Требования к пользователям психодиагностических методик.(17.05.12)
Требования, предъявляющиеся к профессиональным психологам в отношении психодиагностической работы:
1.Должен знать и применять на практике общие теоретико-методологические принципы психодиагностики, владеть основами дифференциальной психометрики, следить за текущей методической литературой по психодиагностике, самостоятельно вести картотеку и личную библиотеку методик, применяемых в заданной области.
2.Отвечает за решения, принимаемые на основе тестирования, обеспечивая их соответствие репрезентативности и прогностической валидности методики. Он предупреждает возможные ошибки, допускаемые непрофессионалами, незнакомыми с ограничениями в использовании того или иного теста.
3.Пользуется преимущественным правом по сравнению с непрофессионалами на проведение психодиагностики в заданной области, на использование протоколов в соответствии с профессионально-этическими принципами и интересами психологии. Он пользуется преимущественным правом получения методических материалов, в том числе приобретения их в качестве индивидуальной профессиональной собственности. Психолог обеспечивает необходимый уровень надежности диагноза, применяя параллельные стандартизированные и нестандартизированные методики, а так же метод независимых экспертных оценок.
4.В подборе методик комплексную программу обследования не руководствуются субъективными предпочтениями и предубеждениями в оценке методик, а исходят из требований максимальной эффективности диагностики: максимум надежности при минимуме затрат.
5.Параллельно с использованием методик ведет научно - методическую работу, анализируя по собранным данным эффективность применения методики в заданной области.
6.Психолог обеспечивает чательное соблюдение всех требований для проведения стандартных методик обследования. Подсчет баллов, интерпретация, прогноз делаются в строгом соответствии с методическими указаниями. Психолог не имеет право отклонятся от стандарта в использовании методик, принятого на определенный период. Психолог обеспечивает конфиденциальность психодиагностической информации, полученной от испытуемого на основе «личного доверия».
7.Психолог обязательно предупреждает испытуемого о том кто и для чего может использовать эту информацию. Психолог не имеет права скрывать от испытуемого то, какие решения могут быть вынесены на основании психологической диагностики.
8.Психолог хранит профессиональную тайну: не передает лицам конфиденциальную информацию, не передает неуполномоченным вести психодиагностическую практику инструктивных материалов. Не раскрывает перед потенциальными испытуемыми секрет той или иной психодиагностической методики ,на котором основана его валидность.
9.Психолог обязательно рассматривает наряду с наиболее вероятной и альтернативную диагностическую гипотезу (интерпретацию данных), применяя в психодиагностике принцип «презумпции невиновности»
10.Психолог уполномочен лично препятствовать некорректному и неэтичному применению психодиагностики.
Требования к психодиагностическим методикам.
Измерительные методы (тесты) должны удовлетворять следующим требованиям:
1.Должны быть однозначно сформулированы цели, предмет и область применения методики. Предмет, диагностический конструкт должен быть сформулирован в теоретических понятиях. Должна быть четко выделена область применения, под которой подразумевается особая социальная среда или сфера общественной практики (семейная жизнь, медицина, производство и т.д.), контингент испытуемых (пол, возраст, образование, профессиональный опыт, должностное положение), должны быть конкретизированы цели использования результатов: для прогноза успешности профессиональной деятельности, для психологического вмешательства, для принятия правовых административных решений, для прогноза стабильности коллектива и т.д..
2.Процедура проведения должна быть задана в виде однозначного алгоритма, пригодного для передачи неспециалисту (лаборанту) не имеющему специальных психологических знаний.
3.Процедура обработки должна использовать статистически обоснованные методы подсчета и стандартизации тестового балла. Выводы (диагностические суждения) на основе тестового балла должны сопровождаться указанием на вероятностный уровень статистической достоверности этих выводов.
4.Тестовые шкалы должны быть проверены на репрезентативность, надежность и валидность в заданной области применения. Другие разработчики и квалифицированные пользователи должны иметь возможность повторить стандартизационные исследования в своей области и разработать частные стандарты (нормы).
5.Процедуры, основанные на самоотчете должны быть снабжены средствами контроля за достоверностью, позволяющими автоматически отсеивать недостоверные протоколы.
Требования к психодиагностической литературе и методическим материалам.
Различают круг требований к документам разного типа:
1.К исследовательской литературе, публикуемым журналам, сборникам и монографии.
2.К обзорно аналитическим руководствам и справочным изданиям, освещающим процедурные и количественные, а так же содержательно-теоретические аспекты применения в какой-то методике или какого-то класса методик.
3.К «подручным методическим материалам», непосредственно инструктирующим пользователя в применении методики, содержащие стимульный материал инструкции, тексты заданий, ключи, нормы, правила интерпретации.
1)Научные сообщения должны освещать: теоретические основания методики (концепт и методический прием), способы разработки и эмпирического обоснования, исследовательские данные о репрезентативности, надежности, валидности шкалы тестовых показателей (коэффициенты корреляции и т.д.). Могут быть даны отдельные примеры тестовых заданий, позволяющие проиллюстрировать принципы, на которых построена методика. В научных сообщениях не должны освещаться: для методик с профессиональными ограничениями – полный текст заданий, ключи, тестовые нормы, детальные инструкции по проведению и интерпретации. Об этом должно говориться лишь косвенно. В научном сообщении могут быть приведены исчерпывающие описания методик, знание которых и их возможное применение непрофессионалами не может принести ущерба конкретным людям или психодиагностическому потенциалу самой методики.
2)Справочно-методические издания. В этих изданиях могут быть приведены инструктивные материалы, включая текст заданий, ключи, нормы, НО изданию придается статус «издание для специалистов», обеспечивающий ему распространение среди читателей, имеющих необходимую психологическую подготовку.
3)Инструктивные документы. Содержат описание методики, обеспечивающие её адекватное использование в точном соответствие со стандартами: предмет диагностики, сфера применения, контингент испытуемых.
Симптомы непрофессионализма психолога.
1.Диагностомания – компенсация низкой квалификации психодиагноста. Её сопровождает чрезмерное, недостаточно осмысленное использование специальной психологической терминологии, неумение просто и доступно, ясными словами объяснить смысл диагностических показателей и сделать на их основе адекватные выводы.
2.Представление о том, что если применяется психодиагностическая методика, то её выводы могут использоваться в качестве безоговорочных рекомендаций.
3.К непрофессионализму можно отнести неправильное представления о возможностях применяемых психодиагностических средств, абсолютизацию получаемых с их помощью данных (как имеющие абсолютное значение, окончательно определяющие всю его будущую деятельность).