Компьютерная психодиагностика. тур, у испытуемых с различным образовательным уровнем и даже у больных шизофренией по
тур, у испытуемых с различным образовательным уровнем и даже у больных шизофренией по сравнению со здоровыми испытуемыми. Это не означает, конечно, что все испытуемые оценивают объекты сходным образом. Единство факторных структур показывает, что неизменными остаются семантические связи между различными шкалами при шкалировании объектов, и если какой-нибудь испытуемый оценивает «порок» как «хороший», то он для него и «сладкий», и «желанный» [Петренко, 1997. С. 78-79].
Универсальностьфакторных структур порождает одно важное следствие. Поскольку структура семантических пространств идентична для различных испытуемых, то результаты факторизации, полученные в одной группе, можно использовать для проведения исследований с помощью семантического дифференциала на другой группе испытуемых. Это означает, что для испытуемых одной языковой культуры трех-факторный (универсальный) семантический дифференциал не надо каждый раз строить заново, а можно, не проводя факторизации, использовать уже полученные результаты группировки шкал в факторы.
Построение СД на базе оценок отдельных семантических классов -частных семантических пространств - выявило новые факторы, специфичные именно для этих понятийных классов [Петренко, 1997]. Например, при шкалировании политической терминологии было обнаружено, что три обычно независимых фактора («Оценка», «Сила», «Активность») стали коррелировать и слились в один, который можно описать как «доброжелательный динамизм» в оппозиции к «злобному бессилию».
В психодиагностическом исследовании с помощью СД можно получить характеристику индивидуального отношения к объекту с помощью основных оценочных факторов, семантических расстояний между значениями объектов, анализа «понятийной структуры» испытуемого. Благодаря этому СД находит широкое применение в различных областях психологии. Возможности метода довольно широко используются в клинике. Особую важность имеет применение СД для исследования значимых отношений личности.
В исследовании Г. Л. Исуриной (1984) с помощью СД изучалась система отношений личности больных неврозами и ее динамика в процессе психотерапии. Автором было проанализировано 24 понятия, характеризующих основные сферы отношений личности («Я как мужчина (женщина)»); «Я глазами окружающих»; «Моя болезнь»; «Мой психотерапевт» и т. д.). Исследование показало отчетливую динамику в системе отношений личности больных неврозами в процессе психотерапии, объективированную с помощью количественного и качественного анализа данных СД, применявшегося трижды в процессе лечения и в катамнезе.
__ Глава 2. Психосемантическая парадигма конструирования методик
В исследованиях А. М. Якубзона (1990) СД применялся для изучения внутренней картины болезни при неврозах с функциональными серАечно-сосу-дистыми расстройствами. Для получения обобщенной структуры оценочного компонента ВКБ были проведены корреляционный и факторный анализы показателя Оценки для 25 понятий. Исследование показало, что оценка своего здоровья у больных истерическим неврозом зависит, главным образом, от отношений в микросоциальном окружении, а для больных неврастенией характерно руководство персонифицированными представлениями, где состояние здоровья выступает одним из условий самореализации.
Семантический дифференциал предоставляет широкие возможности для исследования самооценки и самоотношения. Выделяют несколько способов исследования самооценки с помощью СД: 1) оценивание понятия «Я» (или более конкретно - «Мое настоящее Я»); 2) вместе с понятием «Я» оценивается ряд понятий, представляющих различные характеристики личности («общительность», «активность», «уровень культуры» и т. д.) с последующим определением расстояния между понятием «Я» и личностными особенностями; 3) наряду с «настоящим Я» оцениваются заведомо полярные понятия: «Мое идеальное Я», «Каким я больше всего себе не нравлюсь» [Бурлачук, Морозов, 1999].
СД в психологической диагностике личности может выступать как особый методический прием анализа индивидуального сознания, эмоциональных отношений, установок и т. д. На его основе могут строиться различные психодиагностические методики.
Так, например, в исследовании В. М. Шумакова, В.А.Дегтярева (1985) применение СД позволило выявить (с использованием значительного массива стимульного материала) узловые личностные характеристики больных малопрогредиентной шизофренией, совершавших и не совершавших общественно опасные действия, а затем, посредством выделения наиболее информативных стимулов, сформировать алгоритмическую экспресс-диагностическую процедуру. Новая экспресс-методика нашла применение в практической работе по прогнозированию различных форм поведения больных и комплектованию психотерапевтических групп.
К числу модификаций классического семантического дифференциала Осгуда относятся «личностные семантические дифференциалы», составленные из прилагательных, обозначающих черты личности и ориентированные на оценку человеком самого себя или другого человека. Процедура построения личностных СД стандартна. Она сводится к выделению факторных структур, содержащих категории, сквозь призму которых происходит восприятие другого человека или самого себя, то есть отражающих «наивную», обыденную «теорию личности», выработанную житейской практикой испытуемых [Петренко, 1997]. На материале русского языка построение личностного СД осуществлялось несколькими авторами [Бажин, Эткинд, 1983; Петренко, 1983].