Регуляция состояний партнера по взаимодействию

Регуляция во взаимодействии включает в себя: преднастройку к взаимодействию;

регуляцию собственного состояния (способность изменения своего состояния) в процессе взаимодействия; регуляцию состояний партнера (способность влиять на состояние партнера) в ходе взаимодействия. Все, что мы описали выше, фактически относится к принципам тренинга первых двух сторон регуляции во взаимодействии, поэтому мы не будем здесь повторяться. Однако в ходе занятий часто возникает естественный

вопрос и запрос на техники изменения состояния партнера. Отметим некоторые особенности тренинга этого аспекта регуляции во взаимодействии.

Эта третья сторона регуляции во взаимодействии, в свою очередь, включает в себя чтение состояний партнера и собственно воздействие (влияние) на его состояния.

"Чтению" партнера по невербальным признакам его поведения посвящено достаточно много психологической литературы [см., например (7)]. Эта тематика хорошо разработана в теории и практике актерского мастерства [см. (5)].

Наш опыт показывает, что использование для "чтения" партнера выделенных нами "индикаторов" состояний оказывается достаточно эффективным. С одним существенным добавлением: нужно не только увидеть, как человек дышит, уловить ритм его дыхания, телесных движений и речи, увидеть его позу (зажатости, "замки"), но попытаться воспроизвести эту позу, попытаться попасть в ритм дыхания, речи, движений и проч. Тогда состояние партнера будет понято не только умозрительно, в соответствии с неким "словарем" (где такая-то поза будет означать то-то), но и появится возможность непосредственно ощутить это состояние.

Такой способ присоединения к состоянию партнера дает гораздо меньшее число ошибок, чем "словарный", рациональный. И, вместе с тем, такое присоединение уже является переходом к собственно влиянию на состояния партнера. Здесь мы следуем традициям и подходам, разработанным в гуманистической психологии [см. (10, 15)], НЛП, недирективном гипнозе и практике актерского мастерства.

Мы обращаем внимание участников тренинговой группы на то, что когда люди находятся в хорошем контакте, можно заметить сходство их движений, мимики, ритма дыхания, темпоритма речи. Если в такой ситуации один из партнеров меняет позу, то очень скоро это же проделывает и другой партнер. При хорошем контакте возникает как бы синхронный "танец" взаимодействия. Партнеры при этом находятся в очень близких состояниях. Другими словами, партнеры следуют друг за другом во внешнем поведении и своих состояниях (в том числе, что очень важно для взаимодействия, в чувствах и мыслях).

Таким образом, если человек научается присоединяться к дыханию, позам и проч. в самом процессе взаимодействия, то он получает возможность провести "экспресс-диагностику" состояния партнера, "усилить" контакт с ним и затем, меняя позы, ритм дыхания, расслабляя или напрягая мышцы лица, меняя темп речи, вести за собой своего партнера. А можно и просто изменить свое состояние, используя психотехники саморегуляции, и партнер непроизвольно "двинется следом".

О процедуре тренинга

В этой главе (из-за ограниченности объема) мы не имеем возможности привести конкретные упражнения и психотехники, используемые нами в процессе тренинга саморегуляции во взаимодействии. Скажем лишь об общей процедуре такого тренинга и последовательности его шагов. После "обмена опытом и мифами" спонтанных психотехник саморегуляции, после добавления наших мифов саморегуляции и метафорической модели "психотехнической воронки", участникам предлагается попробовать и потренировать некоторые психотехнические приемы, соответствующие различным "входам" в "воронку". Последовательно проводятся упражнения, связанные с телом (наблюдение за телесными ощущениями и некоторые физические упражнения), дыханием, восприятием пространства, воспоминаниями, воображением, ритмом, чувствами и мыслями. После каждого упражнения происходит обсуждение того, к каким изменениям в состоянии привело то или иное упражнение. Подчеркивается индивидуальный характер этих изменений. Затем участники тренируются в создании синтетических психотехник, в которых используются разные "входы", разная последовательность шагов. Например, кто-то может начать с дыхания, затем переключиться на работу с пространством и оказаться в нейтральном состоянии, а потом, мысленно перемещаясь в этом пространстве, оказаться в том месте, где происходило какое-то событие, о котором он хочет вспомнить, затем погрузиться в это воспоминание, ощущая то состояние, в котором находился тогда, затем снова выйти в "здесь и теперь" через нейтральное состояние.

Последний этап тренинга предполагает использование освоенных психотехник в процессе взаимодействия. Здесь тренируются также процессы присоединения к состоянию партнера, следования ему и ведения. На этом этапе используются парные упражнения с задачей изменить состояние партнера, изменяя собственное состояние. И, наконец, участники имеют возможность проиграть те рабочие ситуации, которые у них вызывают трудности ("выводят из себя", вызывают тяжелое чувство, что "проиграл" своему партнеру, когда партнер вызывает неприязнь и проч.). Здесь мы часто используем видео-обратную связь, снимая разыгрываемые ситуации на видеокамеру и затем анализируя их в терминах "что произошло с тобой или партнером, когда ты или партнер сделал то-то". В этом смысле мы используем широко известный арсенал методов группового социально-психологического тренинга [см. (4, 6, 10)]. Таким образом освоенные психотехники опробоваются на практике и проверяются на эффективность. Контрольные вопросы

1. Какие психотехнические мифы лежат в основе практики изменения состояний?

2. С помощью каких индикаторов можно описать состояния человека?

3. Что такое "следование" и "ведение" во взаимодействии с партнером?

4. Какие известные вам техники регуляции состояний можно отнести к телесно-ориентированным психотехникам? Дыхательным?

5. Какие вы знаете психотехники регуляции состояний, в которых используются воспоминания и воображение?

6. С чем связана необходимость регуляции состояний во взаимодействии?

ЛИТЕРАТУРА

1. БернЭ. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Санкт-Петербург, 1992.

2. Бэндлер Р., Гриндер Д. Из лягушек — в принцы: Нейролингвистическое программирование. Новосибирск, 1992.

3. Гроф С. Области человеческого бессознательного. М. , 1980.

4. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л., 1985.

5. Ершов П.М. Режиссура как практическая психология. М.,1972.

6. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении. М. , 1990.

7. ЛабунскаяВ.А. Невербальное поведение: Социально-перцептивный подход. Ростов-на-Дону, 1986.

8. Линдеман X. Аутогенная тренировка .М., 1980.

9. Мастеров Б.М. Соотношение "академического" и "практического" подходов в психологической подготовке студентов педвуза // Психологическое сопровождение подготовки специалистов в вузе. Новосибирск, 1988.

10. Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М., 1982.

11. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотехнические игры в спорте. М. , 1985.

12. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения. М.,1988.

13. Эткинд А.М. Психология практическая и академическая: расхождение когнитивных структур внутри профессионального сознания//Вопр. психологии. 1987. №6.

14. O 'Hanlon W.H. Taproots. Underlying principles of Milton Erickson's therapy and hypnosis. N Y , L. , 1987.

15. Rogers C.R. Client-centered therapy. Boston. 1951.

ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ

Адаптация межкультурная (к инокультурной среде) 167-173

— мотивация к 171

— U-кривая адаптации 169-170

— W-кривая адаптации 169-170 Аккультурация 168, 172

— психологическая 168

Анализ конкретных ситуаций из жизни клиента 234-236 Анкетирование 256 Ассимиляция 172-173 Атрибуции изоморфные 177 Аутотренинг 334

Благоговение перед жизнью 113 Блокировка в группе 316, 326-327

Вводные 320-321 Введение 339-340 Взаимодействие 338-340

— миф 338-339

— уровни 340

Взаимодействие властей и населения ( в экстремальных условиях) 91, 104, 107-114, 117-118

— интерактивные стратегии 92, 110-111, 117-123

— информационные стратегии 92, 110-111, 116-118

— материалы для анализа 118 Вовлечение в потребление 189-190 Воздействие 317, 323, 360

— инструктивное 311-312, 317, 320 -321, 323

— психологическое на организацию 44–45

— ситуация 320

— социальная база 41-43

— эффект 324

Воронка психотехническая 352-353, 358 Восприятие опасности ( риска) 107-111, 113

— властями 107-110

— населением 109

— образы 109

— преуменьшение 110-111

— приемлемость 107-108, 110-111, 112-114 -------оценка уровня 107-120

Выбор 214-216, 223-225

Гипнабельность 356 Гипноз 354-357

— директивный 354

— недирективный 356 Гуманитарная экспертиза 87-123

— в России и странах бывшего СССР (специфика) 112-113

— готовность региона к 117, 120-121

— заказ 97, 100, 103-106, 109

-------анализ 103-106

— заказчик, 92-98, 103-106, 109-110

-------отношение к 118

— инициатор (инициатива) 89- 93, 96-99

— интервьюер 91, 116

— определение 106-107

— предмет 102-103

— пресс-конференция 93-95

— ситуация 121

— функции 115, 122

— цель 101-102

— эксперт 89, 93, 95-99, 102-103, 106-111, 114-117, 120-123

-------включенный 115-117

-------гуманизация конфликта как сверхзадача 122-123

-------коммуникативные умения 115-117

-------независимый 95, 106, 110

------- определение 114

-------поведение (требование к) 121-1231

-------экспертный дистресс 121

— экспертное исследование 87-99, 104-106, 114-119

-------информация 115-120

-----------документальная (фоновая) 115

----------- источники 115-122

-----------основная (базовая) 114—116

-------методика 87, 91-99,

114-118

-----------анкетный опрос 93, 95

-----------контент-анализ 93, 95, 117-118

-----------экспресс-опрос 88

--------------групповой 91-99, 117

--------------индивидуальный 91-93,96-99

-------процедура 87, 96, 114-116

-----------выбор методики 114-116

-----------предварительный зондаж 88, 96

— экспертное заключение 91-101, 118-120

-------структура 118-119

-------убедительность 119

-------экспертные оценки 91-95, 97, 118-119

-------экспертные предложения (рекомендации) 91-95, 97-99, 116-119

— экспертный мониторинг 97

Давления группового эффект 313, 325-327 Депривация социальная 224-225 Диагностика состояния дел 25 Диагностическая установка 116 Дискуссия межгруповая 44—45 "Диффузия заказчика" 25-26 Допустимых жертв принцип 113

Запрос к школьному психологу 219-221

Игра деловая 44

Идентичность этническая 172-173

Инструктивное

— высказывание 320-321

— схема 312, 320-321, 326-327 Инструкции 324

— достройка 323

— контрактная форма 324

— проективный характер 323

— схема 312, 320-321, 326-327 Интеграция межкультурная 173 Интервью диагностическое 254-255 Интерпретация

— и миф 320

— модели 310, 321-327 Индикаторы состояний 344—350

— воображение 349

— воспоминание 348

— дыхание 345

— мысли 349

— ритм 347

— тело 345

— чувства 347

Интимно-личностное общение 150-153, 163-166 Информирование установочное 318-319

Катарсис 237

Катастрофа 86-95, 98-99, 105, 106-109, 123

— определение 106-107

— переживание 107

— регион (район бедствия) 90-93, 98-99, 104-105, 123

— техногенная 87-88, 101-102, 105

— чернобыльская 88-91, 93-95, 98, 104-105, 109-110

-------конфликт 104-105, 109-110

-------регион (зона) 87-91, 93-95, 98, 109-110

Качественные методы в прикладном исследовании 265-267

— адаптационная группа 278

— аналогия 275

— глубинное интервью 187, 278

— группа конфликта 278

— Дельфи 279

— десантная группа 278

— завершение предложений 273

— завершение рисунка ("bubbles") 273

— коллаж 276

— креативная группа 278

— лепка 276

— модификация поведения 278

— мозговой штурм 279

— направленные ассоциации 271-273

— направленные мечты 276

— "образ/ответ" (манипулирование) 277

— персонализация 275

— психологический рисунок 275-276

— расширенная креативная группа 277-278

— ролевая игра 275

— свободные ассоциации 271-272

— столкновение с руководством 279

— Peer-группа 278 Когнитивный диссонанс 110-111 Компетентность в общении 150-153, 162-166

— конфликтная 150, 155-156 Консультант 32 Консультативная беседа 230

— контакт с клиентом 230-233, 244-247

-------вербальный 245

-------невербальный 245-246

— стимулирование клиента на рассказ 234-235

— структурирование 234-235

— технология 239-244

-------акцентирование противоречий в рассказе клиента 237-238

-------акцентирование эмоциональных переживаний в рассказе клиента 240-242

-------использование интерпретаций 235-236, 243-244

-------использование паузы 239, 246

-------использование перифраза 244

-------краткость и точность высказываний консультанта 240

-------парадоксальные вопросы 242

-------приближение языка консультанта к языку клиента 239-240

-------ограничение речи консультанта в диалоге 238

-------уточняющие и углубляющие формулировки 242-243

— этапы 230-231

-------завершение 232-233, 239-240

-------начало 233

-------психокоррекционное воздействие 237-239

-------расспрос 234-237

Консультативная гипотеза 234 Консультация психологическая 35

— как профессиональная ниша 37 Контракт 27-28

— как парадигма групповой работы 318-319

— как форма инструктирования 325-327 Контроля локус 322

Копирование образца 150, 161 Культурная дистанция 171 Культурный ассимилятор 177-183 Культурный шок 167, 168

Личностно-творческая тенденция 150, 163-166 Личностный рост 169 Локус жалобы клиента 230

Маркетинг 48, 51

— психологических услуг 48, 62 Маркетинговая стратегия 50-51

— клиент-центрированная 50,60

— сбытовая 59-60 Маркетинговое мышление 47, 54 Межгруповых отношений контекст 43 Мезагруппы 43

Менеджер по персоналу 66-67 Миф

— и опыт 317-321

— разработка 311, 319-320 Миф психотехнический 336-337

— взаимодействия 338-340

— "вождение автомобиля" 341

— о всаднике 341

— "о навыке езды на велосипеде" 342-343 Мифологизация модельной ситуации 316-318, 323 Моделирования

— процесс 306-307

— субъект 307-308

— феномен психологический 311-312

— эффект 320 Модели 308, 313

— интерпретация 310, 321-327

— отладка 320-321

— параметры 321

— проектирование 312, 316-317, 321-322

— репрезентация 306-309, 321, 326

— условия 311-318,326

Модель деятельности социально-психологической службы в организации 251-253 Мотивация 194-195, 311-312, 318

Наблюдение 257 Нейтральность психолога 33-34 Нормативная тенденция 150, 162-167

Обучение активное 305, 320 Общественная потребность 102-103

— репрезентации

-------массовый запрос 102-103

-------социальный заказ 102-103

— структура 106-108

— факторы 106-107, 110-111

-------выживания 106-107

-------жизненной необходимости 106-107

-------комфорта 106-107

Опасность 106-109, 111-112

— техногенная угроза 110 Опыт 309

— и миф 317-318

— неосознаваемый 317, 323-327

— реинтерпретация 310, 322-323 Организационная диагностика 248

— общая 247

— определение 249

— отличие от научного исследования 252

— предварительная 249

— специальная 249

— текущая 249 Организационная парадигма 261-262

— опросник 263

— шкалы 262

Организационная ситуация 38-41 Организационное консультирование 57-60, 249 Организационное развитие 251-251

— консультирование 252

— психологическое обеспечение 252 Организация социальная 37

— определение 250

— системный подход 250

— социотехническая концепция 250 Ответственность консультанта

— перед заказчиком 24

— перед спонсором 24 Открытая система 250 Отношение модельное 306-307

Парадигма кадрового консультирования 70-72

— по процессу 70-72

— по ресурсам 70-72 Партитура игры 319-321 Педагогическое взаимодействие 209-211 "Подмена клиента" 25-26

Позиция внешнего консультанта 37

Поиск смысла 243

Политика 130-135

Политическая психология 135-138, 141-149

Политический лидер 138-140, 144—148

Помощь психологическая 150, 215, 219

Посредник 28

Потребность в индивидуализации 243

Потребность в любви 243

Потребность во власти 243

Приспособление к новой культурной среде 168-169, 173

Пристройка 339

Программа аттестации 82

Проектирование 200-203, 211-213, 311

— аналитический план 312-316

— модели 312, 316

— синтетической модели 312, 317-321

— сюжетное 319-320 Проекции механизм 318 Пространство клубное 35-37

Профессиональные требования к консультанту по управлению персоналом (кадровому консультанту) 69 Профиль организационных характеристик 259-260 Процедура психотехническая 336

— тренинга 360-362 Процесс

— автономизации профессиональных групп 75

— групповой 307, 312

— маргинализации профессиональных групп 75 Психодиагностика организации 251-252 Психологическая коррекция 211-212

Психологическая поддержка в экстремальных условиях 88-93, 98-99, 123

—посттравматический стресс 88, 90-91

—психореабилитационные работы 90-93, 99

-------стратегия 90-93, 99

Психологическая служба в школе 211-213, 225-226 Психологическое консультирование 201-202, 230-247

— определение 230-231

— этические принципы 230-231

-------анонимность 231

-------доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту 231

-------запрет давать советы 231

-------ориентация на нормы и ценности клиента 231

-------разграничение личных и профессиональных отношений 232

Психологическое проектирование (конструирование) 201- 203, 211-212 Психопрофилактика 225-226 Психотехники 226, 343-344

Реактивное сопротивление 110-111 Реклама 185 —исследования 186-189

-------качественные 186-187

-------количественные 186-187

-------мотивационные 187, 196-195

— методика "Что делал, на что потратил деньги" 196

— мониторинг 191-192

— образ марки 187, 197-199

— проективные методы 196-197

— узнаваемость 192

— эффективность 188, 192-194 Решения

— выработка групповая 313, 319

— принятия фаза 313-314 Риск 111-114

— согласие на 112

— условия согласия 112-114

-------институт добровольности 112

-------институт законности 112

-------институт контроля 112

Ролевое кольцо 22-25

Рутинный дистресс 109

Самоактуализация 243 Самоопределение 215-221, 223-228 Ситуация

— игровая 319-320

-------партитура 319-320

— квалификация исхода 323-325

— модельная 306-312, 318-321

-------исходы 321-323

-------мифологизация 316-318, 321-322

-------структура 312-316

— поведенческая 308,311

— субъекты 320-321

— структура 311-312, 317

Ситуация (повышенного) риска 86, 91, 96-102, 106-110, 116-117, 124-125

— проблемная (критическая) ситуация 100-102

— проблемное поле 86, 91, 98, 109-110, 119

-------классификатор 91, 98,

124-125

— факторы тревоги 119, 124-125

— экологического 96-97 Служебно-деловое общение 150-153, 162 Совершенствование общения 150-153, 161, 164 Совместная деятельность учителя с учеником 209 Состояние 337-338

— "измененное" 353-355

— "нейтральное" 357-359

— "нормальное" 351 Социализация 203, 206, 221-224 Социальная неопределенность 222-223 Социальная нестабильность 206-207, 220-224, 228

Тесты

— опросник Р. Кэтелла 256-257

— типологический опросник Майерс-Бригс 257 Типы заказов на консультирование 71 Тренинг

— межкультурный 174—177

-------атрибутивный 177

Трудности общения базовые 150, 157-159

Управление инструктивное 311-314, 320, 326 Учитель 28-31

Фокус-группа 186, 276, 280-283

— групповая дискуссия 285-286

— групповое интервью 282

— демонстрационная доска 290

— модератор 292-301

— неструктурированный (открытый) вопрос 298-299

— полустандартизованное интервью 281-282

— полуструктурированный вопрос 299

— рекрутирование участников 291-293

-------методика "снежный ком" 197, 292

-------отборочная анкета 291

— респонденты 291-292

— "субъективная информация" 281-292

— структурированный вопрос 299

— техника "просьб об уточнении" 300

— техника "пятисекундных пауз" 300

— топик-гайд 287

— фокусированное интервью 282-283

— фоновая информация 292

— экспертиза социальных программ 284 Формирующая стратегия 150, 159

Целеполагание совместное 307-308 Ценовая политика 55-57

Школа как институт социализации 203-206, 223-224 Школьный психолог 202-203, 210-213, 219-221, 225

Эксперт 28-32

Этапы кадрового процесса 78-79

Этапы консультационного процесса 72

Юношеский возраст 214-228

именной указатель

Агеев В С  
Айламазьян А. М  
Аксельрод М  
Алексеева Т И  
Алешина Ю Е 213,230  
Альберт М  
Альберт Р  
Амирэджиби Д  
Ампер А. 100    
Андреева Г М 5, 14,21,251,264  
Антонюк Е В 164, 166  
Араканцева Т А  
Аристотель  
Архимед 100    
Атватер И  
Базаров Т Ю  
Батаева 3 В  
Бахтин М М  
Баяндур А  
Белинская (Авдуевская) Е П. 214,229  
Беннетт М  
Берн Э. 34, 154, 162, 247, 339, 340, 363  
Бернс Р. 116, 229    
Берри Дж  
Бехтерев В М  
БлосП. 218    
Богардус Э С  
Богомолова Н. Н 281,304  
Бодалев А. А  
Бокнер С. 172    
Больцано Б  
Брислин Р  
Бурбулис Г Э  
Буш Дж. 132    
Бэндлер Р  
Варга А. Я  
Вартофский М  
Василюк Ф Е  
Вейсман Х  
Вильсон В  
Вичас Р. 283    
Волович А. С  
Вооглайд Ю В  
ВундтВ. 12    
Выготский Л С 13,21,229  
Галай Ю. 120, 128    
Гальперин П. Я  
Гаусс К. 100    
Геронимус Ю В  
Герцог Г. 282    
Гиддингс Ф  
Гитлер А. 132    
Глазьев С Ю  
Гозман Л Я 129,251,264  
Голуб А А 90,96  
Горбачев М С  
Гриндер Д  
Гроф С. 346, 363    
Давыдов А. А  
Даладье Э  
Данилин К Е  
ДейянА. 200    
Дергачева Л А 251,264  
Дерябина О М 90, 118, 128,304  
Диксон У. 283    
Димерет Н. Дж  
Дмитриев А. В 90,95  
Донцов А. И  
Дридзе Т М  
Дубовская Е М 200,213  
Дубровина И В 213,229  
Дюркгейм Э  
Ельцин Б Н 131, 132  
Емельянов Е Н  
Емельянов Ю Н 333,363  
Ениколопов С Н 90,95  
Ершов П. М 154, 166,339,363  
Жане П. 12    
Жуков Ю М 6, 7, 21, 34, 46, 90, 116, 213, 304, 333, 363  
Зазыкин В Г  
Захаров А. И  
Зинченко В П 87, 90, 92  
Иванов М А  
Кавтарадзе Д Н  
Камю А. 109    
Карнеги Д  
Кацура А. В  
Кендалл П 285,304  
Ким Я. 169    
Кле М. 229    
Клинтон У  
Ковалев Е Е 96,98  
Кое Б. 283    
Колс Л. 174    
Коль Г. 132    
Кон И. С. 229    
Константин Л 261-263  
Конфуций  
Коробов В К  
Котлер Ф. 58, 67    
Красин А. 91    
Красовский Ю Д  
Крижанская Ю С  
КрюгерР. 284,301    
Крюков М М  
Крюкова Л И  
Кубр М. 264    
Кузьмин Е С  
Кургинян С Е  
Кэмпбелл Д Т 118, 128  
Лабунская В А  
Ладенко И. С  
Лайкерт Р 259-261  
Лангер Дж  
Лацарус М  
Лебедева М М  
Лебон Г. 12    
Левин К. 13    
Лейман Я А  
Либшер Х  
Линдеман Х  
Липатов С А  
Лихота Р. Г  
Личко А. Е  
Лупандин В М 90, 98, 128  
Макаренко А. С  
Мак-Дуголл У  
Маклэчлен Дж  
Маликова Н. Р  
Малиновский П. В  
Мамулия Г С  
Маркс К. 159    
Масленникова А. А  
Мастеров Б М 334, 363  
Мельникова О. Т 265,281,285,297  
Мертон Р. 282 - 285, 298, 304  
Мескон М .  
Миккин Г А  
МицичП. 248    
Моисеев Н. Н  
Московиси С  
Мэйо Э. 13    
Назаретян А. П  
Назаров А. Г
Ньютон И
Оберг К. 169  
Пальмонари А
Пахомов Ю В 167, 363
Петровская Л А 6, 7, 34, 46, 150, 166, 213, 248, 304, 333, 363
Пиз А. 304  
Пикок Ф. 56  
Писарский П. С
Платон 11  
Поварницына С Е
Порфирьев Б Н
Пригожин А. И 90, 264
Пуанкаре А
Растянников П. В 34, 46, 166, 213, 304, 305, 333, 363
Раттер М. 229  
Ретлисбергер Ф
Рибо Т. 12  
Ривс Р. 200  
Роджерс К 117, 176,283,308
Ронкин Г С
Роршах Г. 16  
Ротцолл К
Рудестам К 19,21, 166
Рузвельт Т ПО
Рузвельт Ф
Руцкой А. В
Сарджвеладзе Н
Семенов В Е
Сироткина Е Б 90,95
Собкин В С
Соловьева О. В 6,35
Спенсер Г
Стефаненко Т Г
Столин В В 247, 248
Сэндидж Ч
Тард Г. 12  
Тер-Петросян Л
Тихомандрицкая О. А 200
Токаровский Г Д
Томас К У
Томпсон Дж Д
Третьяков В П
Триандис Г 175, 178
Трипольский В С
Трумэн Г. 132  
Трушенко О. Е 90, 117
Узнадзе Д Н
Уэллс О. 110  
Фиске М. 285,304  
Флоренский П. В
Фейдимен Дж
Фейербах Л
Фоломеева Т В
Фрайбургер В
Франкл В. 248  
Фрейгер Р
Фрейд 3 248, 348  
Хабакук М Я
Хагер Н. 333  
Хасбулатов Р И
Хараш А. У 87, 128, 285
Хедоури Ф
Хлебцевич В В
ХорниК. 241  
Цзен Н. В. 167, 336,
Цукерман Г А
Чемберлен Дж
Черновол С Ю 90, 128
Шапырина Е В
Швейцер А
Ширков Ю Э
Шостром Э 167, 339
Штейнталь Г  
Эдмистон В  
Эриксон М  
Эриксон Э 215,216,218  
Эткинд А М  
Юксвярав Р. К  
Юнг К. 257    
Ярошевский М Г 90,95  
Albert R D  
ArgyleM. 21,333    
Aronson E  
Axelrod М D  
Bennett M J  
Berry J W. 184    
Bickman L  
Bharati A. 167    
Bochner S  
Brislin R W  
Burke W W  
Burns J. 150    
Carey J. 280    
CherrieC. 184    
Coch L. 128    
Сое В J. 304    
Constantine L L  
Cooper P. 280    
Cushner K  
Dasen P R  
Davis J H. 21    
Deutsch M  
Dickson W Y  
DiggsN. 184    
Douglas M  
Douglass M  
DuckS. 21    
Erickson M  
Figley С R  
Fiske M. 305    
French J R P  
Furnham A  
Gilmour R  
Grossman J H  
Gudykunst W В  
Hermann M G  
Herzorg G  
Homey К 248    
Hornstein Н А  
JanisI.L. 150    
Jervis R. 150    
JodeletD. 21    
Johnson D W  
Johnson F P  
Jung С 248    
Kast V. 248    
Kealey D J  
Kelly H. 248    
Kendall P. 305    
KiddR.F. 21    
KimY.Y. 184    
Kohls L.R. 184    
Krueger R A  
Landis D. 184    
Langer J. 305    
Lam В 21    
LannonJ. 280    
Larson D W  
Lasswell H  
Lazarsfeld P F  
Leary T. 248    
Likert R. 264    
Lindzey E. 305    
MacLachlan J H  
Marsella A  
Maslow A  
MertonR. 305    
Murphy В 184    
ObergK. 184    
O'Hanlon W H  
Palmonari A  
Poen M M  
Poortinga Y H  
Quarantelli E L  
Roethlisberger F G 305  
Rogers С R 248, 305, 334, 364  
Ruben В D  
Saks M J. 21    
Schaffner P E  
Segall M H  
Stanton F N  
Stephenson G H  
Stone W F  
TaftR. 184    
Taylor V. 129    
Triandis H С  
Truman H. 150    
Vichas R P  
Weiss A. 87    
Wildavsky A  
YongM. 184    
                   

Оглавление

Предисловие.......................................................................................5

Час ть1 ПРОБЛЕМЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

1.1 Практическая социальная психология как область профессиональной деятельности (А.И. Дощов,ю м Жуков,

Л А. Петровская) ...............................................................................7

1.2 Позиции психолога-практика (Ю.М. Жуков) ..............................21

1.3 Стратегии работы социального психолога-практика (О. В. Соловьева) 35

Ч а с т ь II ОБЛАСТИ ПРАКТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

2.1 Психология маркетинга. Формирование маркетингового мышления (Е Н. Емельянов, С Е. Поварницына) 47

2.2 Практика работы с персоналом в организациях (Т ю Базаров) 68

2.3 Гуманитарная экспертиза в экстремальных ситуациях: идеология, методология, процедура (А. у Хараш) 87

2.4 Психология в политике — от обьяснений к воздействию (Л я Гозман) 129

2.5 Развитие компетентного общения как одно из направлений оказания психологической помощи

(Л А. Петровская) .........................................................................150

2.6 Адаптация к новой культурной среде и пути ее оптимизации (Т г Стефаненко) 167

2.7 Практические направления социально-психологических работ в области рекламы (Ю э Ширков) 185

2.8 О стратегиях работы психолога в школе (Е М. Дубовская, О. А. Тихомандрицкая) 200

2.9 Проблема юношеского самоопределения в практике школьной психологической службы

(Е П. Белинская, Т.А. Араканцева) ...................................................214

Ч а с т ь III МЕТОДЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

3.1 Консультативная беседа (Ю Е. Алешина) ..................................230

3.2 Методы социально-психологической диагностики организации (С А. Липатов) 248

3.3 Качественные методы в решении практических социально-психологических задач (О. т Мельникова) 265

3.4 Фокус-группы как качественный метод в прикладных социально-психологических исследованиях

(Н. Н. Богомолова, О. Т. Мельникова, Т В. Фоломеева) .........................281

3.5 Моделирование в группах активного социально-психологического обучения (П. в Растянников) 305

3.6 Саморегуляция во взаимодействии (М А. Иванов, Б М. Мастеров) 334

ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ......................................................365

ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ.............................................................372

Наши рекомендации