Пецептивная деятельность. Проблема развития восприятия в теории деятельности (А.Н. Леонтьев)
Процесс формирования восприятия осуществляется в деятельности по отношению к отражаемой реальности. Восприятие всегда включено в контекст широкой деятельности, которую оно ориентирует и регулирует. Деятельность (практическая, умственная) предъявляет к восприятию требования. Эти требования называются перцептивными задачами. Воспринимать - значит решить ту или иную перцептивную задачу, обеспечивая адекватное отражение ситуации. Чтобы перцептивная задача была решена, необходимо выполнить некоторые действия (перцептивные действия). Восприятие - система перцептивных действий, овладение которыми требует специального обучения, долгой практики. Перцептивные действия являются производными от практических действий. Перцептивные действия — основные структурные единицы процесса восприятия, обеспечивающие построение предметного образа. Перцептивные действия, служащие для построения единого перцептивного образа, могут реализоваться с помощью различных наборов перцептивных операций.
Так уже простейшие сенсомоторные акты (схватывание ребёнком предмета) включают в себя элементы перцептивной ориентировки (оценка удалённости предмета, скорости и направления движения, величины и формы предметов). В процессе развития ребенка элементы перцептивной ориентировки, присутствующие в практическом действии, отделяются от него и превращаются в самостоятельные перцептивные действия специально направлены на решение перцептивной задачи.
Важным фактором формирования перцептивного образа является развитие у детей сенсорных эталонов. Сенсорный эталон — система сенсорных качеств предметов, которые выступают в качестве чувственной мерки. В ходе контактов со взрослыми ребёнок постепенно усваивает общую систему выработки эталонов. Сенсорные эталоны – это, например, шкала музыкальных звуков, решётка фонем родного языка, система геометрических форм, система оценки времени. Результатом индивидуальной деятельности ребёнка является как процесс усвоения перцептивных действий, так и эталонов. Но особое место в формировании перцептивного образа занимает формирование оперативных единиц восприятия. Оперативная единица восприятия (лат. operatio – действие) — выделение в перцептивном поле единичных предметов. В результате развития деятельности содержание оперативных единиц восприятия меняется. В частности, при изучении телеграфного кода — как самостоятельная оперативная единица восприятия — сначала воспринимается каждая отдельная точка или тире, а затем все более длинные последовательности (буквы, слова и даже словосочетания). Переход ко все более крупным оперативным единицам восприятия, основанный на смысловом объединении, обобщении и перекодировании элементов информации, дает выигрыш в скорости восприятия.
Развитие восприятия связано со сменой оперативных единиц перцептивного образа. Пример: обучение чтению. Сначала ребёнок выделяет буквы, звук, затем слоги, слово, фраза, контекст. На первом этапе обучения имеют место самые элементарные единицы (буквы, затем слоги и т.д.).
Оперативными единицами постепенно становятся образы предметов и даже перцептивные модели целых ситуаций. Благодаря чему возникает возможность одномоментного, симультантного восприятия. Основу перцептивного образа составляют перцептивные действия. По ходу развития перцептивного образа изменяются сами перцептивные действия. Эта смена выражает в преобразовании случайных признаков групп в целостный признак. Перцептивные действия в развёрнутой внешней форме встречаются только на ранних ступенях онтогенеза. В дальнейшем они сокращаются, пока не облекаются в форму мгновенного акта усмотрения предмета (опознания) в целом. Однако задача формирования перцептивного образа может возникнуть и у взрослого человека, когда он сталкивается с новой для него действительностью. В этой ситуации процесс восприятия превращается из симультантного (одномоментного) в сукцессивный (развёрнутый) с помощью различных перцептивных действий.
У детей 5 лет отсутствует операция выделения информационного содержания, отсутствует внимание на контур фигур. У взрослых восприятие – это опознание. В развитом процессе восприятия имеются специальные опознавательные действия. С их помощью производится выделение содержания, по которому субъект может сличать предъявленный предмет с уже сформированными оперативными единицами восприятия. Опознать предмет значит его категоризировать. Опознание осуществляется быстро в том случае, если у человека определённой профессии выработаны некоторые опознавательные действия.
Развитие восприятия приводит к созданию целого алфавита оперативных единиц восприятия, т.е. определённой совокупности образов или перцептивных моделей окружения.
Образ восприятия является результатом перцептивной деятельности. Ни один сенсорный импульс не может определить возникновение адекватного образа восприятия. Здесь необходима коррекция, направленная на неизбежные ошибки и приводящая образ в соответствие с объектом, нужна экстериоризация отражательного процесса, которая происходит в виде перцептивных действий. Эти действий уподобляются своей внешней формой воспринимаемому объекту (А.Н.Леонтьев). Например, когда вы рассматриваете какой-либо предмет, то ваш взор как бы повторяет формы этого предмета.
Наиболее хорошо изучены движения руки и глаза, с помощью которых происходит построение образа. Они делятся на два больших класса:
§ Поисковые, установочные и корректирующие, с помощью которых осуществляется поиск заданного объекта восприятия, установка глаза или руки в исходную позицию, корректировка этой позиции.
§ Движения, участвующие в построении образа, в опознании знакомого объекта и пр. Среди них выделяют: