Подростковый возраст (11—14 лет)
Подростковый возраст — один из самых трудных, сложных для психологического анализа. Это обусловлено разнонаправленностью и многовариантностью развития ребенка в данном возрасте. Рассмотрим особенности становления подростка.
Социальная ситуация развития существенно не меняется. Дети продолжают ходить в школу. Система социальных отношений и социальная роль прежние.
Своеобразие социальной ситуации развития заключается в том, что это переходный возраст. Подросток уже не ребенок, но еще и не взрослый. Такое промежуточное положение в обществе порождает у подростков чувство неуверенности, нестабильности. Во многом это обусловлено существованием в обществе двойных стандартов поведения для детей и взрослых. А как же вести себя подростку?
Учебный процесс несколько изменился, появились новые предметы и новые учителя, но в целом учебная деятельность существенно не перестроилась и перестала выполнять личностно-образующую функцию. Исходя из этого, ряд отечественных психологов не называют учебную деятельность ведущей. Д. И. Фельдштейн предлагает в качестве ведущей деятельности подростка общественно полезную, В. В. Давыдов — интимно-личностное общение, А. В. Петровский — многоплановые виды деятельности.
Вряд ли можно обеспечить целенаправленное и управляемое становление личности в рамках этих ненормативных видов деятельности. Очевидно, ведущей деятельностью в этом возрасте остается учебная. Но, чтобы продолжать выполнять личностно образующую функцию, она должна стать принципиально иной.
С учетом многовариантности траекторий развития личности подростков учебная деятельность должна стать вариативной. Очевидно, в учебные планы необходимо ввести предметы и дисциплины по выбору, как в вузах. Нужны также новые формы и методы обучения — личностно ориентированные технологии. Оптимальным вариантом учебной деятельности, соответствующей психологическим особенностям Подростков, является личностно ориентированное образование.
Подростковый возраст — это период кардинальной перестройки организма. Интенсивное физическое и физиологическое развитие происходит разновременно у девочек и мальчиков и значительно варьируется. Психофизиологическое развитие выражается в половом созревании, обусловленном эндокринными изменениями в организме. Скачок в росте, появление вторичных половых признаков, неравномерное развитие сердечно-сосудистой системы порождают эмоциональную нестабильность. Половое созревание усиливает половую идентификацию.
Бурный рост и перестройка организма в этом возрасте резко повышают интерес к своей внешности и инициируют формирование нового образа физического «Я». Промежуточное положение подростков в системе «ребенок — взрослый», неадекватная психологическому строю личности ведущая (учебная) деятельность, психофизиологическая перестройка организма приводят к подростковому кризису, который порождает личностную нестабильность и психическую напряженность.
Своеобразие социальной ситуации развития в этом возрасте обусловливает характер основных психологических новообразований. К ним в первую очередь относится чувство взрослости. Это особая форма самосознания, представления о себе как о взрослом. Своеобразие данного состояния заключается в том, что подросток отвергает свою принадлежность к детям, но у него отсутствует чувство принадлежности к взрослым. Потребность быть взрослым не удовлетворяется.
Поиск себя, своего места в обществе взрослых побуждает подростка обратиться к своему внутреннему миру, инициирует рефлексию по поводу собственной внешности, выраженности своих способностей, нравственных качеств. Такое пристрастное отношение к себе приводит к росту самосознания и развитию самооценки.
Рассмотрим особенности развития самосознания подростков. Самосознание — целостная совокупность представлений, знаний, оценок и установок человека, относящихся к собственной личности. Оно выполняет две важные роли: регулирующую и защитную. Регулирующая функция выражается в том, что подросток конструирует свое поведение и отношения в соответствии с представлением о себе, своих качествах и возможностях. Защитная функция проявляется в стрессовых, критических ситуациях, чтобы восстановить нарушенное равновесие, при помощи особых защитных приемов уберечься от психологической травмы.
Самосознание — структурно сложное явление человеческой психики, где в тесном единстве взаимодействуют две подструктуры: знание о себе и отношение к себе. Знание о себе накапливается в процессе самопознания и фиксируется в виде «Я-концепции, состоящей из конкретных образов «Я»: телесное «Я», реальное «Я», идеальное «Я», ролевое «Я», будущее «Я» и т. д. Предметом педагогического осмысления, как правило, выступают два из них: идеальное «Я», т. е. какой хочет стать личность в соответствии с ее идеалами, и реальное «Я», т.е. каким видит себя человек на данный момент. Эмоционально-ценностное отношение к себе складывается в процессе самооценивания своего каждодневного поведения, отношений, результатов труда и фиксируется в виде самооценки1.
Самооценка — это эмоционально-оценочное отношение личности к знаниям о себе, это знание, проверенное чувством самоодобрения — самопорица ния, самоощущением, отрицательным или положительным. Самооценка складывается из множества конкретных черточек. Педагогу важно знать те из них, которые наиболее сильно, значимо влияют на успешность учебы, а также обеспечивают благоприятное развитие личности. Такими характеристиками являются уровень и адекватность самооценки.
Адекватность самооценки — это степень ее объективности. В силу своей субъективности самооценка никогда или почти никогда не совпадает с тем, что собой представляет личность на самом деле. Поэтому » адекватной признается самооценка, при которой представление личности о своих качествах и возможностях максимально приближено к реальному уровню их развития. Неадекватная самооценка — это завышенная или заниженная оценка своих качеств и возможностей.
Необходимо иметь в виду, что самооценка подростка не может не зависеть от внешних влияний, каким бы оригинальным и самостоятельным он ни стремился казаться. Содержание его идеалов и текущих оценочных суждений в значительной степени определяется моральными нормами общества, одобряющими, осуждающими или запрещающими тот или иной тип поведения, оценками окружающих: взрослых и особенно сверстников, товарищей. Именно в области самосознания как нельзя более справедлива крылатая фраза: «Подросток — человек группы». Легко убедиться в том, что старший подросток живет буквально в плену групповых стереотипов и стандартов, взяв хотя бы самооценки телесного «Я» толстый, невысокий, неуклюжий, прыщавый — значит, некрасивый; высокий, худощавый, с чистой кожей — красавец. Формируя правильную самооценку, педагог должен учитывать внешнюю социальную заданность самооценки, сформировавшие ее источники: мнения, господствуюшие в группе, молодежные нормы, ценности, предрассудки сегодняшнего дня.
Итак, мы рассмотрели самосознание в его важнейшей, регулирующей, роли. Не менее часто педагогу в воспитательной практике приходится иметь дело с самосознанием в его защитной роли.
Подросток сталкивается в своей жизни с различными трудностями, критическими ситуациями. Их преодоление обычно осуществляется через действие, поступок, преобразовательное усилие: интеллектуальное, эмоциональное, физическое. Однако иногда в особо сложных случаях подросток вместо деятельност-ного решения прибегает к защите от психотравмиру-ющего обстоятельства, переживания. Иными словами, вместо преодоления фактора личность приспосабливается к нему на уровне сознания1. Самосознание в этом случае предоставляет более десятка способов защиты, например способ вытеснения из сознания, забывания неприятного факта, дискредитации жертвы своего проступка, дискредитации цели, сублимации, когда человек компенсирует невозможность выполнения привлекательного для него вида деятельности выполнением деятельности более доступной.
Какова педагогическая позиция по отношению к защитным механизмам? Некоторые из них — правда, их немного — имеют для личности положительное развивающее значение, например утверждение подростка в доступных ему видах деятельности; часть способов защиты имеют психотерапевтическое значение, лечат душу, например способ вытеснения. Педагог должен сделать такие способы защиты своими союзниками. Так, физически слабому подростку можно предложить утвердить себя в техническом творчестве.
Вместе с тем ряд способов защиты скорее тормозит развитие подростка, поскольку помогает ему оправдать, и довольно аргументированно, неблаговидный поступок. Таковы, например, приемы дискредитации жертвы и цели. Очень часто такая самозащита опасна тем, что личность уклоняется от каких-либо преобразовательных усилий, волевых или интеллектуальных, предпочитая пассивно-оборонительный вариант.
Следующим важным психологическим новообразованием является нравственная регуляция своего поведения, проявляющаяся в высокой восприимчивости к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых.
Стремление к эмансипации, возросшая самостоятельность, неудовлетворенное чувство взрослости, эмоциональная нестабильность инициируют потребность в общении со сверстниками. В интимно-личностном общении многие психологические проблемы и трудности снимаются. Полноценное общение обеспечивается в разного рода формальных и неформальных группах. Принадлежность к группе формирует социально значимое качество — корпоративность, которое означает групповую идентификацию, социальную защищенность и возможность почувствовать себя взрослым, равным среди равных.
В подростковом возрасте происходит перестройка взаимоотношений ребенка со взрослыми. Инициатива пересмотра отношений принадлежит подростку, который начинает бунтовать против прежней опеки, постоянных нравоучений и запретов. Свидетельством неблагоприятных отношений являются следующие поведенческие реакции подростков:
1) эмансипации (освобождения). Проявляется в стремлении вырваться из-под опеки родителей, учител ей, взрослых с их порядком, законами, стандартами и ценностями;
2) группирования со сверстниками. Выделяют смешанные, неустойчивые группы, возникающие в зависимости от увлечений, обстоятельств; стабильные группы с постоянным лидером, иерархией. Последние обладают «своей территорией», свободное время проводят в стычках с подобными группами;
3) увлечения. Реакция может быть столь сильной, что целиком захватывает подростка, снижает его интерес к учебе. Увлечение может быть интеллектуальным (музыка, рисование, поэзия, радиотехника); телесным (спорт, культуризм, вождение мотоцикла, -рукоделие); лидерским (поиск ситуаций, компаний, где можно предводительствовать); накопительским (коллекционирование); эгоцентрическим (стремлением выделиться модной одеждой, внешностью); азартным (пари, карты, поиск ситуаций риска); коммуникативным (болтовня, сплетничание и т. п.); 4) гиперсексуальности. Проявляется в повышенном интересе к лицам другого пола, сексуальной литературе, порнографии. Влюбленность и ухаживание подчас сопровождаются петтингом (интимными ласками), онанизмом, ранним началом половой жизни. Если взрослые воспринимают это с негодованием, то • конфликт неизбежен. Перестройка отношения к повзрослевшим детям на основе тактичности и терпи- о мости — вот путь к ликвидации конфликта1.
Особенности психического развития подростка заключаются в общем интеллектуальном развитии, в основном воображения и рефлексивного мышления. Особых достижений в области познавательных процессов психологи не отмечают. Очевидно, они не столь значимы на фоне других личностных изменений. Подросток рвется во взрослую жизнь, но находит ее преимущественно в воображении, с помощью которого он примеривает себя к миру взрослых. А мир взрослых — это не только особые взаимоотношения полов, вседозволенность и ненормативность, но и профессиональная принадлежность.
Подростковый возраст завершается в 14— 15 лет. Это время приходится на девятый класс. Перед подростками стоит вопрос, что делать дальше: продолжить обучение в школе, поступить в профессиональное учебное заведение или устроиться на работу? По существу, старшему подростку необходимо профессионально самоопределиться. Вместе с родителями и учителями он должен разобраться в своих интересах, склонностях и способностях, учесть финансовые возможности семьи, востребованность в регионе разнообразных видов профессий и способы их получения. Естественно, что речь может идти лишь о первоначальном, приблизительном, а подчас вынужденном профессиональном самоопределении. Следует также отметить, что самостоятельный, компетентный и ответственный выбор профессии с учетом своих индивидуально-психологических особенностей подростку не по силам. Большинство подростков все же хотело бы продолжить учебу в школе, но слабая успеваемость, отклоняющееся поведение и экономическая несостоятельность семьи вынуждают их продолжать свою жизнь вне общеобразовательной школы. Будущая профессионально ориентированная жизнь вызывает тревожность и эмоциональную напряженность.