Диагностика межличностных отношений Л.Н.Собчик
Опросник интерперсонального диагноза Т. Лири, Р.Л. Лафорже,
Р.Ф. Сучека и «Диагностика межличностных отношений» (ДМО) Л.Н. Соб-
чик для определения восьми ведущих форм социального поведения лично-
сти. Изучение структуры «Я», семейных проблем, структуры малых групп с
помощью ДМО.
Литература
Собчик Л.Н. Диагностика индивидуально-типологических свойств и
межличностных отношений. СПб.: Речь, 2002.
Практическое занятие № 9.
Клиническая психодиагностика
MMPI (Minnesota Multiphase Personality Inventory) для исследования
индивидуально-психологических особенностей личности, типичных спо-
собов поведения и содержания переживаний в значимых ситуациях, адап-
тивных и компенсаторных возможностей в условиях стресса, для оценки
психического и соматического здоровья, эмоционального состояния и
профессиональных способностей.
Стандартизированная методика исследования личности (СМИЛ)
Л.Н. Собчик.
Литература
Собчик Л.Н. СМИЛ. Стандартизированная многофакторная методика
исследования личности. СПб.: Речь, 2002.
Соломин И.Л. Личностный опросник MMPI. Методическое руково-
дство. СПб.: ИМАТОН, 2002.
Практическое занятие № 10.
Диагностика акцентуаций личности
Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО)
А.Е. Личко и Н.Я. Иванова для выявления типа акцентуаций личности у
подростков, склонности к делинквентному поведения, алкоголизации.
Литература
Иванов Н.Я., Личко А.Е. Патохарактерологический диагностический
опросник для подростков. Краткое руководство. М.: Фолиум, 1994.
Практическое занятие № 11.
Диагностика темперамента и свойств нервной системы
Опросник структуры темперамента (ОСТ) В.М. Русалова для оценки 4
наследственных характеристик темперамента – эргичности, пластичности,
темпа, эмоциональности – в контексте деятельности и социального взаи-
модействия.
Литература
Русалов В.М. Опросник формально-динамических свойств индивиду-
альности: методическое пособие. М.: ИП АН СССР, 1992.
Практическое занятие № 12.
Фрустрационный тест С. Розенцвейга
Фрустрационный тест С. Розенцвейга для выявления эмоциональных
стереотипов реагирования в стрессовых ситуациях, оценки стрессоустой-
чивости и прогноза поведения человека в ситуациях межличностного
взаимодействия.
Взрослый и детский вариант теста.
Литература
Ясюкова Л.А. Фрустрационный тест С.Розенцвейга. Методическое
руководство. СПб.: ИМАТОН, 2001.
Практическое занятие № 13.
Тематический апперцептивный тест (ТАТ) и Детский апперцептивный
Тест (САТ)
Сущность и назначение тематического апперцептивного теста (ТАТ)
Г. Мюррея. Получение информации о личности, ее ведущих потребностях
и мотивах, особенностях эмоциональной сферы, направленности личности,
внутриличностных и межличностных конфликтах, способах их разрешения
и другая информация.
Детский апперцептивный тест (САТ) Л. Беллак и С. Беллак. Сущность
и назначение САТ. Исследование восприятия ребенком окружающего мира
и своего места в нем, отношения к родителям, проблем конкуренции и
взаимоотношений с братьями и сестрами, детских страхов, адаптационные
возможности, особенности мотивационной сферы и защитных механизмов,
содержание потребностей, бессознательных переживаний и конфликтов,
наличия психических нарушений.
Литература.
Леонтьев Д.А. Тематический апперцептивный тест. М.: Смысл, 1998.
Беллак Л., Беллак С.С. Тест детской апперцепции (фигуры животных).
Методическое руководство. СПб.: ИМАТОН, 2001.
Практическое занятие № 14.
Проективная методика «Рисунок семьи»
Проективная методика «Рисунок семьи» для исследования пережива-
ний и восприятия ребенком своего места в семье, отношение к семье в це-
лом и отдельным ее членам; диагностика наличия конфликтных, дисгар-
моничных семейных отношений в восприятии ребенка.
Литература
Бернс Р.С., Кауфман С.Х. Кинетический рисунок семьи. М.: Смысл,
Речь, 2003.
Никольская И.М. Рисунок семьи // Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В.,
Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. СПб.: Речь,
2003. С. 37-49.
Романова Е.С. Графические методы в практической психологии. СПб.:
Речь, 2002.
Ширн Ч., Рассел К. «Рисунок семьи» как методика изучения детско-
родительских взаимоотношений // Альманах психологических тестов. Ри-
суночные тесты. М.: КСП, 1997. С. 272-285.
Хоментаускас Г.Т. Методика «Рисунок семьи» // Общая психодиагно-
стика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М.: Изд-во МГУ, 1987. С.
206-220. 1995.
Практическое занятие № 15.
Методика «Рисунок несуществующего животного»
Методика «Рисунок несуществующего животного» М.З. Дукаревич.
Выражение личностных свойств, особенностей, проблем и жизненных си-
туаций при рисовании несуществующего животного и структурированном
рассказе о нем. Графический и содержательный анализа рисунка.
Литература
Габидулина С.Э. К обоснованию методики «Рисунок несуществующе-
го животного» // Вест. МГУ. Сер. 14. Психология. 1986. № 4. С. 56-57.
Дукаревич М.З., Яньшин П.В. Рисунок несуществующего животного
(РНЖ) // Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и
саморегуляции. М.: Изд-во МГУ, 1990. С. 54-73.
Романова Е.С. Графические методы в практической психологии. СПб.:
Речь, 2002.
Практическое занятие № 16.