Q Но картинки бывают и пейзажные, можно ли их использовать в качестве стимульного материала?
Да, конечно! Важно понимать диагностическую ценность стимульного материала и уметь варьировать сложность стимулов в зависимости от формы и тяжести афазии. Например, конкретный сюжет или конкретная тема рассказа могут быть доступны для легкой формы динамической афазии, а вот пейзаж или свободная тема вызовут явные трудности. Для больных с моторной или сенсорной афазией такие нюансы могут не иметь значения.
Q При каких еще афазиях больной будет затрудняться называть существительные и глаголы по картинкам?
При акустико-мнестической и амнестической. Но в этих случаях мы не будем видеть диссоциации между называнием существительных и глаголов, так как внутренняя речь не нарушена. Вероятно, диссоциация между называнием существительных и глаголов не будет отмечаться и в ассоциативном эксперименте, но это предположение нуждается в дополнительной проверке.
Q А есть ли еще какие-нибудь задания на выявление аграмматизма?
А.Р. Лурия предложил серию заданий для выявления этихдефектов. Больному предлагалось определить часть речи; род, число и падеж существительного; время и лицо глагола; провести грамматический разбор предложения. Например, больной должен был ответить на вопросы типа: «бег» — это существительное или глагол, «зеленеет» — это глагол или прилагательное (по Ахутиной, 2002). А.Р. Лурия считал, что ошибки в этих заданиях свидетельствуют о распаде грамматического строя речи.
Q Какие задания используются для проверки импрессивной речи?
Это, прежде всего понимание инструкций, понимание речи в диалоге; понимание значения слов, обозначающих предметы и действия; понимание предложений и рассказов. Именно в этих заданиях очень важны картинки, так как по тому, что больной показывает, станет ясно, что он понимает из воспринимаемой речи.
q Можно ли использовать те же картинки, что и для оценки экспрессивной речи?
Конечно. Но чтобы оценить состояние и степень сохранности фонематического слуха, вам понадобятся картинки с изображениями предметов, которые обозначаются близкими по звучанию словами. Например, картинки с изображением бочки и точки, или картинки с изображением глаголов «бьет» и «льет». Для оценки понимания логико-грамматических и предложных речевых конструкций вы должны подобрать соответствующие «инвертированные» картинки (Цветкова, Ахутина, Пылаева, 1981; Нейропсихологическая диагностика. Классические стимульные материалы, 2010). Иногда используются подручные предметы. Например, можно попросить испытуемого положить ключ справа от монеты, ластик слева от скрепки, но справа от ключа и т.п. А для оценки объема слухоречевого восприятия понадобится целый набор картинок.
q Неужели импрессивную речь нельзя оценить по повторению больным предъявляемых звуков, слогов, слов и фраз или по пересказу рассказа?
Можно. Но этого будет недостаточно, чтобы понять причину и механизмы афазии.
Q Какие формы афазий связывают с первичными нарушениями импрессивной речи?
Это, прежде всего сенсорная, акустико-мнестическая и семантическая афазии. Но помните, что при каждой афазии понимание речи нарушается по-разному.
q Означает ли это, что только проб на повторение будет недостаточно?
Да. Пробы на повторение будут информативными только для тех форм афазий, при которых нарушен сенсомоторный уровень речи, чувствительный к количеству звуков, слов, «звуковой близости». Это сенсорная (акустико-гностическая) и акустико-мнестическая афазии. При семантической афазии повторение сохранно.
q При этих афазиях все равно, что повторять, — звуки, слоги, слова, предложения? Нарушения будут видны в любом случае?
Вы задали хитрый вопрос. С одной стороны, есть пробы на повторение звуков. Они применимы и при сенсорной, и при акустико-мнестической афазиях. С другой стороны, эти простые пробы имеют особенности проведения при каждой из упомянутых афазий.
Q Расскажите, пожалуйста, про эти особенности.
Учитывая нейропсихологический механизм сенсорной афазии, больному с такой речевой патологией должно быть трудно, повторять даже единичные звуки. А вот больной с акустико-мнестической афазией сможет без труда справиться с этим заданием.
Q Почему?
Вспомните о центральном механизме акустико-мнестической афазии. Исследования А.Р. Лурии и его коллег показали, что дефекты речи при этой афазии возникают при увеличении объема поступающей вербальной информации (Климковский, 1966; Лурия, Соколов, Климковский, 1967; Лурия, 1973). Поэтому такой больной без труда повторяет единичные звуки, но может испытывать трудности при повторении серии звуков из-за сужения объема акустического восприятия и повышенной тормозимости следов. В отличие от сенсорной при этой форме афазии остается сохранным фонематический слух, и, следовательно, процесс звукоразличения не нарушается.
q А повторение слов, слогов, предложений? Это уже не один звук!
Вы правы. Для больного с сенсорной афазией это уже сенсибилизированные пробы. А вот для акустико-мнестической афазии эти пробы являются наиболее адекватными, так как в них есть параметр объема (нарастающее количество звуков, слов). Но для того чтобы измерить этот объем, лучше всего использовать задания на понимание речи с опорой на картиночный материал (Цветкова, Ахутина, Пылаева, 1981). Вам понадобится 8—10 изображений предметов. Больной должен показывать в определенном порядке картинки с изображениями тех предметов, которые называет психолог. При выполнении этого задания вы сможете оценить тяжесть афатического дефекта, то есть то, какое количество слов является для больного критическим (два слова, три или четыре).