Подростковый возраст (11—14 лет)

Подростковый возраст — один из самых трудных, сложных для психологического анализа. Это обу­словлено разнонаправленностью и многовари­антностью развития ребенка в данном возрасте. Рас­смотрим особенности становления подростка.

Социальная ситуация развития существенно не меняется. Дети продолжают ходить в школу. Система социальных отношений и социальная роль прежние.

Своеобразие социальной ситуации развития заклю­чается в том, что это переходный возраст. Подросток уже не ребенок, но еще и не взрослый. Такое проме­жуточное положение в обществе порождает у подрост­ков чувство неуверенности, нестабильности. Во мно­гом это обусловлено существованием в обществе двойных стандартов поведения для детей и взрослых. А как же вести себя подростку?

Учебный процесс несколько изменился, появи­лись новые предметы и новые учителя, но в целом учебная деятельность существенно не перестроилась и перестала выполнять личностно-образующую функ­цию. Исходя из этого, ряд отечественных психологов не называют учебную деятельность ведущей. Д. И. Фельдштейн предлагает в качестве ведущей де­ятельности подростка общественно полезную, В. В. Давыдов — интимно-личностное общение, А. В. Петровский — многоплановые виды деятельно­сти.

Вряд ли можно обеспечить целенаправленное и управляемое становление личности в рамках этих не­нормативных видов деятельности. Очевидно, веду­щей деятельностью в этом возрасте остается учебная. Но, чтобы продолжать выполнять личностно образу­ющую функцию, она должна стать принципиально иной.

С учетом многовариантности траекторий развития личности подростков учебная деятельность должна стать вариативной. Очевидно, в учебные планы необ­ходимо ввести предметы и дисциплины по выбору, как в вузах. Нужны также новые формы и методы обучения — личностно ориентированные техноло­гии. Оптимальным вариантом учебной деятельности, соответствующей психологическим особенностям Подростков, является личностно ориентированное об­разование.

Подростковый возраст — это период кардиналь­ной перестройки организма. Интенсивное физиче­ское и физиологическое развитие происходит разно­временно у девочек и мальчиков и значительно варь­ируется. Психофизиологическое развитие выражает­ся в половом созревании, обусловленном эндокрин­ными изменениями в организме. Скачок в росте, по­явление вторичных половых признаков, неравномер­ное развитие сердечно-сосудистой системы порож­дают эмоциональную нестабильность. Половое созре­вание усиливает половую идентификацию.

Бурный рост и перестройка организма в этом воз­расте резко повышают интерес к своей внешности и инициируют формирование нового образа физическо­го «Я». Промежуточное положение подростков в сис­теме «ребенок — взрослый», неадекватная психологи­ческому строю личности ведущая (учебная) деятель­ность, психофизиологическая перестройка организ­ма приводят к подростковому кризису, который по­рождает личностную нестабильность и психическую напряженность.

Своеобразие социальной ситуации развития в этом возрасте обусловливает характер основных пси­хологических новообразований. К ним в первую оче­редь относится чувство взрослости. Это особая форма самосознания, представления о себе как о взрослом. Своеобразие данного состояния заключается в том, что подросток отвергает свою принадлежность к де­тям, но у него отсутствует чувство принадлежности к взрослым. Потребность быть взрослым не удовлетво­ряется.

Поиск себя, своего места в обществе взрослых по­буждает подростка обратиться к своему внутреннему миру, инициирует рефлексию по поводу собственной внешности, выраженности своих способностей, нравственных качеств. Такое пристрастное отноше­ние к себе приводит к росту самосознания и разви­тию самооценки.

Рассмотрим особенности развития самосознания подростков. Самосознание — целостная совокуп­ность представлений, знаний, оценок и установок человека, относящихся к собственной личности. Оно выполняет две важные роли: регулирующую и защит­ную. Регулирующая функция выражается в том, что подросток конструирует свое поведение и отноше­ния в соответствии с представлением о себе, своих качествах и возможностях. Защитная функция про­является в стрессовых, критических ситуациях, что­бы восстановить нарушенное равновесие, при помо­щи особых защитных приемов уберечься от психоло­гической травмы.

Самосознание — структурно сложное явление че­ловеческой психики, где в тесном единстве взаимо­действуют две подструктуры: знание о себе и отноше­ние к себе. Знание о себе накапливается в процессе самопознания и фиксируется в виде «Я-концепции, состоящей из конкретных образов «Я»: телесное «Я», реальное «Я», идеальное «Я», ролевое «Я», будущее «Я» и т. д. Предметом педагогического осмысления, как правило, выступают два из них: идеальное «Я», т. е. какой хочет стать личность в соответствии с ее идеалами, и реальное «Я», т.е. каким видит себя чело­век на данный момент. Эмоционально-ценностное отношение к себе складывается в процессе самооце­нивания своего каждодневного поведения, отноше­ний, результатов труда и фиксируется в виде само­оценки1.

Самооценка — это эмоционально-оценочное от­ношение личности к знаниям о себе, это знание, про­веренное чувством самоодобрения — самопорица ния, самоощущением, отрицательным или положи­тельным. Самооценка складывается из множества конкретных черточек. Педагогу важно знать те из них, которые наиболее сильно, значимо влияют на успешность учебы, а также обеспечивают благопри­ятное развитие личности. Такими характеристиками являются уровень и адекватность самооценки.

Адекватность самооценки — это степень ее объек­тивности. В силу своей субъективности самооценка никогда или почти никогда не совпадает с тем, что собой представляет личность на самом деле. Поэтому » адекватной признается самооценка, при которой представление личности о своих качествах и возмож­ностях максимально приближено к реальному уров­ню их развития. Неадекватная самооценка — это за­вышенная или заниженная оценка своих качеств и возможностей.

Необходимо иметь в виду, что самооценка подрост­ка не может не зависеть от внешних влияний, каким бы оригинальным и самостоятельным он ни стремился ка­заться. Содержание его идеалов и текущих оценочных суждений в значительной степени определяется мо­ральными нормами общества, одобряющими, осуж­дающими или запрещающими тот или иной тип по­ведения, оценками окружающих: взрослых и особен­но сверстников, товарищей. Именно в области само­сознания как нельзя более справедлива крылатая фраза: «Подросток — человек группы». Легко убедить­ся в том, что старший подросток живет буквально в плену групповых стереотипов и стандартов, взяв хотя бы самооценки телесного «Я» толстый, невысокий, неуклюжий, прыщавый — значит, некрасивый; высо­кий, худощавый, с чистой кожей — красавец. Форми­руя правильную самооценку, педагог должен учиты­вать внешнюю социальную заданность самооценки, сформировавшие ее источники: мнения, господствуюшие в группе, молодежные нормы, ценности, пред­рассудки сегодняшнего дня.

Итак, мы рассмотрели самосознание в его важ­нейшей, регулирующей, роли. Не менее часто педа­гогу в воспитательной практике приходится иметь дело с самосознанием в его защитной роли.

Подросток сталкивается в своей жизни с различ­ными трудностями, критическими ситуациями. Их преодоление обычно осуществляется через действие, поступок, преобразовательное усилие: интеллектуаль­ное, эмоциональное, физическое. Однако иногда в особо сложных случаях подросток вместо деятельност-ного решения прибегает к защите от психотравмиру-ющего обстоятельства, переживания. Иными слова­ми, вместо преодоления фактора личность приспо­сабливается к нему на уровне сознания1. Самосозна­ние в этом случае предоставляет более десятка спосо­бов защиты, например способ вытеснения из созна­ния, забывания неприятного факта, дискредитации жертвы своего проступка, дискредитации цели, суб­лимации, когда человек компенсирует невозмож­ность выполнения привлекательного для него вида деятельности выполнением деятельности более до­ступной.

Какова педагогическая позиция по отношению к защитным механизмам? Некоторые из них — правда, их немного — имеют для личности положительное развивающее значение, например утверждение по­дростка в доступных ему видах деятельности; часть способов защиты имеют психотерапевтическое значе­ние, лечат душу, например способ вытеснения. Педа­гог должен сделать такие способы защиты своими со­юзниками. Так, физически слабому подростку можно предложить утвердить себя в техническом творчестве.

Вместе с тем ряд способов защиты скорее тормо­зит развитие подростка, поскольку помогает ему оправдать, и довольно аргументированно, неблаго­видный поступок. Таковы, например, приемы диск­редитации жертвы и цели. Очень часто такая самоза­щита опасна тем, что личность уклоняется от ка­ких-либо преобразовательных усилий, волевых или интеллектуальных, предпочитая пассивно-оборони­тельный вариант.

Следующим важным психологическим новообра­зованием является нравственная регуляция своего по­ведения, проявляющаяся в высокой восприимчиво­сти к усвоению норм, ценностей и способов поведе­ния, которые существуют в мире взрослых.

Стремление к эмансипации, возросшая самостоя­тельность, неудовлетворенное чувство взрослости, эмоциональная нестабильность инициируют потреб­ность в общении со сверстниками. В интимно-лич­ностном общении многие психологические пробле­мы и трудности снимаются. Полноценное общение обеспечивается в разного рода формальных и нефор­мальных группах. Принадлежность к группе форми­рует социально значимое качество — корпоратив­ность, которое означает групповую идентификацию, социальную защищенность и возможность почувст­вовать себя взрослым, равным среди равных.

В подростковом возрасте происходит перестройка взаимоотношений ребенка со взрослыми. Инициа­тива пересмотра отношений принадлежит подрост­ку, который начинает бунтовать против прежней опеки, постоянных нравоучений и запретов. Свиде­тельством неблагоприятных отношений являются следующие поведенческие реакции подростков:

1) эмансипации (освобождения). Проявляется в стремлении вырваться из-под опеки родителей, учител ей, взрослых с их порядком, законами, стандарта­ми и ценностями;

2) группирования со сверстниками. Выделяют сме­шанные, неустойчивые группы, возникающие в за­висимости от увлечений, обстоятельств; стабильные группы с постоянным лидером, иерархией. Послед­ние обладают «своей территорией», свободное время проводят в стычках с подобными группами;

3) увлечения. Реакция может быть столь сильной, что целиком захватывает подростка, снижает его ин­терес к учебе. Увлечение может быть интеллектуаль­ным (музыка, рисование, поэзия, радиотехника); те­лесным (спорт, культуризм, вождение мотоцикла, -рукоделие); лидерским (поиск ситуаций, компаний, где можно предводительствовать); накопительским (коллекционирование); эгоцентрическим (стремле­нием выделиться модной одеждой, внешностью); азартным (пари, карты, поиск ситуаций риска); коммуникативным (болтовня, сплетничание и т. п.); 4) гиперсексуальности. Проявляется в повышенном интересе к лицам другого пола, сексуальной литературе, порнографии. Влюбленность и ухаживание подчас сопровождаются петтингом (интимными ласками), онанизмом, ранним началом половой жизни. Если взрослые воспринимают это с негодованием, то • конфликт неизбежен. Перестройка отношения к повзрослевшим детям на основе тактичности и терпи- о мости — вот путь к ликвидации конфликта1.

Особенности психического развития подростка заключаются в общем интеллектуальном развитии, в основном воображения и рефлексивного мышления. Особых достижений в области познавательных про­цессов психологи не отмечают. Очевидно, они не столь значимы на фоне других личностных измене­ний. Подросток рвется во взрослую жизнь, но находит ее преимущественно в воображении, с помощью которого он примеривает себя к миру взрослых. А мир взрослых — это не только особые взаимоотно­шения полов, вседозволенность и ненормативность, но и профессиональная принадлежность.

Подростковый возраст завершается в 14— 15 лет. Это время приходится на девятый класс. Перед подростка­ми стоит вопрос, что делать дальше: продолжить обу­чение в школе, поступить в профессиональное учеб­ное заведение или устроиться на работу? По сущест­ву, старшему подростку необходимо профессионально самоопределиться. Вместе с родителями и учителями он должен разобраться в своих интересах, склонно­стях и способностях, учесть финансовые возможно­сти семьи, востребованность в регионе разнообраз­ных видов профессий и способы их получения. Есте­ственно, что речь может идти лишь о первоначаль­ном, приблизительном, а подчас вынужденном про­фессиональном самоопределении. Следует также от­метить, что самостоятельный, компетентный и от­ветственный выбор профессии с учетом своих инди­видуально-психологических особенностей подрост­ку не по силам. Большинство подростков все же хоте­ло бы продолжить учебу в школе, но слабая успевае­мость, отклоняющееся поведение и экономическая несостоятельность семьи вынуждают их продолжать свою жизнь вне общеобразовательной школы. Буду­щая профессионально ориентированная жизнь вызывает тревожность и эмоциональную напряжен­ность.

Наши рекомендации