Регуляция состояний партнера по взаимодействию
Регуляция во взаимодействии включает в себя: преднастройку к взаимодействию;
регуляцию собственного состояния (способность изменения своего состояния) в процессе взаимодействия; регуляцию состояний партнера (способность влиять на состояние партнера) в ходе взаимодействия. Все, что мы описали выше, фактически относится к принципам тренинга первых двух сторон регуляции во взаимодействии, поэтому мы не будем здесь повторяться. Однако в ходе занятий часто возникает естественный
вопрос и запрос на техники изменения состояния партнера. Отметим некоторые особенности тренинга этого аспекта регуляции во взаимодействии.
Эта третья сторона регуляции во взаимодействии, в свою очередь, включает в себя чтение состояний партнера и собственно воздействие (влияние) на его состояния.
"Чтению" партнера по невербальным признакам его поведения посвящено достаточно много психологической литературы [см., например (7)]. Эта тематика хорошо разработана в теории и практике актерского мастерства [см. (5)].
Наш опыт показывает, что использование для "чтения" партнера выделенных нами "индикаторов" состояний оказывается достаточно эффективным. С одним существенным добавлением: нужно не только увидеть, как человек дышит, уловить ритм его дыхания, телесных движений и речи, увидеть его позу (зажатости, "замки"), но попытаться воспроизвести эту позу, попытаться попасть в ритм дыхания, речи, движений и проч. Тогда состояние партнера будет понято не только умозрительно, в соответствии с неким "словарем" (где такая-то поза будет означать то-то), но и появится возможность непосредственно ощутить это состояние.
Такой способ присоединения к состоянию партнера дает гораздо меньшее число ошибок, чем "словарный", рациональный. И, вместе с тем, такое присоединение уже является переходом к собственно влиянию на состояния партнера. Здесь мы следуем традициям и подходам, разработанным в гуманистической психологии [см. (10, 15)], НЛП, недирективном гипнозе и практике актерского мастерства.
Мы обращаем внимание участников тренинговой группы на то, что когда люди находятся в хорошем контакте, можно заметить сходство их движений, мимики, ритма дыхания, темпоритма речи. Если в такой ситуации один из партнеров меняет позу, то очень скоро это же проделывает и другой партнер. При хорошем контакте возникает как бы синхронный "танец" взаимодействия. Партнеры при этом находятся в очень близких состояниях. Другими словами, партнеры следуют друг за другом во внешнем поведении и своих состояниях (в том числе, что очень важно для взаимодействия, в чувствах и мыслях).
Таким образом, если человек научается присоединяться к дыханию, позам и проч. в самом процессе взаимодействия, то он получает возможность провести "экспресс-диагностику" состояния партнера, "усилить" контакт с ним и затем, меняя позы, ритм дыхания, расслабляя или напрягая мышцы лица, меняя темп речи, вести за собой своего партнера. А можно и просто изменить свое состояние, используя психотехники саморегуляции, и партнер непроизвольно "двинется следом".
О процедуре тренинга
В этой главе (из-за ограниченности объема) мы не имеем возможности привести конкретные упражнения и психотехники, используемые нами в процессе тренинга саморегуляции во взаимодействии. Скажем лишь об общей процедуре такого тренинга и последовательности его шагов. После "обмена опытом и мифами" спонтанных психотехник саморегуляции, после добавления наших мифов саморегуляции и метафорической модели "психотехнической воронки", участникам предлагается попробовать и потренировать некоторые психотехнические приемы, соответствующие различным "входам" в "воронку". Последовательно проводятся упражнения, связанные с телом (наблюдение за телесными ощущениями и некоторые физические упражнения), дыханием, восприятием пространства, воспоминаниями, воображением, ритмом, чувствами и мыслями. После каждого упражнения происходит обсуждение того, к каким изменениям в состоянии привело то или иное упражнение. Подчеркивается индивидуальный характер этих изменений. Затем участники тренируются в создании синтетических психотехник, в которых используются разные "входы", разная последовательность шагов. Например, кто-то может начать с дыхания, затем переключиться на работу с пространством и оказаться в нейтральном состоянии, а потом, мысленно перемещаясь в этом пространстве, оказаться в том месте, где происходило какое-то событие, о котором он хочет вспомнить, затем погрузиться в это воспоминание, ощущая то состояние, в котором находился тогда, затем снова выйти в "здесь и теперь" через нейтральное состояние.
Последний этап тренинга предполагает использование освоенных психотехник в процессе взаимодействия. Здесь тренируются также процессы присоединения к состоянию партнера, следования ему и ведения. На этом этапе используются парные упражнения с задачей изменить состояние партнера, изменяя собственное состояние. И, наконец, участники имеют возможность проиграть те рабочие ситуации, которые у них вызывают трудности ("выводят из себя", вызывают тяжелое чувство, что "проиграл" своему партнеру, когда партнер вызывает неприязнь и проч.). Здесь мы часто используем видео-обратную связь, снимая разыгрываемые ситуации на видеокамеру и затем анализируя их в терминах "что произошло с тобой или партнером, когда ты или партнер сделал то-то". В этом смысле мы используем широко известный арсенал методов группового социально-психологического тренинга [см. (4, 6, 10)]. Таким образом освоенные психотехники опробоваются на практике и проверяются на эффективность. Контрольные вопросы
1. Какие психотехнические мифы лежат в основе практики изменения состояний?
2. С помощью каких индикаторов можно описать состояния человека?
3. Что такое "следование" и "ведение" во взаимодействии с партнером?
4. Какие известные вам техники регуляции состояний можно отнести к телесно-ориентированным психотехникам? Дыхательным?
5. Какие вы знаете психотехники регуляции состояний, в которых используются воспоминания и воображение?
6. С чем связана необходимость регуляции состояний во взаимодействии?
ЛИТЕРАТУРА
1. БернЭ. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Санкт-Петербург, 1992.
2. Бэндлер Р., Гриндер Д. Из лягушек — в принцы: Нейролингвистическое программирование. Новосибирск, 1992.
3. Гроф С. Области человеческого бессознательного. М. , 1980.
4. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л., 1985.
5. Ершов П.М. Режиссура как практическая психология. М.,1972.
6. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении. М. , 1990.
7. ЛабунскаяВ.А. Невербальное поведение: Социально-перцептивный подход. Ростов-на-Дону, 1986.
8. Линдеман X. Аутогенная тренировка .М., 1980.
9. Мастеров Б.М. Соотношение "академического" и "практического" подходов в психологической подготовке студентов педвуза // Психологическое сопровождение подготовки специалистов в вузе. Новосибирск, 1988.
10. Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М., 1982.
11. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотехнические игры в спорте. М. , 1985.
12. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения. М.,1988.
13. Эткинд А.М. Психология практическая и академическая: расхождение когнитивных структур внутри профессионального сознания//Вопр. психологии. 1987. №6.
14. O 'Hanlon W.H. Taproots. Underlying principles of Milton Erickson's therapy and hypnosis. N Y , L. , 1987.
15. Rogers C.R. Client-centered therapy. Boston. 1951.
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
Адаптация межкультурная (к инокультурной среде) 167-173
— мотивация к 171
— U-кривая адаптации 169-170
— W-кривая адаптации 169-170 Аккультурация 168, 172
— психологическая 168
Анализ конкретных ситуаций из жизни клиента 234-236 Анкетирование 256 Ассимиляция 172-173 Атрибуции изоморфные 177 Аутотренинг 334
Благоговение перед жизнью 113 Блокировка в группе 316, 326-327
Вводные 320-321 Введение 339-340 Взаимодействие 338-340
— миф 338-339
— уровни 340
Взаимодействие властей и населения ( в экстремальных условиях) 91, 104, 107-114, 117-118
— интерактивные стратегии 92, 110-111, 117-123
— информационные стратегии 92, 110-111, 116-118
— материалы для анализа 118 Вовлечение в потребление 189-190 Воздействие 317, 323, 360
— инструктивное 311-312, 317, 320 -321, 323
— психологическое на организацию 44–45
— ситуация 320
— социальная база 41-43
— эффект 324
Воронка психотехническая 352-353, 358 Восприятие опасности ( риска) 107-111, 113
— властями 107-110
— населением 109
— образы 109
— преуменьшение 110-111
— приемлемость 107-108, 110-111, 112-114 -------оценка уровня 107-120
Выбор 214-216, 223-225
Гипнабельность 356 Гипноз 354-357
— директивный 354
— недирективный 356 Гуманитарная экспертиза 87-123
— в России и странах бывшего СССР (специфика) 112-113
— готовность региона к 117, 120-121
— заказ 97, 100, 103-106, 109
-------анализ 103-106
— заказчик, 92-98, 103-106, 109-110
-------отношение к 118
— инициатор (инициатива) 89- 93, 96-99
— интервьюер 91, 116
— определение 106-107
— предмет 102-103
— пресс-конференция 93-95
— ситуация 121
— функции 115, 122
— цель 101-102
— эксперт 89, 93, 95-99, 102-103, 106-111, 114-117, 120-123
-------включенный 115-117
-------гуманизация конфликта как сверхзадача 122-123
-------коммуникативные умения 115-117
-------независимый 95, 106, 110
------- определение 114
-------поведение (требование к) 121-1231
-------экспертный дистресс 121
— экспертное исследование 87-99, 104-106, 114-119
-------информация 115-120
-----------документальная (фоновая) 115
----------- источники 115-122
-----------основная (базовая) 114—116
-------методика 87, 91-99,
114-118
-----------анкетный опрос 93, 95
-----------контент-анализ 93, 95, 117-118
-----------экспресс-опрос 88
--------------групповой 91-99, 117
--------------индивидуальный 91-93,96-99
-------процедура 87, 96, 114-116
-----------выбор методики 114-116
-----------предварительный зондаж 88, 96
— экспертное заключение 91-101, 118-120
-------структура 118-119
-------убедительность 119
-------экспертные оценки 91-95, 97, 118-119
-------экспертные предложения (рекомендации) 91-95, 97-99, 116-119
— экспертный мониторинг 97
Давления группового эффект 313, 325-327 Депривация социальная 224-225 Диагностика состояния дел 25 Диагностическая установка 116 Дискуссия межгруповая 44—45 "Диффузия заказчика" 25-26 Допустимых жертв принцип 113
Запрос к школьному психологу 219-221
Игра деловая 44
Идентичность этническая 172-173
Инструктивное
— высказывание 320-321
— схема 312, 320-321, 326-327 Инструкции 324
— достройка 323
— контрактная форма 324
— проективный характер 323
— схема 312, 320-321, 326-327 Интеграция межкультурная 173 Интервью диагностическое 254-255 Интерпретация
— и миф 320
— модели 310, 321-327 Индикаторы состояний 344—350
— воображение 349
— воспоминание 348
— дыхание 345
— мысли 349
— ритм 347
— тело 345
— чувства 347
Интимно-личностное общение 150-153, 163-166 Информирование установочное 318-319
Катарсис 237
Катастрофа 86-95, 98-99, 105, 106-109, 123
— определение 106-107
— переживание 107
— регион (район бедствия) 90-93, 98-99, 104-105, 123
— техногенная 87-88, 101-102, 105
— чернобыльская 88-91, 93-95, 98, 104-105, 109-110
-------конфликт 104-105, 109-110
-------регион (зона) 87-91, 93-95, 98, 109-110
Качественные методы в прикладном исследовании 265-267
— адаптационная группа 278
— аналогия 275
— глубинное интервью 187, 278
— группа конфликта 278
— Дельфи 279
— десантная группа 278
— завершение предложений 273
— завершение рисунка ("bubbles") 273
— коллаж 276
— креативная группа 278
— лепка 276
— модификация поведения 278
— мозговой штурм 279
— направленные ассоциации 271-273
— направленные мечты 276
— "образ/ответ" (манипулирование) 277
— персонализация 275
— психологический рисунок 275-276
— расширенная креативная группа 277-278
— ролевая игра 275
— свободные ассоциации 271-272
— столкновение с руководством 279
— Peer-группа 278 Когнитивный диссонанс 110-111 Компетентность в общении 150-153, 162-166
— конфликтная 150, 155-156 Консультант 32 Консультативная беседа 230
— контакт с клиентом 230-233, 244-247
-------вербальный 245
-------невербальный 245-246
— стимулирование клиента на рассказ 234-235
— структурирование 234-235
— технология 239-244
-------акцентирование противоречий в рассказе клиента 237-238
-------акцентирование эмоциональных переживаний в рассказе клиента 240-242
-------использование интерпретаций 235-236, 243-244
-------использование паузы 239, 246
-------использование перифраза 244
-------краткость и точность высказываний консультанта 240
-------парадоксальные вопросы 242
-------приближение языка консультанта к языку клиента 239-240
-------ограничение речи консультанта в диалоге 238
-------уточняющие и углубляющие формулировки 242-243
— этапы 230-231
-------завершение 232-233, 239-240
-------начало 233
-------психокоррекционное воздействие 237-239
-------расспрос 234-237
Консультативная гипотеза 234 Консультация психологическая 35
— как профессиональная ниша 37 Контракт 27-28
— как парадигма групповой работы 318-319
— как форма инструктирования 325-327 Контроля локус 322
Копирование образца 150, 161 Культурная дистанция 171 Культурный ассимилятор 177-183 Культурный шок 167, 168
Личностно-творческая тенденция 150, 163-166 Личностный рост 169 Локус жалобы клиента 230
Маркетинг 48, 51
— психологических услуг 48, 62 Маркетинговая стратегия 50-51
— клиент-центрированная 50,60
— сбытовая 59-60 Маркетинговое мышление 47, 54 Межгруповых отношений контекст 43 Мезагруппы 43
Менеджер по персоналу 66-67 Миф
— и опыт 317-321
— разработка 311, 319-320 Миф психотехнический 336-337
— взаимодействия 338-340
— "вождение автомобиля" 341
— о всаднике 341
— "о навыке езды на велосипеде" 342-343 Мифологизация модельной ситуации 316-318, 323 Моделирования
— процесс 306-307
— субъект 307-308
— феномен психологический 311-312
— эффект 320 Модели 308, 313
— интерпретация 310, 321-327
— отладка 320-321
— параметры 321
— проектирование 312, 316-317, 321-322
— репрезентация 306-309, 321, 326
— условия 311-318,326
Модель деятельности социально-психологической службы в организации 251-253 Мотивация 194-195, 311-312, 318
Наблюдение 257 Нейтральность психолога 33-34 Нормативная тенденция 150, 162-167
Обучение активное 305, 320 Общественная потребность 102-103
— репрезентации
-------массовый запрос 102-103
-------социальный заказ 102-103
— структура 106-108
— факторы 106-107, 110-111
-------выживания 106-107
-------жизненной необходимости 106-107
-------комфорта 106-107
Опасность 106-109, 111-112
— техногенная угроза 110 Опыт 309
— и миф 317-318
— неосознаваемый 317, 323-327
— реинтерпретация 310, 322-323 Организационная диагностика 248
— общая 247
— определение 249
— отличие от научного исследования 252
— предварительная 249
— специальная 249
— текущая 249 Организационная парадигма 261-262
— опросник 263
— шкалы 262
Организационная ситуация 38-41 Организационное консультирование 57-60, 249 Организационное развитие 251-251
— консультирование 252
— психологическое обеспечение 252 Организация социальная 37
— определение 250
— системный подход 250
— социотехническая концепция 250 Ответственность консультанта
— перед заказчиком 24
— перед спонсором 24 Открытая система 250 Отношение модельное 306-307
Парадигма кадрового консультирования 70-72
— по процессу 70-72
— по ресурсам 70-72 Партитура игры 319-321 Педагогическое взаимодействие 209-211 "Подмена клиента" 25-26
Позиция внешнего консультанта 37
Поиск смысла 243
Политика 130-135
Политическая психология 135-138, 141-149
Политический лидер 138-140, 144—148
Помощь психологическая 150, 215, 219
Посредник 28
Потребность в индивидуализации 243
Потребность в любви 243
Потребность во власти 243
Приспособление к новой культурной среде 168-169, 173
Пристройка 339
Программа аттестации 82
Проектирование 200-203, 211-213, 311
— аналитический план 312-316
— модели 312, 316
— синтетической модели 312, 317-321
— сюжетное 319-320 Проекции механизм 318 Пространство клубное 35-37
Профессиональные требования к консультанту по управлению персоналом (кадровому консультанту) 69 Профиль организационных характеристик 259-260 Процедура психотехническая 336
— тренинга 360-362 Процесс
— автономизации профессиональных групп 75
— групповой 307, 312
— маргинализации профессиональных групп 75 Психодиагностика организации 251-252 Психологическая коррекция 211-212
Психологическая поддержка в экстремальных условиях 88-93, 98-99, 123
—посттравматический стресс 88, 90-91
—психореабилитационные работы 90-93, 99
-------стратегия 90-93, 99
Психологическая служба в школе 211-213, 225-226 Психологическое консультирование 201-202, 230-247
— определение 230-231
— этические принципы 230-231
-------анонимность 231
-------доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту 231
-------запрет давать советы 231
-------ориентация на нормы и ценности клиента 231
-------разграничение личных и профессиональных отношений 232
Психологическое проектирование (конструирование) 201- 203, 211-212 Психопрофилактика 225-226 Психотехники 226, 343-344
Реактивное сопротивление 110-111 Реклама 185 —исследования 186-189
-------качественные 186-187
-------количественные 186-187
-------мотивационные 187, 196-195
— методика "Что делал, на что потратил деньги" 196
— мониторинг 191-192
— образ марки 187, 197-199
— проективные методы 196-197
— узнаваемость 192
— эффективность 188, 192-194 Решения
— выработка групповая 313, 319
— принятия фаза 313-314 Риск 111-114
— согласие на 112
— условия согласия 112-114
-------институт добровольности 112
-------институт законности 112
-------институт контроля 112
Ролевое кольцо 22-25
Рутинный дистресс 109
Самоактуализация 243 Самоопределение 215-221, 223-228 Ситуация
— игровая 319-320
-------партитура 319-320
— квалификация исхода 323-325
— модельная 306-312, 318-321
-------исходы 321-323
-------мифологизация 316-318, 321-322
-------структура 312-316
— поведенческая 308,311
— субъекты 320-321
— структура 311-312, 317
Ситуация (повышенного) риска 86, 91, 96-102, 106-110, 116-117, 124-125
— проблемная (критическая) ситуация 100-102
— проблемное поле 86, 91, 98, 109-110, 119
-------классификатор 91, 98,
124-125
— факторы тревоги 119, 124-125
— экологического 96-97 Служебно-деловое общение 150-153, 162 Совершенствование общения 150-153, 161, 164 Совместная деятельность учителя с учеником 209 Состояние 337-338
— "измененное" 353-355
— "нейтральное" 357-359
— "нормальное" 351 Социализация 203, 206, 221-224 Социальная неопределенность 222-223 Социальная нестабильность 206-207, 220-224, 228
Тесты
— опросник Р. Кэтелла 256-257
— типологический опросник Майерс-Бригс 257 Типы заказов на консультирование 71 Тренинг
— межкультурный 174—177
-------атрибутивный 177
Трудности общения базовые 150, 157-159
Управление инструктивное 311-314, 320, 326 Учитель 28-31
Фокус-группа 186, 276, 280-283
— групповая дискуссия 285-286
— групповое интервью 282
— демонстрационная доска 290
— модератор 292-301
— неструктурированный (открытый) вопрос 298-299
— полустандартизованное интервью 281-282
— полуструктурированный вопрос 299
— рекрутирование участников 291-293
-------методика "снежный ком" 197, 292
-------отборочная анкета 291
— респонденты 291-292
— "субъективная информация" 281-292
— структурированный вопрос 299
— техника "просьб об уточнении" 300
— техника "пятисекундных пауз" 300
— топик-гайд 287
— фокусированное интервью 282-283
— фоновая информация 292
— экспертиза социальных программ 284 Формирующая стратегия 150, 159
Целеполагание совместное 307-308 Ценовая политика 55-57
Школа как институт социализации 203-206, 223-224 Школьный психолог 202-203, 210-213, 219-221, 225
Эксперт 28-32
Этапы кадрового процесса 78-79
Этапы консультационного процесса 72
Юношеский возраст 214-228
именной указатель
Агеев В С | |||||||||
Айламазьян А. М | |||||||||
Аксельрод М | |||||||||
Алексеева Т И | |||||||||
Алешина Ю Е | 213,230 | ||||||||
Альберт М | |||||||||
Альберт Р | |||||||||
Амирэджиби Д | |||||||||
Ампер А. 100 | |||||||||
Андреева Г М | 5, 14,21,251,264 | ||||||||
Антонюк Е В | 164, 166 | ||||||||
Араканцева Т А | |||||||||
Аристотель | |||||||||
Архимед 100 | |||||||||
Атватер И | |||||||||
Базаров Т Ю | |||||||||
Батаева 3 В | |||||||||
Бахтин М М | |||||||||
Баяндур А | |||||||||
Белинская (Авдуевская) Е П. 214,229 | |||||||||
Беннетт М | |||||||||
Берн Э. 34, 154, 162, 247, 339, 340, 363 | |||||||||
Бернс Р. 116, 229 | |||||||||
Берри Дж | |||||||||
Бехтерев В М | |||||||||
БлосП. 218 | |||||||||
Богардус Э С | |||||||||
Богомолова Н. Н | 281,304 | ||||||||
Бодалев А. А | |||||||||
Бокнер С. 172 | |||||||||
Больцано Б | |||||||||
Брислин Р | |||||||||
Бурбулис Г Э | |||||||||
Буш Дж. 132 | |||||||||
Бэндлер Р | |||||||||
Варга А. Я | |||||||||
Вартофский М | |||||||||
Василюк Ф Е | |||||||||
Вейсман Х | |||||||||
Вильсон В | |||||||||
Вичас Р. 283 | |||||||||
Волович А. С | |||||||||
Вооглайд Ю В | |||||||||
ВундтВ. 12 | |||||||||
Выготский Л С | 13,21,229 | ||||||||
Галай Ю. 120, 128 | |||||||||
Гальперин П. Я | |||||||||
Гаусс К. 100 | |||||||||
Геронимус Ю В | |||||||||
Герцог Г. 282 | |||||||||
Гиддингс Ф | |||||||||
Гитлер А. 132 | |||||||||
Глазьев С Ю | |||||||||
Гозман Л Я | 129,251,264 | ||||||||
Голуб А А | 90,96 | ||||||||
Горбачев М С | |||||||||
Гриндер Д | |||||||||
Гроф С. 346, 363 | |||||||||
Давыдов А. А | |||||||||
Даладье Э | |||||||||
Данилин К Е | |||||||||
ДейянА. 200 | |||||||||
Дергачева Л А | 251,264 | ||||||||
Дерябина О М | 90, 118, 128,304 | ||||||||
Диксон У. 283 | |||||||||
Димерет Н. Дж | |||||||||
Дмитриев А. В | 90,95 | ||||||||
Донцов А. И | |||||||||
Дридзе Т М | |||||||||
Дубовская Е М | 200,213 | ||||||||
Дубровина И В | 213,229 | ||||||||
Дюркгейм Э | |||||||||
Ельцин Б Н | 131, 132 | ||||||||
Емельянов Е Н | |||||||||
Емельянов Ю Н | 333,363 | ||||||||
Ениколопов С Н | 90,95 | ||||||||
Ершов П. М | 154, 166,339,363 | ||||||||
Жане П. 12 | |||||||||
Жуков Ю М | 6, 7, 21, 34, 46, 90, 116, 213, 304, 333, 363 | ||||||||
Зазыкин В Г | |||||||||
Захаров А. И | |||||||||
Зинченко В П | 87, 90, 92 | ||||||||
Иванов М А | |||||||||
Кавтарадзе Д Н | |||||||||
Камю А. 109 | |||||||||
Карнеги Д | |||||||||
Кацура А. В | |||||||||
Кендалл П | 285,304 | ||||||||
Ким Я. 169 | |||||||||
Кле М. 229 | |||||||||
Клинтон У | |||||||||
Ковалев Е Е | 96,98 | ||||||||
Кое Б. 283 | |||||||||
Колс Л. 174 | |||||||||
Коль Г. 132 | |||||||||
Кон И. С. 229 | |||||||||
Константин Л | 261-263 | ||||||||
Конфуций | |||||||||
Коробов В К | |||||||||
Котлер Ф. 58, 67 | |||||||||
Красин А. 91 | |||||||||
Красовский Ю Д | |||||||||
Крижанская Ю С | |||||||||
КрюгерР. 284,301 | |||||||||
Крюков М М | |||||||||
Крюкова Л И | |||||||||
Кубр М. 264 | |||||||||
Кузьмин Е С | |||||||||
Кургинян С Е | |||||||||
Кэмпбелл Д Т | 118, 128 | ||||||||
Лабунская В А | |||||||||
Ладенко И. С | |||||||||
Лайкерт Р | 259-261 | ||||||||
Лангер Дж | |||||||||
Лацарус М | |||||||||
Лебедева М М | |||||||||
Лебон Г. 12 | |||||||||
Левин К. 13 | |||||||||
Лейман Я А | |||||||||
Либшер Х | |||||||||
Линдеман Х | |||||||||
Липатов С А | |||||||||
Лихота Р. Г | |||||||||
Личко А. Е | |||||||||
Лупандин В М | 90, 98, 128 | ||||||||
Макаренко А. С | |||||||||
Мак-Дуголл У | |||||||||
Маклэчлен Дж | |||||||||
Маликова Н. Р | |||||||||
Малиновский П. В | |||||||||
Мамулия Г С | |||||||||
Маркс К. 159 | |||||||||
Масленникова А. А | |||||||||
Мастеров Б М | 334, 363 | ||||||||
Мельникова О. Т | 265,281,285,297 | ||||||||
Мертон Р. 282 - 285, | 298, 304 | ||||||||
Мескон М . | |||||||||
Миккин Г А | |||||||||
МицичП. 248 | |||||||||
Моисеев Н. Н | |||||||||
Московиси С | |||||||||
Мэйо Э. 13 | |||||||||
Назаретян А. П | |||||||||
Назаров А. Г | |||||||||
Ньютон И | |||||||||
Оберг К. 169 | |||||||||
Пальмонари А | |||||||||
Пахомов Ю В | 167, 363 | ||||||||
Петровская Л А | 6, 7, 34, 46, 150, 166, 213, 248, 304, 333, 363 | ||||||||
Пиз А. 304 | |||||||||
Пикок Ф. 56 | |||||||||
Писарский П. С | |||||||||
Платон 11 | |||||||||
Поварницына С Е | |||||||||
Порфирьев Б Н | |||||||||
Пригожин А. И | 90, 264 | ||||||||
Пуанкаре А | |||||||||
Растянников П. В | 34, 46, 166, 213, 304, 305, 333, 363 | ||||||||
Раттер М. 229 | |||||||||
Ретлисбергер Ф | |||||||||
Рибо Т. 12 | |||||||||
Ривс Р. 200 | |||||||||
Роджерс К | 117, 176,283,308 | ||||||||
Ронкин Г С | |||||||||
Роршах Г. 16 | |||||||||
Ротцолл К | |||||||||
Рудестам К | 19,21, 166 | ||||||||
Рузвельт Т | ПО | ||||||||
Рузвельт Ф | |||||||||
Руцкой А. В | |||||||||
Сарджвеладзе Н | |||||||||
Семенов В Е | |||||||||
Сироткина Е Б | 90,95 | ||||||||
Собкин В С | |||||||||
Соловьева О. В | 6,35 | ||||||||
Спенсер Г | |||||||||
Стефаненко Т Г | |||||||||
Столин В В | 247, 248 | ||||||||
Сэндидж Ч | |||||||||
Тард Г. 12 | |||||||||
Тер-Петросян Л | |||||||||
Тихомандрицкая О. А 200 | |||||||||
Токаровский Г Д | |||||||||
Томас К У | |||||||||
Томпсон Дж Д | |||||||||
Третьяков В П | |||||||||
Триандис Г | 175, 178 | ||||||||
Трипольский В С | |||||||||
Трумэн Г. 132 | |||||||||
Трушенко О. Е | 90, 117 | ||||||||
Узнадзе Д Н | |||||||||
Уэллс О. 110 | |||||||||
Фиске М. 285,304 | |||||||||
Флоренский П. В | |||||||||
Фейдимен Дж | |||||||||
Фейербах Л | |||||||||
Фоломеева Т В | |||||||||
Фрайбургер В | |||||||||
Франкл В. 248 | |||||||||
Фрейгер Р | |||||||||
Фрейд 3 248, 348 | |||||||||
Хабакук М Я | |||||||||
Хагер Н. 333 | |||||||||
Хасбулатов Р И | |||||||||
Хараш А. У | 87, 128, 285 | ||||||||
Хедоури Ф | |||||||||
Хлебцевич В В | |||||||||
ХорниК. 241 | |||||||||
Цзен Н. В. 167, 336, | |||||||||
Цукерман Г А | |||||||||
Чемберлен Дж | |||||||||
Черновол С Ю | 90, 128 | ||||||||
Шапырина Е В | |||||||||
Швейцер А | |||||||||
Ширков Ю Э | |||||||||
Шостром Э | 167, 339 | ||||||||
Штейнталь Г | |||||||||
Эдмистон В | |||||||||
Эриксон М | |||||||||
Эриксон Э | 215,216,218 | ||||||||
Эткинд А М | |||||||||
Юксвярав Р. К | |||||||||
Юнг К. 257 | |||||||||
Ярошевский М Г | 90,95 | ||||||||
Albert R D | |||||||||
ArgyleM. 21,333 | |||||||||
Aronson E | |||||||||
Axelrod М D | |||||||||
Bennett M J | |||||||||
Berry J W. 184 | |||||||||
Bickman L | |||||||||
Bharati A. 167 | |||||||||
Bochner S | |||||||||
Brislin R W | |||||||||
Burke W W | |||||||||
Burns J. 150 | |||||||||
Carey J. 280 | |||||||||
CherrieC. 184 | |||||||||
Coch L. 128 | |||||||||
Сое В J. 304 | |||||||||
Constantine L L | |||||||||
Cooper P. 280 | |||||||||
Cushner K | |||||||||
Dasen P R | |||||||||
Davis J H. 21 | |||||||||
Deutsch M | |||||||||
Dickson W Y | |||||||||
DiggsN. 184 | |||||||||
Douglas M | |||||||||
Douglass M | |||||||||
DuckS. 21 | |||||||||
Erickson M | |||||||||
Figley С R | |||||||||
Fiske M. 305 | |||||||||
French J R P | |||||||||
Furnham A | |||||||||
Gilmour R | |||||||||
Grossman J H | |||||||||
Gudykunst W В | |||||||||
Hermann M G | |||||||||
Herzorg G | |||||||||
Homey К 248 | |||||||||
Hornstein Н А | |||||||||
JanisI.L. 150 | |||||||||
Jervis R. 150 | |||||||||
JodeletD. 21 | |||||||||
Johnson D W | |||||||||
Johnson F P | |||||||||
Jung С 248 | |||||||||
Kast V. 248 | |||||||||
Kealey D J | |||||||||
Kelly H. 248 | |||||||||
Kendall P. 305 | |||||||||
KiddR.F. 21 | |||||||||
KimY.Y. 184 | |||||||||
Kohls L.R. 184 | |||||||||
Krueger R A | |||||||||
Landis D. 184 | |||||||||
Langer J. 305 | |||||||||
Lam В 21 | |||||||||
LannonJ. 280 | |||||||||
Larson D W | |||||||||
Lasswell H | |||||||||
Lazarsfeld P F | |||||||||
Leary T. 248 | |||||||||
Likert R. 264 | |||||||||
Lindzey E. 305 | |||||||||
MacLachlan J H | |||||||||
Marsella A | |||||||||
Maslow A | |||||||||
MertonR. 305 | |||||||||
Murphy В 184 | |||||||||
ObergK. 184 | |||||||||
O'Hanlon W H | |||||||||
Palmonari A | |||||||||
Poen M M | |||||||||
Poortinga Y H | |||||||||
Quarantelli E L | |||||||||
Roethlisberger F G 305 | |||||||||
Rogers С R | 248, 305, 334, 364 | ||||||||
Ruben В D | |||||||||
Saks M J. 21 | |||||||||
Schaffner P E | |||||||||
Segall M H | |||||||||
Stanton F N | |||||||||
Stephenson G H | |||||||||
Stone W F | |||||||||
TaftR. 184 | |||||||||
Taylor V. 129 | |||||||||
Triandis H С | |||||||||
Truman H. 150 | |||||||||
Vichas R P | |||||||||
Weiss A. 87 | |||||||||
Wildavsky A | |||||||||
YongM. 184 | |||||||||
Оглавление
Предисловие.......................................................................................5
Час ть1 ПРОБЛЕМЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
1.1 Практическая социальная психология как область профессиональной деятельности (А.И. Дощов,ю м Жуков,
Л А. Петровская) ...............................................................................7
1.2 Позиции психолога-практика (Ю.М. Жуков) ..............................21
1.3 Стратегии работы социального психолога-практика (О. В. Соловьева) 35
Ч а с т ь II ОБЛАСТИ ПРАКТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
2.1 Психология маркетинга. Формирование маркетингового мышления (Е Н. Емельянов, С Е. Поварницына) 47
2.2 Практика работы с персоналом в организациях (Т ю Базаров) 68
2.3 Гуманитарная экспертиза в экстремальных ситуациях: идеология, методология, процедура (А. у Хараш) 87
2.4 Психология в политике — от обьяснений к воздействию (Л я Гозман) 129
2.5 Развитие компетентного общения как одно из направлений оказания психологической помощи
(Л А. Петровская) .........................................................................150
2.6 Адаптация к новой культурной среде и пути ее оптимизации (Т г Стефаненко) 167
2.7 Практические направления социально-психологических работ в области рекламы (Ю э Ширков) 185
2.8 О стратегиях работы психолога в школе (Е М. Дубовская, О. А. Тихомандрицкая) 200
2.9 Проблема юношеского самоопределения в практике школьной психологической службы
(Е П. Белинская, Т.А. Араканцева) ...................................................214
Ч а с т ь III МЕТОДЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
3.1 Консультативная беседа (Ю Е. Алешина) ..................................230
3.2 Методы социально-психологической диагностики организации (С А. Липатов) 248
3.3 Качественные методы в решении практических социально-психологических задач (О. т Мельникова) 265
3.4 Фокус-группы как качественный метод в прикладных социально-психологических исследованиях
(Н. Н. Богомолова, О. Т. Мельникова, Т В. Фоломеева) .........................281
3.5 Моделирование в группах активного социально-психологического обучения (П. в Растянников) 305
3.6 Саморегуляция во взаимодействии (М А. Иванов, Б М. Мастеров) 334
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ......................................................365
ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ.............................................................372