Идеалистические учения о душе в античной философии
«Социальный заказ» само время стало как причина возрастная и обучения к интересу и риторики (?)
Это обучение закладывалось софистами.
Софист обозначает «мудрец» и первоначальный термин софистика не имел никакого смысла. Постепенно, софистикой стали называть утончённое, но сознательно вводящие в заблуждение рассуждение. Софисты за деньги обучали людей искусство спору. В центре внимания было заложено не какое-то знание, а красноречие, умение красиво говорить, красиво поставив в тупик. Сделать это так, чтобы не обидеть человека.
Спор ради спора (с)
Во время этих споров пытались доказать, что нужно представить, а не то что есть. Софисты говорили, что всякое знание относительно. Например: Протагор заключил со своим учеником Иватлом договор, по которому ученик обязан был уплатить учителю гонорар, как только ученик выиграет свой первый судебный процесс. Но ученик по какой-то причине, ни разу не выигрывал суд. И тогда Протагор сказал: «Если мы подадим в суд, и выиграю я, то ты заплатишь, если же выиграешь ты, то заплатишь, потому что ты выиграл первый процесс. Если я проиграю, то платить не обязан, выиграв же я, всё равно платить не должен, потому что я выиграл суд, а не проиграл».
Был сильный аргумент, но его вывели в слабый или наоборот.
Протагор делает из подобный софистов вывод, что противоречить совсем невозможно.
«Человек есть мера всех вещей существующих, они существуют, и не существующих они не существуют» (с) Протагор
Например: Лимон – для одного человека он может показаться кислым, а для другого сладким. Мёд – он сладкий, а для человека, который болеет, и у него теряются вкусовые рецепторы, он будет либо никаким, либо с горчинкой. Итог: у софистов добро и зло, прекрасное и постыдное, истина и ложь, относительны. И то, что для одного благо, для другого может быть злом.
Сократ критиковал софистов за то, что они:
1). Брали деньги за свой труд.
2). Они считали, что всё в мире относительно.
Сократ (469 – 399 г. до н.э.)
Родом был из простой семьи. Отец его был каменотёсом, звали его Софроникс, Фенарета – мать, и была она полетухой (акушерка, медицинский работник). Существует легенда, что когда Сократ родился, его отец обратился к Оракулу, с конкретным вопросом, как ему воспитывать сына. И Оракул ответил, что сына воспитывать не нужно, ибо у него будет учитель, некий голос, который будет следить за ним и уводить от всего плохого. Происходил он из афинской территории и городок был небольшой, под названием Алопека. Родители не могли дать ему утонченного образования, он получил обычное, начальное образование для людей своего социального уровня. Обучали музыки, словесности, арифметика, геометрия (начальная стадия).
В процессе своей жизни Сократ 3 раза участвовал в военных походах, он был тяжелым вооруженным пехотинцем. И во всех военных походах рекомендовал себя, как храбрый и выносливый челок. Выполнял все задания, которые ставило руководство.
Цель не стремление поставить в тупик собеседника, а в поиске истины.
В своих речах, в своих действиях Сократ отрицал стремление к богатству и роскоши. Он не брал денег со своих учеников за обучение. Он отказывался от участия в государственной службе.
Женился в 40 лет. Жену его звали Ксантипа. Было у него 3-е детей. И до нас дошли рассказы о его жене. Нам её описывают как очень склочной, очень сварливой женщиной, очень часто она его ругала при людях, обзывала, обливала его во время этих разборок водой, била, что женщине было не свойственно. Но Сократ отпора ей не давал, он просто говорил, что привык к этому человеку, что привык к её ругани, как скрипу колеса. Давал описание, что сварливая жена, как норовистый конь, одолев этого коня, человек способен одолеть более спокойных людей или же таких же как она. Для него она была как учителем, который научил вежливости.
Есть три основных источника, благодаря которым мы знаем о философских воззрениях Сократа:
1). Комедия Аристофана «Облака». Где Сократ представлен в виде такого карикатурного образа.
2). Труды ученика Сократа Ксенафонт. В своих трудах он пытался показать обыденную и даже приниженны образ Сократа. Представляет, как приверженца своего города, лояльного человека который верит в традиции, который является некий благотворителем и который очень верно относится к своим собеседникам.
3). Труды Платона. Рисует образ идеального философа, мыслителя.
Диалектика состоит из иронии и майевтика. Ирония – похожа на способы аргументации у софистоф. Путём иронии происходило вскрытие внутреннего противоречия в речи собеседника. Например: я знаю, что ничего не знаю. Сократ говорит, что как раз майевтика продолжает или помогает рождать истину. Майевтика заключалось в том, чтобы задавать человеку специальные вопросы и помогать ему путём этих специальных вопросов верный ответ. Представлена в виде метода поиска истины. Сущность этого метода неразрывно связано с сущностью учения Сократа о душе.
Учение о душе Сократа, противопоставляло душу и тело, и давал душе «отрицательное» определение. Говорило о том, что душа бессмертна, она имеет божественное происхождение, и уже до вселения в тело обладает всеми знаниями истины. А знания он обозначает, как припоминания.
В учение Сократа теснейшим образом связан поиск истины и добродетели человека. Добродетель состоит в знании добра и действий в соответствии этому знанию.
Платон и Аристотель
Аристотель – отец основатель.
Психологические идеи Платона
Платон родился в 427 – 347 г. до нашей эры. Это был древнегреческий философ, античного периода. Появился он на свет под другим именем. Под именем своего отца, он был Аристон. Под именем Перективы (матери) он был потомком очень важно личности. Историко-древности Диагено Ларецкого от которого мы очень много узнаем о жизни философ, он ссылается на его племянника и ученика, где он пытался привести факт кто такой Платон. Аристокл – первоначальное имя Платона. Родился на острове, но в скоро его семье пришлось переехать. На тот момент он получал стандартное на тот момент предметов, много времени уделялось много времени спорту, изучал грамматику, музыку т.е. имел эстетическое. Платон получил свое прозвище, за свое широкоплечесть ( греч. ширина). Прозвище дал ему Сократ. По своим деяния План считал Сократа своии вторым отцом. Встреча с Сократом (было в начале 400 г. (407 г.). Первая встреча произвела на Платона очень большое впечатление и сделала такой глубокий переворот в восприятии в душе. Он на смотрел на мир немного по-другому.
Платон сжег все свои литературные произведения, созданные до Сократа. Поддался целиком и полностью в спорт + ко мне всему как второй поворотный момент, отдал себя в философию. С этого года (407 г), для Платона начинается новая эра. Сократ для него стал неким незаходящим солнцем. Он главный и выше него никого нет. Самый главным человек для Платона – это Сократ.
На самой казни Сократа Платон отсутствовал. Сразу после смерти с Сократом он покидает Афины, из места которого его соединила с другом/отцом. Он начал путешествовать. В одной и поездки он знакомится с Дианисией, Дионом.
Есть момент, в котором всё-таки сказано, что Платон попал в рабство. Его друзья, ученики, пытались вернуть деньги его выкупившего человеку. Но, тот просто отказался от них, т.к. этот человек выдающийся, и велено жить волной жизнью, без всякого рабства. Что интересно, деньги его друзья не оставили у себя, а отдают эти средства Платону. Он покупает сад, предместья Афин, который в дальнейшем носит имя греческого героя Акадэма. В этих садах начинает утверждаться академия. Сады были для рассуждения, прогулок, обсуждений и Платон основывает свою школу. Эта академия просуществовала почти 1000 лет.
Путешествию на Сицилию было несколько. После смерти тирана Сицилии, его наследником становится младший сын, с которым у Платона очень хорошие дружеские отношения.
Платон был идеалистом. Как в науке, так и в жизни. Верил в существование абсолютной истины и в её одностороннее осуществление. Если усовестить преступника, доказав ему, что он преступник, то он тут же перестает им быть, потому что выходит его идеальное существо.
В центре философии Платона лежит проблема идей. Он считал, что существует три рода бытия:
1. Истинное бытие.
2. Небытие.
3. Чувственные, материальные, предметы или вещи.
Платон считается родоначальником объективного идуализма.
На данных философских основаниях построение учение о душе Платона. В чем суть научения?
Природа души идеальна, душа сама не является идеей, но близка к ним. Находится родом из царства идей. Индивидуальная душа первоначально является частью мирового духа, который живёт в вечном царстве, затем индивидуальная душа «истекает» отделяется от мирового господства. И просто падает на землю и вселяется в какое-то тело. Душа не порождаема и бессмертна.
Платон говорит о трёх началах человеческой души:
1. Низшее начало. Начало свойственно только растениям и животным.
2. «Яростный дух». Аффективно0волевое начало. Акцент делается на страхе, на совести.
3. Высшая часть. Орган мышления, которое присуще человеку. Высшее, разумное начало.
Наш разум и только он должен управлять всеми нашими частями тела, которые должны быть в гармонии.
Главная функция души управлять всем поведением человека с помощью мысли, идей, цели. Платон описывает познавательные функции души. Он разделяет познания по объекту на две части: на идеи и на чувственные миры, на вещи. В одном из своих произведений «Государство», в этом диалоге Платон приводит миф, об узниках прикованных к стене и ведёт разговор о том, что эти узники не могут себя увидеть, а могут увидеть окружающих. Они могут слышать только отголоски каких то звуков. Это аналогия познания, которая направлена на чувственный мир. Мнение это нечто промежуточное, между знанием и не знанием. Мнение это только повод для начала познания. Оно не может быть истинным знанием, потому что вещи которые нас окружают в них нет идей, только бледная копия этих идей.
Только познания направленные на идеи даёт подлинное знание и в связи с этим он выделяет два вида знания:
1. Рассудок. С опорой на чувственные образы, подкрепление.
2. Разум. Познание истины без опоры на какой-то материал.
Особый интерес представлен в научение Платона в устройстве идеального государства, в котором люди должны были занимать положение в соответствии со своими способностями. Выявить можно было в процессе обучения.
Учение Платона переживает самого создателя и оказывает огромное влияние на европейскую философию и психологию. Нужно отметить знание конкретных людей Платона: постановка важных вопросов о идеи идеального, констатация идеальной сущности души и описание фактов внутренний жизни души (мышление, чувство, способности)
Аристотель(384 -322 г.) Родился на севере Греции, в Стагирии. Отец был Никомах, врачом Македонского. Аристотель будет знаком с самим Македонским (можно предположить). В Афине он становится учеником. В этой школе он находился в этой смерти 20 лет, до собственной смерти (?)
Почему его называют отцом основателем? Потому что Аристотель был очень разноплановым человеком, вроде бы философ, но занимался он очень многим. Систематизировал накопленные до него знания. Сочинения Аристотеля дают представление об энциклопедичности его учения. Человек – энциклопедия. И уже его зрелые сочинения традиционно делятся на 8 групп:
1. Логика. Работа органон.
2. Философия природы.
3. Психология. Трактат о душе.
4. Биология.
5. Метафизика или первая философия.
6. Этика.
7. Политика и экономика.
8. Риторика и поэтика.
Аристотель не просто охватил все области тогдашних знаний, но и произвёл типичность знаний.
Психология была представлена, как наука о душе.
Он считал не правомерным отрыв и противопоставления мира идей и мира вещей. По Аристотелю мир вещей и вещей не могут существовать друг без друга. У каждой вещи есть две причины:
1. Материальная (материя/ бесформенная, неопределенная).
2. Формальная (форма).
Энтелехия – единство материи и формы.
Причина в трех направлениях:
1. Душа выступает как источник происходящего в теле движения.
2. Как цель , которые эти движения направляются.
3. Сущность живого тела.