Учебный материал занятия
Соответствие темы занятия требованиям программы коррекционно-развивающего обучения.
Вид работы и его связь (дпдак! пчсск;:я ;; логическая) с преды и последующими занятиями.
Оценка содержания учебного материала с точки зрения коррекци-онно-развивающих задач: позволяет ли подобранный педагогом матери-ал активно влиять на развитие сенсорных процессов, познавательной деятельности, развитие эмоционально-волевой и двигательной сферы каждого ребенка.
Доступность и посилыюсть материала с точки зрения: структуры объема учебного материала, интеллектуальных возможностей детей. Наличие у детей интересак теме и содержанию занятия.
Оборудование занятия.
Наличие и готовность оборудования к началу занятия.
Рациональность выбора оборудования и учебных пособий для данного занятия и их соответствие целям занятия и особенностям психофизического развития детей.
Применение технических средств (ТСО, средства индивидуальной коррекции, специальное оборудование).
Рациональный (методически обоснованный) подход к использованию наглядных пособий и дидактического материала.
Структура занятия.
Соотношение и оправданность каждого из этапов занятия. Обеспечение логической и методической связи между ними и подчиненность их образовательным, воспитательным и коррекционно-развивающим целям данного занятия. Целесообразность отмеченной продолжительности каждого этапа занятия.
Логическая и дидактическая завершенность каждого этапа занятия. Эффективность (оценка результатов) каждого из этапов занятия.
Коррекционно-воспитатепьная работа.
Наличие дифференцированной постановки соответствующих образовательных, воспитательных и коррекционно-развивающих целей занятия, их соответствие задачам формирования познавательной, эмоционально-волевой и двигательной сферы детей с отклонениями в развитии.
Целесообразность педагогических приемов по усилению мотивации учебной деятельности.
Эффективность методов и приемов обучения и воспитания (сочетание словесного объяснения, наглядности и практических действий самих детей, их соответствие возрасту детей, уровню развития познавательных возможностей).
Коррекционно-развивающая направленность методов обучения и воспитания. Оценка применения этих методов.
Необходимость речевой активизации детей. Продуктивность использованных способов активизации речевой деятельности детей.
Гуманистическое воспитание детей. Используемые в учебно-воспитательном процессе средства эмоционально-эстетического, нравственного и трудового воспитания детей.
Учет педагогом психофизических особенностей и личностных качеств детей с нарушениями развития.
Результативность осуществления индивидуального и дифференцированного подхода к детям на занятии.
Подготовленность педагога к занятию.
Характер речи педагога: ясность, точность, эмоциональная выразительность, лаконичность и др.
Особенности поведения педагога на занятии и их влияние на эмоционально-волевые проявления и поведение детей.
Общая оценка занятия.
Эффективность и продуктивность реализации образовательных, воспитательных и коррекиионно-развивающих целей занятия. Уровень организации деятельности и поведения детей. Целостность и законченность занятия.
Приложение 5.
Выписка из положения о службе практической психологи в системе Министерства образования Российской Федерации*
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
(...) 2. Под Службой понимается организационная структура, в состав которой входят педагоги-психологи образовательных учреждений всех типов, образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центры), психолого-педагогические и медико-педагогические комиссии (ПМПК), научные учреждения, подразделения высших учебных заведений, учебно-методические кабинеты и центры органов управления образованием и другие учреждения, оказывающие психолого-педагогическую помощь участникам образовательного процесса.
3. Служба оказывает содействие формированию образа жизни обучающихся, воспитанников, их индивидуальности на всех этапах непрерывпого образования, развитию у обучающихся, воспитанников творческих способностей, созданию у них позитивной мотивации к обучению, а также определению психологических причин нарушения личностного и социального развития и профилактики условий возникновения подобных нарушений.
4. В своей деятельности Служба руководствуется международными актами в области защиты прав дггей, Законом Российской Федерации "об образовании", федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерацш, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями соответствующих органов управления образованием, настоящим положением.
II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СЛУЖБЫ
5. Целями службыявляются:
• содействие администрации и педагогическим коллективам образовательных учреждений всех типов в создании социальной ситуации развития, соответствующей и индивидуальности обучающихся, воспитанников и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей), педантических работников и других участников образовательного процесса;
• содействие в приобретении обучающимися, воспитанниками образовательных учреждений психологических знаний, умений и навыков, необходимых для получения профессии, развития карьеры, достижения успеха в жизни;
• оказание помощи обучающимся, воспитанникам образовательных учреждений в определении своих возможностей, исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья; содействие педагогическим работжкам, родителем (законным представителям) в воспитании обучающихся, воспитанников, а также формирования у них принципов взаимопшощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности.
6. Задачи службы:
• психологический анализ социальной ситуации развития в образовательных учреждениях, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения;
• содействие личностному и интеллектуальному развитию обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе развития личности;
• формирование у обучающихся, воспитанников способности К самоопределению и саморазвитию;
• содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в образовательных учреждениях;
• психологическое обеспечение образовательных программ с целью адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям и особенностям обучающихся, воспитанников;
• профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье, а также развитии обучающихся, воспитанников;
• участие в комплексной психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий, проводимой по инициативе органов управления образованием или отдельных образовательных учреждений;
• участие совместно с органами управления образованием и педагогическими коллективами образовательных учреждений в подготовке и создании психолого-педагогических условий преемственности в процессе непрерывного образования;
• содействие распространению и внедрению в практику образовательных учреждений достижений в области отечественной и зарубежной психологии;
содействие в обеспечении деятельности педагогических работников образовательных учреждений научно-методическими материалами и разработками в области психологии.
III. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ
7. Первичная помощьучастникам образовательного процесса в образовательных учреждениях всех типов оказывается педагогом-психологом (педагогами-психологами) или группой специалистов с его участием. Состав группы специалистов определяется целями и задачами конкретного образовательного учреждения.
8. Специализированная помощьучастникам образовательного процесса, а также содействие в профессиональной деятельности педагогов-психологов образовательных учреждений всех типов оказывается учреждениями, предназначенными для углубленной специализированной помощи детям, имеющим проблемы в обучении, развитии и воспитании: образовательными учреждениями для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи и психолого-педагогическими и медико-педагогическими комиссиями.
9. Научно-методическое обеспечениедеятельности Службы осуществляется научными учреждениями, подразделениями высших учебных заведений, учебно-методическими кабинетами и центрами органов управления образованием, а также научными учреждениями Российской академии образования.
* представляют заключения на ребенка и рекомендации. Коллегиальное заключениеПМПк содержит обобщенную характеристику структуры психофизического развития ребенка (без указания диагноза) и программу специальной (коррекционной) помощи, обобщающую рекомендации специалистов; заключение подписывается председателем и всеми членами ПМПк.
20. Заключения специалистов, коллегиальное заключение ПМПк доводятся до сведения родителей (законных представителей) в доступной для понимания форме, предложенные рекомендации реализуются только с их согласия.
21. Итогом изучения ребенка специалистами консилиума являются рекомендации:
- установление четких целей коррекционной работы с ребенком, путей и сроков их достижения;
- выработка адекватного состоянию ребенка подхода со стороны всех взрослых;
- выделение сильных сторон ребенка, на которые можно опереться в коррекционной работе;
- анализ хода развития и результатов педагогической работы.
22. При направлении ребенка на ПМПК копия коллегиального заключения ПМПк выдается родителям (законным представителям) на руки или направляется по почте, копии заключений специалистов направляются только по почте или сопровождаются представителем ПМПк. В другие учреждения и организации заключения специалистов или коллегиальное заключение ПМПк могут направляться только по официальному запросу.
В Договоре о взаимодействии психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и психолого-медико-педагогического-консилиума (ПМПк) образовательного учреждения указывается, что ПМПк обязуется:
1. Направлять детей и подростков с отклонениями в развитии для обследования на ПМПК (комиссию) в следующих случаях:
- при возникновении трудностей диагностики;
- в спорных и конфликтных случаях;
- при отсутствии в данном образовательном учреждении условий для оказания необходимой специализированной психолого-медико-педагогической помощи.
2. Информировать ПМПк соответствующего уровня:
- о количестве детей в образовательном учреждении, нуждающихся в специализированной психолого-медико-педагогической помощи;
- о характере отклонений в развитии детей, получающих специализированную психолого-медико-педагогическую помощь в рамках данного образовательного учреждения;
- об эффективности реализации рекомендаций ПМПк.
В свою очередь ПМПК(комиссия) обязуется:
1. Проводить своевременное бесплатное обследование детей и подростков с отклонениями в развитии по направлению ПМПк образовательного учреждения, территориально относящегося к данной ПМПк, с последующим информированием ПМПк о результатах обследования.
2. Оказывать методическую помощь, обеспечивать обмен опытом между специалистами психолого-медико-педагогических консилиумов образовательных учреждений, территориально относящихся к
данной ПМПК.
3. Осуществлять динамический контроль за эффективностью реализации рекомендаций по отношению к детям, прошедшим обследование на ПМПК, при необходимости вносить коррективы в рекомендации.
4. Информировать родителей о всех имеющихся в стране возможностях оказания ребенку психолого-медико-педагогической помощи (с опорой на имеющиеся в РФ базы данных) в соответствии с выявленными отклонениями в развитии и индивидуальными особенностями ребенка.
Основные блоки документации ПМПк.
1. «Вкладыши»:
— педагогическая характеристика;
— выписка из истории развития.
При необходимости получения дополнительной медицинской информации о ребенке медицинская сестра ПМПк направляет запрос в детскую поликлинику по месту жительства ребенка.
2. Документация специалистов ПМПк (согласно утвержденным формам):
— заключения специалистов ПМПк;
— коллегиальное заключение ПМПк;
— дневник динамического наблюдения с фиксацией: времени и условий возникновения проблемы; о мероприятиях, предпринятых до обращения в ПМПк, и их эффективности; сведений о реализации и эффективности рекомендаций ПМПк и ПМПк образовательного учреждения.
Приложение 7.
Об организации работы психолого-медико-педагогической комиссии по освидетельствованию детей дошкольного и школьного возраста с ограниченными возможностями* (Извлечения)
В целях создания оптимальных условий для воспитания, обучения и медико-санитарного обеспечения детей дошкольного и школьного
Приказ Министерства образования Московской области от 16 мая 2003 г. № 737 и Минздрава Московской области от 21 мая 2003 г. №125.
возраста с ограниченными возможностями и в соответствии с Положением о психолого-медико-педагогической службе Московской области, Законом Московской области «Об образовании», Типовым положением о специальном коррекционном образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии от 12.03.97 №288 < ...>:
1.2. Проводить заседания комиссии по отбору детей дошкольного и школьного возраста в специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
1.3. Осуществлять медико-педагогическое освидетельствование указанного контингента детей с целью направления в соответствующие образовательные учреждения с учетом состояния детей.
1.4. В диагностически сложных случаях решать вопросы о направлении детей в научно-исследовательские центры и лечебно-профилактические учреждения областного и федерального уровня.
1.5. Оказывать организационную, консультативную, методическую помощь зональным, городским и районным психолого-медико-педагогическим комиссиям.
1.6. Осуществлять контроль за работой зональных, городских и районных психолого-медико-педагогических комиссий.
1.7. При необходимости длительного динамического наблюдения за учащимися направлять их в диагностические классы.
2. Руководителям муниципальных органов управления образованием:
2.1. Укомплектовать психолого-медико-ледагогичсские комиссии квалифицированными специалистами.
2.2. При невозможности укомплектования зональных, городских и районных психолого-медико-педагогических комиссий квалифицированными специалистами заключать договоры со специалистами областных лечебно-профилактических и образовательных учреждений.
2.3. Обеспечить контроль по своевременному выявлению, обследованию детей на психолого-медико-педагогических комиссиях.
2.4. Обеспечить функционирование в городе (районе) единой психолого-медико-педагогической комиссии по освидетельствованию детей как дошкольного, так и школьного возраста.
2.5. Открывать при общеобразовательных школах специальные (коррекционные) классы для детей с проблемами умственного и психического развития в соответствии со ст. 5 п. 6 Закона «Об образовании» по согласованию с Министерством образования Московской области.
3. Зональным, городским и районным лсихолого-медико-пе-дагогическим комиссиям:
3.1. Осуществлять выявление, учет, освидетельствование детей дошкольного и школьного возраста с проблемами в умственном и психичееком развитии, дсгсй дошкольного возраста с проблемами в физическом развитии.
3.2. Осуществлять освидетельствование детей на психолого-медико-педагогических комиссиях только с согласия родителей (законных представителей) и в их обязательном присутствии при наличии следующей документации:
- выписки из истории развития ребенка, подписанной главным врачом поликлиники;
- направления районного психоневролога;
- характеристики из детского учреждения, в котором находился ребенок;
- заключения психолого-медико-педагогического консилиума;
- ученических тетрадей и рисунков ребенка;
- личного дела из школы;
- для детей с проблемами в физическом развитии - заключения специалистов Московского областного консультативно-диагностичсс-кого центра для детей.
4. Руководителям территориальных органов управления здравоохранением:
4.1. Обеспечить в работе психолого-медико-педагогических комиссий участие врачей: педиатра, психоневролога, отоларинголога, окулиста, ортопеда.
4.2. Направлять детей па психолого-медико-педагогическую комиссию со следующими документами:
- подробной выпиской из истории развития ребенка;
- заключениями специалистов на отдельных бланках: психоневролога, отоларинголога, окулиста, ортопеда, логопеда.
Приложение 8.
Инструкция но проведению профилактических осмотров детей дошкольного и школьного возрастов на основе медико-экономических нормативов______________
Введение
Объективный мониторинг здоровья детей дошкольного и школьного возраста с разработкой адекватных программ, обеспечивающих его охрану и укрепление, является не только актуальной медицинской, но и острой социальной проблемой.
Основным источником сведений о состоянии здоровья детского населения служат результаты обязательных медицинских осмотров в возрасте, перед поступлением в школу, а также в период пк'.чньного г/бучения. Достоверность этой информации впрямую зависит от качества организации и содержания таких осмотров на всей территории страны. В этой связи, а также учитывая переход отечественного здравоохранения на принципы страховой медицины, разработаны нормативы профилактических осмотров дошкольников и школьников. Представленные медико-экономические нормативы базируются на новом Положении о профилактических осмотрах детей, посещающих образовательные учреждения, утвержденном совместным приказом мини-стерства здравоохранения РФ и Министерства образования РФ от 30.06.92 № 186/272 «Усовершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях» (приложение № 1 к приказу). Данным положением стандартизированы сроки, структура, этапность, медико-социальные и психолого-педагогические задачи обязательных медицинских осмотров детей в возрасте от 3 до 17 лет.
Перед по- сту пле- в школу | Средний медработник дошкольного учредения | Осмотр с ана- лизом данных скрининг- теста и лабора- торного обследования. Распределение на медицинские группы для за- нятий физичес- кой культурой | Определе- ние функциональ- ной готовности к обучению в школе | Невропато- лог, окулист, отоларинголог, хирург-ортопед, стоматолог, по показаниям, психиатр, логопед |
Конец первого обучении | Средний медработник школы | Рекомендации для оздоровле- ния в летние каникулы | Оценка адаптации к обучению в школе, рекомендации на каникулы | |
Переход к пред- ному обучению | « _ » | Оценка нервно- психического и физического развития, опре- деление биоло- гического воз- раста ребенка и соответствие паспортному | Оценка адаптации | педиатр и гинеколог |
Примечание.
— в остальные возрастные периоды проводится скринирование всех детей средними медицинскими работниками, включая тестовую оценку физической подготовки и развития. Врачебные осмотры, в т.ч. специалистов, проводятся по показаниям;
— скринирование проводится в соответствии с методическими указаниями «Использование скрининг-тестов при массовых медицинских обследованиях детей дошкольного и школьного возраста»;
— детям с выявленными отклонениями в состоянии здоровья назначаются оздоровительные мероприятия, которые проводятся в территориальных лечебно-профилактических учреждениях, а при наличии условий - в образовательном учреждении;
— дети с хроническими заболеваниями, состоящие на диспансерном учете, наблюдаются в соответствии с действующими методическими рекомендациями.
Нормативы содержат протоколы действий (перечни элементов обследования и реестры диагностических процедур, необходимых при обследовании детей с разным уровнем здоровья в рамках профилактического осмотра па доврачебном, педиатрическом и специализированном его этапах). < ... >
Приложение 9
Функциональные обязанности медицинских работников, обслуживающих детей в образовательных учреждениях*
№ Вид дснтелыюсти | Заведующий центром (отделением) | Врач-педиатр | Средний медработник | |
дошкольного учреждения | школы, лицея и др. |
Мероприятия по обеспечению адаптации в образовательном учреждении - рекомендации по адаптации и коррекции (совместно с педагогом); | в соответствии с приложением №1 | постоянно | в соответствии с приложением | |
- контроль за течением адаптации и проведением медико-педагогической коррекции; проведение медико-педагогических мероприятий по формированию функциональной готовности к школьному обучению. | в соответствии с приложением №1 | постоянно | в соответствии с приложением | |
Ведение документации (медицинская форма на ребенка, выписки и справки для лечебно-профилактических учреждений, военкоматов, летних оздоровительных учреждений и пр.) | постоянно |
Примечание:
— педагогические коллективы образовательных учреждений совместно с медицинскими работниками принимают непосредственное участие в мероприятиях по охране здоровья детей;
— медицинские работники, занятые медицинским обеспечением детей в организованных коллективах, могут привлекаться к участию в проведении летней оздоровительной кампании, в т.ч. с выездом в загородные учреждения.