998) основывает свою модель мудрости на том, что, по существу, это поиск равновесия между противоречивыми силами. Балтес и Смит (Baltes and Smith, 1990) определяют мудрость как взвешенность суждений о проблемах действительности. Чандлер и Холлидэй (Chandler and Holliday, 1990), основываясь на интервью с людьми, сформулировали точку зрения, что мудрый человек прежде всего опытен и компетентен, в силу чего способен давать полезные советы. В большинстве случае исследователи подчеркивали, что мудрость ориентирована на практическую сторону жизни, что позволяет выполнить взвешенные суждения по неясным вопросам жизни (цель многих актов мудрости состоит скорее во взвешенном суждении о проблеме, нежели в ее окончательном решении).
Эмпирические данные о мудрости в основном обнаруживают ее достаточно сильную связь с интеллектом, регулируемую личностными особенностями человека, но со значительной независимостью при измерении (Staudinger, Lopez and Baltes, 1997; Staudinger et al, 1998). Другими словами, несмотря на то что мудрость частично является продуктом личности и интеллекта человека (что при рассмотрении их определения отнюдь не удивительно), она в той же мере независима от этих факторов (т. е. это не просто другой способ описания g-фактора). Как и следовало ожидать, исследователи также обнаружили, что мудрость является важной способностью и тесно связана среди прочего с жизненной удовлетворенностью у пожилых людей (Ardelt, 1997; 1998).
<…>