Диагностика межличностных отношений Л.Н.Собчик

Опросник интерперсонального диагноза Т. Лири, Р.Л. Лафорже,

Р.Ф. Сучека и «Диагностика межличностных отношений» (ДМО) Л.Н. Соб-

чик для определения восьми ведущих форм социального поведения лично-

сти. Изучение структуры «Я», семейных проблем, структуры малых групп с

помощью ДМО.

Литература

Собчик Л.Н. Диагностика индивидуально-типологических свойств и

межличностных отношений. СПб.: Речь, 2002.

Практическое занятие № 9.

Клиническая психодиагностика

MMPI (Minnesota Multiphase Personality Inventory) для исследования

индивидуально-психологических особенностей личности, типичных спо-

собов поведения и содержания переживаний в значимых ситуациях, адап-

тивных и компенсаторных возможностей в условиях стресса, для оценки

психического и соматического здоровья, эмоционального состояния и

профессиональных способностей.

Стандартизированная методика исследования личности (СМИЛ)

Л.Н. Собчик.

Литература

Собчик Л.Н. СМИЛ. Стандартизированная многофакторная методика

исследования личности. СПб.: Речь, 2002.

Соломин И.Л. Личностный опросник MMPI. Методическое руково-

дство. СПб.: ИМАТОН, 2002.

Практическое занятие № 10.

Диагностика акцентуаций личности

Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО)

А.Е. Личко и Н.Я. Иванова для выявления типа акцентуаций личности у

подростков, склонности к делинквентному поведения, алкоголизации.

Литература

Иванов Н.Я., Личко А.Е. Патохарактерологический диагностический

опросник для подростков. Краткое руководство. М.: Фолиум, 1994.

Практическое занятие № 11.

Диагностика темперамента и свойств нервной системы

Опросник структуры темперамента (ОСТ) В.М. Русалова для оценки 4

наследственных характеристик темперамента – эргичности, пластичности,

темпа, эмоциональности – в контексте деятельности и социального взаи-

модействия.

Литература

Русалов В.М. Опросник формально-динамических свойств индивиду-

альности: методическое пособие. М.: ИП АН СССР, 1992.

Практическое занятие № 12.

Фрустрационный тест С. Розенцвейга

Фрустрационный тест С. Розенцвейга для выявления эмоциональных

стереотипов реагирования в стрессовых ситуациях, оценки стрессоустой-

чивости и прогноза поведения человека в ситуациях межличностного

взаимодействия.

Взрослый и детский вариант теста.

Литература

Ясюкова Л.А. Фрустрационный тест С.Розенцвейга. Методическое

руководство. СПб.: ИМАТОН, 2001.

Практическое занятие № 13.

Тематический апперцептивный тест (ТАТ) и Детский апперцептивный

Тест (САТ)

Сущность и назначение тематического апперцептивного теста (ТАТ)

Г. Мюррея. Получение информации о личности, ее ведущих потребностях

и мотивах, особенностях эмоциональной сферы, направленности личности,

внутриличностных и межличностных конфликтах, способах их разрешения

и другая информация.

Детский апперцептивный тест (САТ) Л. Беллак и С. Беллак. Сущность

и назначение САТ. Исследование восприятия ребенком окружающего мира

и своего места в нем, отношения к родителям, проблем конкуренции и

взаимоотношений с братьями и сестрами, детских страхов, адаптационные

возможности, особенности мотивационной сферы и защитных механизмов,

содержание потребностей, бессознательных переживаний и конфликтов,

наличия психических нарушений.

Литература.

Леонтьев Д.А. Тематический апперцептивный тест. М.: Смысл, 1998.

Беллак Л., Беллак С.С. Тест детской апперцепции (фигуры животных).

Методическое руководство. СПб.: ИМАТОН, 2001.

Практическое занятие № 14.

Проективная методика «Рисунок семьи»

Проективная методика «Рисунок семьи» для исследования пережива-

ний и восприятия ребенком своего места в семье, отношение к семье в це-

лом и отдельным ее членам; диагностика наличия конфликтных, дисгар-

моничных семейных отношений в восприятии ребенка.

Литература

Бернс Р.С., Кауфман С.Х. Кинетический рисунок семьи. М.: Смысл,

Речь, 2003.

Никольская И.М. Рисунок семьи // Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В.,

Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. СПб.: Речь,

2003. С. 37-49.

Романова Е.С. Графические методы в практической психологии. СПб.:

Речь, 2002.

Ширн Ч., Рассел К. «Рисунок семьи» как методика изучения детско-

родительских взаимоотношений // Альманах психологических тестов. Ри-

суночные тесты. М.: КСП, 1997. С. 272-285.

Хоментаускас Г.Т. Методика «Рисунок семьи» // Общая психодиагно-

стика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М.: Изд-во МГУ, 1987. С.

206-220. 1995.

Практическое занятие № 15.

Методика «Рисунок несуществующего животного»

Методика «Рисунок несуществующего животного» М.З. Дукаревич.

Выражение личностных свойств, особенностей, проблем и жизненных си-

туаций при рисовании несуществующего животного и структурированном

рассказе о нем. Графический и содержательный анализа рисунка.

Литература

Габидулина С.Э. К обоснованию методики «Рисунок несуществующе-

го животного» // Вест. МГУ. Сер. 14. Психология. 1986. № 4. С. 56-57.

Дукаревич М.З., Яньшин П.В. Рисунок несуществующего животного

(РНЖ) // Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и

саморегуляции. М.: Изд-во МГУ, 1990. С. 54-73.

Романова Е.С. Графические методы в практической психологии. СПб.:

Речь, 2002.

Практическое занятие № 16.

Наши рекомендации