Наблюдение окружающей среды
При такой форме наблюдения исследователь изучает условия окружающей среды наблюдаемых, которые влияют на его поведение. Он пытается сделать выводы о том, как внешние факторы обуславливают действия индивида или группы индивидов[5].
8. эксперимент. лабораторный и естественный эксперимент.
Эксперимент (метод сбора фактов в специально созданных условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемых явлений)
Для эксперимента характерны:
- активная позиция исследования
- создание заранее продуманной искусственной ситуации
Виды эксперимента:
1) Лабораторный (осуществляется в специально оборудованном помещении.
2) Естесственный эксперимент (проводится в условиях естесственной группы или коллектива)
Требования к проведению эксперимента
- положительное отношение испытуемого
- равенство мотивов и условий участия в опыте для всех испытуемых
- четкая инструкция, понятная всем испытуемым
- учет субъективных факторов
- достаточное колличество испытуемых и число опытов
3) Констатирующий
4) Формирующий
Психологический эксперимент — проводимый в специальных условиях опыт для получения новых научных знаний посредством целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность испытуемого.
· Лабораторный эксперимент (англ. laboratory experiment), или искусственный эксперимент, — в психологии это вид эксперимента, который проводится в искусственно созданных условиях (в рамках научной лаборатории) и в котором по мере возможности обеспечивается взаимодействие исследуемых субъектов только с теми факторами, которые интересуют экспериментатора. Исследуемыми субъектами считаются испытуемые или группа испытуемых, а интересующие исследователя факторы называются релевантными стимулами.
Специфика, отличающая психологический лабораторный эксперимент от экспериментов в других науках, состоит в субъект-субъектном характере отношений между экспериментатором и испытуемым, выражающемся в активном взаимодействии между ними.
Лабораторный эксперимент ставят в тех случаях, когда исследователю необходимо обеспечить максимально возможный контроль над независимой переменной и дополнительными переменными. Дополнительными переменными называют иррелевантные, или нерелевантные, и случайные стимулы, в естественных условиях которые контролировать намного сложнее.
Является одним из видов психологического эксперимента. Примером психологического лабораторного эксперимента может служить
Контроль над дополнительными переменными
В качестве контроля над дополнительными переменными исследователь должен осуществлять: Выяснение всех нерелевантных факторов, какие возможно выявить По возможности — сохранение этих факторов неизменными в процессе эксперимента Отслеживание изменения нерелевантных факторов в течение эксперимента
· Естественный эксперимент, или полевой эксперимент, — в психологии это вид эксперимента, который проводится в условиях обычной жизнедеятельности испытуемого с минимумом вмешательства экспериментатора в этот процесс.
При проведении полевого эксперимента сохраняется возможность, если это позволяют этические и организационные соображения, оставить испытуемого в неведении о своей роли и участии в эксперименте, что имеет преимущество в том, что на естественность поведения испытуемого не скажется факт проведения исследования.
Этот метод специфичен тем, что возможности экспериментатора по контролю дополнительных переменных ограничены.
Данный тип психологического эксперимента используется, например, во многих исследованиях по социальной психологии.
автор разработки - Лазурский Александр Федорович
9. тест как метод психологического исследования.
Тесты (кратковременное задание, выполнение которого может служить показателем уровня развития некоторых психических функций и которое позваляет определить актуальный уровень развития того или иного психического явления)
Виды теста:
1) тесты интеллекта
2) тесты специальной способности
3) тесты достижений (навыки, умения)
4) тесты личности (мотивы, потребности личности)
5) проективный
Психологическое тестирование (psychological testing) — термин зарубежной психологии, обозначающий процедуру установления и измерения индивидуально-психологических отличий[1]. В отечественной психологии чаще употребляется термин «психодиагностическое обследование».
Психологическое тестирование используется в различных сферах: профориентации, профотборе, психологическом консультировании, планировании коррекционной работы и т. д.
Правила организации и проведения психологического тестирования описываются в рамках соответствующей области психологии — психологической диагностики.
Характеристики психологических тестов
§ Стандартность — тестовая методика проходит стандартизацию, по итогам которой получаемые данные должны соответствовать закону нормального распределения или же нормесоциокультурного характера. В соответствии с нормами формируются диапазоны значений говорящие нам о силе выраженности исследуемого признака.
§ Надёжность — свойство теста давать при повторном измерении близкие результаты. Надежная методика дает сходные результаты независимо от времени года или пола экспериментатора, влияния подобных фоновых факторов, должно сводится к минимуму самой методикой, что и определяет ее надежность.
§ Валидность — соответствие результатов теста той характеристике, для измерения которой он предназначен. Различают внутреннюю и внешнюю валидность. В случае с внешней это соответствие может быть проверенно положительной корреляцией, с объективными достижениями, результаты по тесту интеллекта, могут сопоставляться с академической успеваемостью. В случае с внутренней все сложнее, здесь речь идет о теоретической связи, о том, насколько выстроенная модель реально моделирует заявленный аспект. Но все может быть проще, если аналогичные «проверенные» методики уже существуют, тогда возможно обойтись корреляцией с уже известным методом. В случае если вам повезло быть новатором, внутренняя валидность находится путем долгой экспериментальной и интеллектуальной работы и в каком-то роде остается на совести «создателя».
Виды тестов
§ Психологический тест — стандартизированное испытание, по результатам выполнения которого судят о психофизиологических и личностных свойствах (чертах, способностях, состояниях) испытуемого. Тесты, по которым судят о знаниях, умениях и навыках испытуемого, занимают промежуточное положение между психологическими, образовательными и проф. тестами.
§ Вербальный тест (Verbal test) — тест, построенный на использовании языка, когда тестируемый, выполняя задание, должен не совершать действия, а описать их словами.
§ Стандартизованный тест — психологический тест с четко определенными неизменным списком вопросов, инструкцией, методами обработки результатов и подсчета баллов.
§ Тесты личности (психология) (Personality tests) — тесты психологического тестирования, направленные на изучение характера, способностей, эмоций, потребностей и других свойств человеческой личности. Личностные тесты подразделяются на :
§ Проективные тесты,
§ личностные опросники и
§ тесты деятельности (ситуационные тесты).
§ Тест достижений (Achievement test) — стандартизированный тест, используются также в целях профессионального отбора:
§ конструируемый на учебном материале;
§ предназначенный для оценки уровня овладения учебными знаниями и навыками.
§ Тест имитации — психологический тест, состоящий в том, что человеку предлагается выполнить задание, хотя ситуация, в которой предстоит выполнить задание, не воссоздается. Тест имитации используется в процессе отбора претендентов на работу.
§ Тест на профессиональную пригодность — психологический тест, направленный на выявление индивидуальных интересов и предпочтений. Такие тесты помогают определить работу наиболее предпочтительную для конкретного человека.
§ Тест интеллекта — тесты психологического тестирования, направленные на изучение степени развития интеллекта у человека. Задания тестов интеллекта:
§ адресуются к словесно-логическому мышлению; или
§ направлены и на оценку развития наглядно-образного и наглядно-действенного мышления;
§ позволяют характеризовать память, внимание, пространственную ориентировку, вербальное развитие и др.
Накопленный опыт психологического тестирования суммирован в собраниях методик и тестов[2].
10. опрос как метод психологического исследования.
Опрос (анкетирование или беседа, интервью)
А) Беседа (или интервью) - это метод сбора фактов о психических явлениях в процессе личного общения по специально составленной программе.
Беседа применяется при изучении личности, в качестве дополнительного метода при использовании других методов и при первоначальном знакомстве с собеседником.
Требования к беседе:
- формулирование цели
- составление плана
- подготовить поддерживающие вопросы
- определение способа регистрации хода беседы
- создание благоприятной атмосферы, обстановки
- умение владеть собой
- наблюдение за поведением собеседника
- фиксация результата
Виды беседы:
1) стандартизированная
2) нестандартизированная
Вопросы беседы:
- прямые вопросы
- косвеные вопросы
- проективные вопросы
Б) Анкетирование - метод сбора данных, основанный на опросе с помощью вопросников анкеты.
Анкета - объединенное единым исследовательским замыслом система вопросов, направленная на выявление качественно-колличественных характеристик изучаемого предмета.
Виды анкеты:
1) стандартизированная
2) нестандартизированная
Виды вопросов анкеты:
1) по содержанию
- о фактах сознания
- о фактах поведения
- о личности
2) по форме:
- открытые
- закрытые
3) по функции:
- фильтрующие
- контрольные
- содержательные
Требования к вопросам анкеты:
- формулировка на понятном для опрашиваемого языке
- формулировка вопросов всегда должна носить нейтральный характер
- краткость и точность
- соблюдение очередности вопроса
- структура анкеты
Ме́тод опро́са — психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в осуществлении взаимодействия между интервьюером и опрашиваемыми посредством получения от субъекта ответов на заранее сформулированные вопросы. Иными словами, опрос представляет собой общение интервьюера и респондента, в котором главным инструментом выступает заранее сформулированный вопрос.
Виды опросов
§ Анкетирование
§ Личностные тесты
§ Метод лестницы
Интервью относят как и к методу опроса, так и к методу беседы.
Классификация опросов по способу взаимодействия с респондентом:
§ Личные опросы. Проведение таких опросов проходит при прямом контакте исследователя с респондентом.
§ Дистанционные опросы. Проведение таких опросов возможно при опосредованном участии исследователя, либо же вовсе без его участия.
Одним из наиболее активно используемых в современном мире дистанционных методов выступает – телефонный опрос.
Виды вопросов в соответствии с решаемыми задачами
§ Закрытые — открытые
§ Закрытые (структурированные) вопросы предполагают выбор ответа из списка. Закрытые вопросы могут быть дихотомическими («да/нет») или же с множественным выбором, то есть предоставлять более двух вариантов ответа. Ответы на закрытые вопросы легко поддаются обработке; недостатком же можно считать высокую вероятность необдуманности ответов, случайный их выбор, автоматизм у респондента.
§ Открытые (неструктурированные) вопросы не содержат никаких заготовленных ответов, а респондент отвечает в свободной форме. Данные, полученные из ответов на такие вопросы, обрабатывать труднее, чем в случае с закрытыми вопросами.
§ Субъективные — проективные
§ Субъективные вопросы спрашивают респондента об его отношении к чему-либо или о его поведении в определённой ситуации.
§ Проективные вопросы спрашивают о третьем лице, не указывая на респондента.
11. моделирование, анализ продуктов деятельности, социометрия как методы психологического исследования.
· Моделирование в психологии — применение метода моделирования в психологических исследованиях. Развивается в двух направлениях;
- знаковая или техническая имитация механизмов, процессов и результатов психической деятельности —моделирование психики;
- организация того или иного вида человеческой деятельности путем искусственного конструирования среды этой деятельности — моделирование ситуаций, связывающих изучаемые психические процессы; последнее принято называть психологическим моделированием.
Моделирование психики — метод исследования психических состоянии, свойств и процессов, который заключается в построении моделей психических явлений и в изучении функционирования этих моделей с использованием полученных результатов в качестве данных о закономерностях функционирования психики. По полноте отражения объекта в модели можно выделить следующие классы и подклассы моделей психики: знаковые (образные, вербальные, математические),программные (жестко алгоритмические, эвристические, блок-схемные), вещественные (бионические). Такая последовательность моделей отражает постепенный переход от описаной имитации результатов и функций психической деятельности к вещественной имитации ее структуры и механизмов.
Моделирование психики тесно связано с поблемой искусственного интеллекта и построением сложных управляющих информационных и вычислительных машин и систем. Работы по моделированию психики ведутся не только в психологии, но и в смежных с психологией областях — бионике, кибернетике, автоматике, вычислительной технике, информатике. Первые успехи в моделировании психики достигнуты в середине XX в. на базе цифровой и аналоговой вычислительной техники.
Современный уровень знаний о психической деятельности позволяет широко развернуть исследования лишь на первых ступенях приближения модели к объекту, поэтому наиболее разработаны в настоящее время знаковые (в частности, математические) и программные (в частности, эвристические) модели. С их помощью удалось имитировать некоторые аспекты таких процессов и свойств психики, как восприятие, запоминание, обучаемость, логическое мышление и т.д. Делаются первые попытки построить вещественные — гипотетические и бионические — модели психической деятельности (напр., перцептрон Ф. Розенблата и др.).
Социометрия (от лат. "общество" и греч "измеряю") — это метод психологического исследования межличностных отношений в группе, коллективе с целью определения структуры взаимоотношений и психологической совместимости.
Позволяет выявить:
-особенности систем неформальных отношений в группе,
-степень психологической совместимости конкретных людей,
-внутригрупповые статусы участников процедуры,
-качество психологической атмосферы группы в целом.
Основоположник социометрии - американский психиатр и социальный психолог Якоб (Джекоб) Леви Морено (1892-1974). По его мнению, психическое состояние, адекватность поведения человека во многом зависят от занимаемого им положения в неформальной структуре малой группы. Недостаток симпатий становится одновременно и следствием межличностных проблем, и их источником.
В настоящее время социометрия активно используется психологами, социологами, педагогами, конфликтологами, социальными работниками.
Несомненное достоинство данного метода в том, что внутригрупповые отношения получают конкретное выражение в виде таблиц, схем, графиков, числовых величин. Однако все эти сведения не являются исчерпывающей характеристикой группы, так как представляют собой лишь описание сложившихся межличностных предпочтений, отношений симпатии и антипатии. Кроме того, из всего многообразия неформальных отношений в группе выявляются только те, которые отражены в формулировках предлагаемых вопросов. И, наконец, социометрия не позволяет установить мотивы выбора или отвержения одних членов группы другими. Поэтому она обычно используется в комплексе с другими методиками изучения малой группы.: ,
Для проведения социометрического опроса используется социометрическая карта (опросный лист, бланк анкеты), которая заполняется каждым членом коллектива.
Анализ социометрических карточек позволяет установить различные проявления межличностных отношений: предрасположенность, предпочтение (положительный выбор), отвержение, избегание (отрицательный выбор), оставление без внимания, игнорирование. Регистрация межличностных отношений достигается благодаря включению в социометрическую карту вопросов типа: "С кем из членов вашего класса вы согласились бы участвовать в выполнении сложного задания (проекта)?", "С кем из членов вашего класса вы согласились бы проводить совместный досуг?", "С кем из членов вашего класса вы согласились бы отправиться в опасное путешествие?"
Вопрос социометрической карты, связанный с выбором наиболее предпочтительных партнеров респондента по значимому для данной организации виду деятельности, называется социометрическим критерием. Такие критерии позволяют моделировать различные ситуации взаимодействия учащихся, педагогов.
Различают следующие типы социометрических критериев:
- организационные и экстраорганизационные. Организационные критерии имеют целью изучить межличностные отношения в процессе обучения, а также другой совместной деятельности, экстраорганизационные — отношения при проведении совместного досуга.
- Прямые и косвенные (проективные).
- Положительные и отрицательные. Первые предполагают ситуацию выделения членов коллектива, с которыми опрашиваемый (респондент) хотел бы заниматься совместной учебой, деятельностью. Вторые ориентированы на обнаружение членов коллектива, с которыми опрашиваемый (респондент) не хочет взаимодействовать.
- Коммуникативные и содержательные. Коммуникативные служат для отражения реально существующих в коллективе взаимоотношений. Содержательные отражают осознание членами класса своих взаимоотношений с другими людьми. Содержательный критерий дает информацию о том, кто, по мнению респондента, выберет или отвергнет его в ситуации, задаваемой критерием. Содержательным является вопрос: "Кто, по вашему мнению, хотел бы работать над новым проектом вместе с вами в одной команде (группе)?’’
Возможны два способа заполнения респондентом социокарты. Первый способ предполагает предварительное занесение в социокарту фамилий всех членов группы и использование при ответах следующих условных обозначений: положительный выбор —знак "+"; отрицательный выбор — знак "-"; безразличие — отсутствие знаков. Второй способ предполагает вписывание под вопросами соответствующих фамилий самим респондентом.
12. понятие об индивиде, личности. биологическое и социальное в личности человека.
Человек как индивид представляет собой принадлежность к биологическому роду.
К индивидуальным свойствам относят:
- половые признаки
- возраст
- конституциональные
- нейродинамические
- индивидуально-типологические
Индивидуальность- неповторимая самобытная личность, реализующая себя в творческой деятельности.
Человек как субъект деятельности- это носитель предметно-практической деятельности.
~ Личность- это человек как представитель общества, определяющий свободно и ответственно свою позицию среди других. (Исаев)
~ Личность- это творчески, талантливо действующий человек, создающий новые формы общественной жизни. (Давыдов)
~ Человек настолько личность, насколько он значим для других. (Петровский)
Индивид – носитель биологического в человеке. Человек как индивид представляет собой совокупность природных, генетически обусловленных свойств, развитие которых осуществляется в ходе онтогенеза, результатом чего становится биологическая зрелость человека. Таким образом, в понятии индивид выражена родовая принадлежность человека, т. е. любой человек — это индивид. Но, появляясь на свет как индивид, человек приобретает особое социальное качество, он становится личностью.
Личность – это человек как носитель сознания. Чем активнее деятельность человека, тем отчётливее, ярче будут проявляться особенности (черты) его личности. Совокупность особенностей качеств личности, образующих её неповторимый облик, принято называть Индивидуальность личности. Совершенно очевидно, что личностью человек не рождается, поскольку ему ещё предстоит развивать своё сознание, и личностью человек может перестать быть (хотя как индивид и будет продолжать жить, сохраняя некоторые психические процессы, свойственные человеку) при тяжёлых психических заболеваниях.
Являясь по своей природе социальным образованием, личность, тем не менее, несёт на себе отпечаток биологической организации человека. Природные особенности человека – это важные предпосылки, необходимые условия психического развития, но сами по себе они не определяют ни характера, ни способностей человека, ни его интересов, идеалов, убеждений. Мозг как биологическое образование является предпосылкой проявлений личности, но все проявления её – продукт общественного бытия человека.
Индивидуальность личности складывается из особенностей различных черт личности, причём влияние социального и биологического в них далеко не одинаково. Имеются качества личности, в развитии которых роль биологического, врождённого велика (например, темперамент), но имеются качества (мышление, память, воображение и т. д.), в развитии которых доминирующую роль начинают играть особенности обучения. Ещё более возрастает роль обучения в развитии знаний, навыков, умений. Определённую группу составляют качества направленности личности (интересы, идеалы, убеждения, мировоззрение и т. д.), в формировании которых роль биологического ничтожна, зато роль социального опыта, и в особенности воспитания, исключительно велика.
Психология учитывает, что Личность не только объект общественных отношений, не только испытывает социальные воздействия, но преломляет, преобразует их, поскольку постепенно личность начинает выступать как Совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия общества. Таким образом, Личность не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, самосознания.
13. факторы формирования личности.
Факторы формировия личности:
- биологический фактор (наследственность, свойства нервной системы)
- врожденные особенности
- социальный фактор
- активность
Направленность личности- потребности, мотивы и цели, которые определяют развитие личности.
Виды направленности:
- направленность на себя (отражается в центрации человека на собственных мыслях, выражается такими признаками как тревожность, мнительность, эгоцентризм)
- направленность на других (проявляется в позитивном отношении к людям, в настрое на взаимодействие, на общение, определяется такими качествами, как толерантность, терпимость)
- направленность на предмет(желание действовать характеризуется выраженными потребностями в познании, в освоении предметной среды)
· В первую очередь на формирование личности оказывают влияние генетические особенности индивида, полученные им при рождении. Наследственные черты являются базой для формирования личности. Такие наследственные качества индивида, как способности или физические качества, накладывают отпечаток на его характер, способ восприятия окружающего мира и оценки других людей. Биологическая наследственность во многом объясняет индивидуальность личности, ее отличие от других индивидов, так как не существует двух одинаковых индивидов с точки зрения их биологической наследственности.
· Вторым фактором, оказывающим влияние на формирование личности человека, является влияние физического окружения. Очевидно, что окружающая нас природная среда постоянно воздействует на наше поведение, участвует в формировании человеческой личности. Например, мы связываем с влиянием климата возникновение цивилизаций, племен, отдельных групп населения. Люди, выросшие в разном климате, отличаются друг от друга. Наиболее ярким примером тому является сравнение горных жителей, жителей степей и людей, населяющих джунгли. Природа постоянно влияет на нас, и мы должны отвечать на это влияние через изменение своей личностной структуры.
· Третьим фактором формирования личности человека принято считать влияние культуры. Любая культура обладает определенным набором социальных норм и разделяемых ценностей. Этот набор является общим для членов данного общества или социальной группы. По этой причине представители каждой культуры должны проявлять терпимость по отношению к этим нормам и системам ценностей. В связи с этим возникает понятие модальной личности, воплощающей в себе те общекультурные ценности, которые общество прививает своим членам в ходе культурного опыта. Таким образом, современное общество с помощью культуры стремится сформировать социабельную личность, легко идущую на социальные контакты, готовую к сотрудничеству. Отсутствие таких эталонов ставит человека в положение культурной неопределенности, когда он не осваивает основных культурных норм общества.
· Четвертым фактором, формирующим личность человека, является влияние социального окружения. Следует признать, что этот фактор можно считать основным в процессе формирования личностных качеств индивида. Влияние социального окружения осуществляется через процесс социализации. Социализация представляет собой процесс, посредством которого индивидом усваиваются (интернализуются) нормы его группы таким образом, что через формирование собственного Я проявляется уникальность данного индивида или личности. Социализация личности может принимать различные формы. Например, наблюдается социализация через подражание, учет реакций других людей, об общение разных форм поведения. Социализация может быть первичной, то есть протекающей в первичных группах, и вторичной, то есть протекающей в организациях и социальных институтах. Неудачная социализация индивида к групповым культурным нормам может привести к конфликтам и социальным отклонениям.
· Пятым фактором, формирующим личность индивида в современном обществе, следует считать индивидуальный опыт человека. Сущность воздействия этого фактора заключается в том, что каждый че ловек попадает в разные ситуации, в ходе которы он испытывает влияние других людей и физического окружения. Последовательность таких ситуаций является уникальной для каждого человека и ой ориентируется на будущие события, исход из положительного и отрицательного восприятия прошлых ситуаций. Уникальный индивидуальный опыт представляет собой один из самых значимых факторов формирования личности человека.
14. основные теории личности.
Теория личности Зигмунда Фрейда.
Развитие психики — это приспособление к враждебной среде. Движущие силы психического развития — врожденные и бессознательные влечения.
Три слоя психики: сознательный, предсознательный и бессознательный, где и есть основные структуры личности. Три части в структуре личности: 1) ид; 2) эго; 3) супер-эго.
Ид — в бессознательном слое структуры личности, которая является энергетической основой психического развития, так как в ней расположены врожденные влечения, которые стремятся к своему удовлетворению. Фрейд полагал, что существуют два основных влечения — инстинкт жизни и инстинкт смерти.
Это — тоже врожденная структура. Располагается в сознательном слое и в предсознании. Содержание эго в процессе жизни сужается. Со временем человек начинает осознавать границу между собой и окружающим миром, сужая свое «я» до объема эго.
Супер-эго — формируется в процессе жизни ребенка, в процессе общения с близким взрослым своего пола, черты и качества которого становятся содержанием супер-эго.
Между этими тремя структурами личности существует неустойчивое равновесие, так как направления их развития противоположны друг другу.
Теория личности Карла Густава Юнга («аналитическая психология»)
К. Г. Юнг — один из подвижников Фрейда. Считал либидо (энергию жизни) обобщенной психической энергией, которая может принимать различные формы. Возражал против символической интерпретации слов или ассоциаций, разрабатываемой Фрейдом, считая, что необходимо идти вслед за символикой человека в глубь его бессознательного.
Структура личности состоит из трех компонентов:
1) коллективного бессознательного;
2) индивидуального бессознательного; 3)сознания.
Коллективное бессознательное — «память поколений», то психологическое наследство, с которым ребенок появляется на свет. Состоит из архетипов, которые организуют психологический опыт индивида. Основные архетипы: Эго, Персона, Тень, Анима, Анимус, Самость.
Теория личности Альфреда Адлера
Чувство общности с другими людьми, стимулирующее социальные контакты и ориентацию на других людей, — главная сила, которая определяет поведение и жизнь человека.
«Я» — субъективная и индивидуализированная система, которая способна влиять на развитие личности, переосмысливая жизненный опыт человека и придавая ему различный смысл.
Основные положения теории А. Адлера:
1) фиктивный финализм;
2) стремление к превосходству;
3) чувство неполноценности и компенсации;
4) общественный интерес;
5) стиль жизни;
6) творческое «я».
15. активность личности. Потребности как источник активности.
Активность личности — особый вид деятельности или особая деятельность, отличающаяся интенсификацией своих основных характеристик (целенаправленности, мотивации, осознанности, владения способами и приёмами действий, эмоциональности), а также наличием таких свойств как инициативность и ситуативность.
Активность как центральная составляющая поведения человека не возникает сама по себе спонтанно, а детерминирована определенными состояниями человека как организма, социального индивида и личности, выражающими зависимость его от окружающей среды: материальной, социальной, духовной. Другими словами, потребность - это нужда, необходимость в чем-либо. Именно потребности являются основой для возникновения мотивов - непосредственных побудителей поведения.
Потребности человека очень многообразны. Н. Ф. Реймерс на основе обобщения литературных материалов выделяет следующие группы и виды потребностей:
- по характеру и природе возникновения: естественные, социальные, интеллектуальные;
- по сфере жизнедеятельности: материальные и духовные;
-по экономической количественной определенности: абсолютные, действительные и платежеспособные;
- по степени конкретизации: общие и конкретные;
- по степени удовлетворения: удовлетворенные, неудовлетворенные;
- по степени настоятельности: насущные, менее настоятельные, отдаленные;
-по объектам: в материальных благах, услугах и духовных ценностях;
- по степени активности: активные и пассивные;
- по степени рациональности: рациональные и иррациональные («псевдопотребности»);
- по степени реальности: реально осуществимые и нереальные;
- по степени перспективности: социально перспективные и бесперспективные.
В содержательном плане выделяют:
- биологические: потребность в тепле, воздухе, пище, воде, сексуальном партнере и многие другие;
- эколого-поведенческие (психологические): потребность в доминировании и подчинении, создании своей группы (семьи), стиле и темпе жизни и др.;
- этнические: потребность в принадлежности к определенному роду, клану, нации, этнической целостности и др.;
- социальные (и социально-психологические): потребность в общении, в возможности образования социальных групп;
-трудовые: потребность в труде, достижениях, успехе в деятельности и др.;
- познавательные: потребность в познании, образовании;
- экономические: потребность в обеспечении пищей, одеждой, жильем, средствами труда в соответствии с анатомо-физиологическими, этническими, престижными нормами;
-другие (эстетические, конституционные, коммуникативные и т.д.).
А. Маслоу утверждает, что потребности индивида зависят от того, что он уже имеет. Он расположил потребности в виде пирамиды, в основании которой находятся физиологические потребности (вода, пища, сон, дыхание), затем в направлении к вершине он поместил потребности в защите и безопасности, принадлежности (общественной и личной), самоутверждении и независимости, самовыражении. А.Маслоу считает, что индивид сначала стремится удовлетворить низшие (насущные) потребности, прежде чем перейти к самовыражению.
К.Альдерфер согласен с А.Маслоу, что индивидуальные потребности можно разместить в виде иерархии. Но она у него имеет три ступени:
1) существования - факторы, удовлетворяющие потребность существовать (еда, воздух, вода, заработная плата, условия работы);
2) родственности - потребности, удовлетворяемые значимыми общественными и межличностными отношениями (дружба, общение, любовь);
3) развития - потребности, удовлетворяемые личным творческим или производственным ростом индивида.
Исследования Ф. Герцберга имели своим результатом два специфических вывода.
1.Есть набор внешних условий, которые удовлетворяют работника, если они есть, но не обязательно мотивируют его. Это заработная плата, условия труда, качество руководства, гарантии рабочего места, отношения с коллегами. При отсутствии этих условий возникает неудовлетворенность среди работников. Такие внешние условия Ф. Герцберг назвал гигиеническими факторами или факторами неудовлетворенности.
2. Есть система внутренних условий, связанных с содержанием трудового процесса (признание, ответственность, продвижение, собственно работа и др.), отсутствие которых не является показателем большой степени неудовлетворенности. А их наличие в трудовом процессе придает сильные мотивационные стимулы. Ф. Герцберг их назвал факторами мотивации (удовлетворенности).