Не «покупайте» у кого попало
При обучении искусству быть разумным потребителем часто повторяют рекомендацию покупать у надежного продавца. В применении к научным исследованиям такая аналогия может показаться странной или даже сомнительной — сомнительной потому, что с готовностью принимая известное, знакомое и общепризнанное, мы можем закрывать глаза на новое и спорное. Ведь, в конце
концов, наука изобилует историями об исследователях, которых сначала считали заблуждающимися или сумасшедшими, и лишь много позднее признавали их правоту.
Совет «покупать» научную информацию, исходящую из заслуживающего доверия источника, должен привлечь ваше внимание к тому факту, что социальная наука — это своеобразное предпринимательство, осуществляемое людьми, которые вкладывают в нее средства и иногда не совсем добросовестны. Здесь не ставится цель «дегуманизации» научных исследований (некоторые могут сказать, что мы уже и так слишком много этим занимались), просто мы хотим обратить ваше внимание на доминирующую роль человеческого элемента в социальной науке.
Поэтому заслуживающие доверия авторы — это не те, кто имеет хорошую репутацию, а те, кто дает такую информацию, которая позволит вам составить собственное мнение. Задайте себе следующие вопросы:
1. Учитывая, что результаты исследования могли быть «обусловлены» рядом факторов, как исследователь исключил из рассмотрения посторонние факторы и разъяснил роль главных?
2. Представил ли исследователь достаточно подробностей о процедуре и полученных данных, чтобы вы смогли адекватно оценить эти данные и выводы?
3. Что указывает на то, что исследователь не обошел вниманием альтернативные объяснения полученных данных?
4. Какие меры приняты исследователем для защиты участников исследования от нанесения им любого физического или морального ущерба?
ИЗУЧИТЕ «АССОРТИМЕНТ»
Допустим, что лужайка перед вашим домом заросла травой и перед вами встала проблема покупки газонокосилки. Как разумный потребитель вы проверите несколько источников и сравните относительные достоинства различных марок и моделей. В науке такой сравнительный обзор может привести вас к рассмотрению различных методов (таких как строго контролируемые лабораторные эксперименты или систематический опрос жителей определенных районов), используемых для решения конкретной проблемы. Вы выберете конкретную газонокосилку, взвесив такие факторы, как качество, цена, технические характеристики и гарантии. Методологию исследования оценивают способом, анало-гичным во многих отношениях. Некоторые исследовательские планы приводят к более надежным результатам по сравнению с другими, поскольку позволяют проще исключить альтернативные интерпретации полученных результатов. Некоторые методики измерений, на первый взгляд вполне испытанные, могут оказаться хуже других, потому что они не предназначены специально для решения вопросов, ради которых в первую очередь и проводится исследование.
Изучение «ассортимента» литературы может также показать, что для обращения к данной проблеме необходимы новые подходы, но нужны ли они лично вам, зависит от того, что именно вы пытаетесь выяснить. И наконец, сравнительный обзор может показать, что вам необходимо пересмотреть свою исходную постановку вопроса. По отношению к заросшей лужайке это означает, что вы можете натолкнуться на идею о возможности другой планировки участка, где вообще не будет травы, а следовательно, косилка не нужна. Другими словами, может оказаться, что ваш исходный вопрос необходимо пересмотреть или полностью переформулировать. Тщательное изучение различных стратегий исследования может показать, что результаты не относятся к более фундаментальной проблеме.
Уточнение вопросов
Чтобы выяснить, годится ли используемый метод для изучения данного вопроса, потребители должны обратить особое внимание на то, как исследователь сформулировал свой вопрос. Исследователь должен обеспечить максимально ясную постановку вопроса, на который он хочет ответить. Одна из первых проблем, с которой сталкивается начинающий исследователь, заключается в том, чтобы научиться
формулировать вопросы таким образом, чтобы на них можно было ответить. Это непростая задача. Общие вопросы, например, почему люди бывают агрессивными или почему одни группы более креативны, чем другие, требуют существенного уточнения для того, чтобы можно было применить какой-либо метод. Неопытные ученые попадают и в другую ловушку — они допускают, чтобы существующий метод диктовал форму вопроса. В этом случае, начиная работать над программой исследования, ученый сначала сосредоточивается на вопросе, как решить проблему, не подумав о том, зачем ему это делать. Совсем не обязательно, чтобы отправной точкой было наличие определенногооборудования, например видеомагнитофонов, или владение какой-либо психодиагностической методикой. Здесь уместно вспомнить историю о пьяном человеке, который, обронив ключи от дома, ищет их не там, где потерял, а на улице, потому что она лучше освещена. Методы — это лишь средства, позволяющие нам прийти к результатам.
Даже если постановка вопроса ясна и применяется подходящий метод, ни одна научная работа не решит вопроса раз и навсегда. Понимание социального поведения — это кумулятивный процесс, опирающийся на согласование между собой результатов ряда эмпирических исследований и их синтез...