Компьютерная психодиагностика. тур, у испытуемых с различным образовательным уровнем и даже у больных шизофренией по

тур, у испытуемых с различным образовательным уровнем и даже у больных шизофренией по сравнению со здоровыми испытуемыми. Это не означает, конечно, что все испытуемые оценивают объекты сход­ным образом. Единство факторных структур показывает, что неизмен­ными остаются семантические связи между различными шкалами при шкалировании объектов, и если какой-нибудь испытуемый оценивает «порок» как «хороший», то он для него и «сладкий», и «желанный» [Пет­ренко, 1997. С. 78-79].

Универсальностьфакторных структур порождает одно важное след­ствие. Поскольку структура семантических пространств идентична для различных испытуемых, то результаты факторизации, полученные в одной группе, можно использовать для проведения исследований с помощью семантического дифференциала на другой группе испытуе­мых. Это означает, что для испытуемых одной языковой культуры трех-факторный (универсальный) семантический дифференциал не надо каждый раз строить заново, а можно, не проводя факторизации, ис­пользовать уже полученные результаты группировки шкал в факторы.

Построение СД на базе оценок отдельных семантических классов -частных семантических пространств - выявило новые факторы, спе­цифичные именно для этих понятийных классов [Петренко, 1997]. Например, при шкалировании политической терминологии было об­наружено, что три обычно независимых фактора («Оценка», «Сила», «Активность») стали коррелировать и слились в один, который можно описать как «доброжелательный динамизм» в оппозиции к «злобному бессилию».

В психодиагностическом исследовании с помощью СД можно по­лучить характеристику индивидуального отношения к объекту с помо­щью основных оценочных факторов, семантических расстояний между значениями объектов, анализа «понятийной структуры» испытуемого. Благодаря этому СД находит широкое применение в различных облас­тях психологии. Возможности метода довольно широко используются в клинике. Особую важность имеет применение СД для исследования значимых отношений личности.

В исследовании Г. Л. Исуриной (1984) с помощью СД изучалась система отношений личности больных неврозами и ее динамика в процессе психоте­рапии. Автором было проанализировано 24 понятия, характеризующих ос­новные сферы отношений личности («Я как мужчина (женщина)»); «Я глаза­ми окружающих»; «Моя болезнь»; «Мой психотерапевт» и т. д.). Исследование показало отчетливую динамику в системе отношений личности больных не­врозами в процессе психотерапии, объективированную с помощью количе­ственного и качественного анализа данных СД, применявшегося трижды в процессе лечения и в катамнезе.

__ Глава 2. Психосемантическая парадигма конструирования методик

В исследованиях А. М. Якубзона (1990) СД применялся для изучения внут­ренней картины болезни при неврозах с функциональными серАечно-сосу-дистыми расстройствами. Для получения обобщенной структуры оценочно­го компонента ВКБ были проведены корреляционный и факторный анализы показателя Оценки для 25 понятий. Исследование показало, что оценка свое­го здоровья у больных истерическим неврозом зависит, главным образом, от отношений в микросоциальном окружении, а для больных неврастенией ха­рактерно руководство персонифицированными представлениями, где состо­яние здоровья выступает одним из условий самореализации.

Семантический дифференциал предоставляет широкие возможнос­ти для исследования самооценки и самоотношения. Выделяют несколько способов исследования самооценки с помощью СД: 1) оценивание по­нятия «Я» (или более конкретно - «Мое настоящее Я»); 2) вместе с по­нятием «Я» оценивается ряд понятий, представляющих различные ха­рактеристики личности («общительность», «активность», «уровень культуры» и т. д.) с последующим определением расстояния между по­нятием «Я» и личностными особенностями; 3) наряду с «настоящим Я» оцениваются заведомо полярные понятия: «Мое идеальное Я», «Каким я больше всего себе не нравлюсь» [Бурлачук, Морозов, 1999].

СД в психологической диагностике личности может выступать как особый методический прием анализа индивидуального сознания, эмо­циональных отношений, установок и т. д. На его основе могут стро­иться различные психодиагностические методики.

Так, например, в исследовании В. М. Шумакова, В.А.Дегтярева (1985) применение СД позволило выявить (с использованием значительного масси­ва стимульного материала) узловые личностные характеристики больных малопрогредиентной шизофренией, совершавших и не совершавших обще­ственно опасные действия, а затем, посредством выделения наиболее инфор­мативных стимулов, сформировать алгоритмическую экспресс-диагностичес­кую процедуру. Новая экспресс-методика нашла применение в практической работе по прогнозированию различных форм поведения больных и комплек­тованию психотерапевтических групп.

К числу модификаций классического семантического дифферен­циала Осгуда относятся «личностные семантические дифференциалы», составленные из прилагательных, обозначающих черты личности и ориентированные на оценку человеком самого себя или другого чело­века. Процедура построения личностных СД стандартна. Она сводит­ся к выделению факторных структур, содержащих категории, сквозь призму которых происходит восприятие другого человека или самого себя, то есть отражающих «наивную», обыденную «теорию личности», выработанную житейской практикой испытуемых [Петренко, 1997]. На материале русского языка построение личностного СД осущест­влялось несколькими авторами [Бажин, Эткинд, 1983; Петренко, 1983].

Наши рекомендации