Q Почему буквы, предлагаемые для узнавания, такие большие?
Это связано с тем, что у больных, находящихся в клинике, может быть значительно снижено зрение, и не всегда имеются в наличии очки. Если бы буквы были обычного размера, как в книгах или газетах, больные не смогли бы работать с таким стимул ьным материалом.
q При каких поражениях мозга будет нарушена именно пространственная составляющая буквенного гнозиса?
Появление «зеркальных» ошибок наиболее вероятно при поражениях задних отделов правого полушария и мозолистого тела. Нам доводилось наблюдать такие ошибки в пробах буквенного гнозиса также у больных с поражениями лобных отделов мозга (особенно правой лобной области).
q В нейропсихологическом альбоме есть илисты, на которых размещены отдельные слоги, простые и сложные слова, предложения, тексты. Можно ли использовать этот материал для анализа состояния буквенного гнозиса?
Конечно, буквенная агнозия влечет за собой грубые нарушения чтения — оптическую алексию. Поэтому применение перечисленных выше видов вербального зрительного материала вполне возможно, хотя обычно он применяется для исследования речевых функций. Однако начинать исследование буквенного гнозиса нужно с применения тех методик, в которых узнаются отдельные буквы, обладающие разными перцептивными и пространственными характеристиками.
q А уместен ли при исследовании буквенного гнозиса такой прием, как письмо букв под диктовку?
Вполне. У больных с буквенной агнозией будут серьезные затруднения в этой пробе вследствие невозможности припоминания зрительных образов букв, соответствующих определенным звуковым стимулам.
Рекомендуемая литература
Балашова Е.Ю. Нарушения пространственных функций при атрофичес-ких и сосудистых деменциях позднего возраста: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. — МГУ, 1995.
Балашова Е.Ю. Роль пространственных расстройств в формировании нарушений психической деятельности при деменциях позднего возраста // I Международная конференция памяти А.Р. Лурия.
Сб. докладов / Под ред. Е.Д. Хомской, Т.В. Ахутиной. — М.: РПО, 1998. С. 273-276. Балашова ЕЮ., Ковязина М.С. Исследование оптико-пространственных функций в норме // Журнал прикладной психологии. 2006 .№6-1. С. 36-44.
Балашова Е.Ю., Ковязина М.С. Некоторые аспекты проблемы норм в клинической психологии // Вопр. психол. 20065. № 1. С. 112—117.
Деглин В.Л., Ивашина Г.Г., Николаенко Н.Н. Роль доминантного и недоминантного полушарий мозга в изображении пространства // Нейропсихологический анализ межполушарной асимметрии мозга / Под ред. Е.Д. Хомской. — М.: Наука, 1986. С. 58-70. Доброхотова Т. А, Брагина Н.Н., Зайцев О. С, Гогитидзе Н.В., Ура-ков СВ. Односторонняя пространственная агнозия. — М.: Книга, 1996.
Зальцман АГ. О роли правого и левого полушарий головного мозга в процессах лицевого гнозиса // Физиология человека. 1982. Т. 8. № 1. С. 80-92.
Кок Е. Л. Зрительные агнозии. — Л.: Медицина, 1967. Корсакова Н.К., Московичюте Л.И. Клиническая нейропсихология. — М.: Академия, 2003.
Корчажинская В.И., Попова Л.Т. Мозг и пространственное восприятие. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1977.
Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985.
Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1962. С. 103— 106,137-142, 184-187,241-250,378-395.
Лурия А. Р. Потерянный и возвращенный мир. (История одного ранения). — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1973. С. 161-167, 203-212, 307-320.
МанелисН.Г. Нейропсихологические закономерности нормального развития // Хрестоматия по нейропсихологии / Под ред. Е.Д. Хомской. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1999. С. 456-463. Манелис Н.Г. Сравнительный нейропсихологический анализ формирования высших психических функций у здоровых детей и у детей с аутистическими расстройствами: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - МГУ, 2000.
Манелис Н.Г. Формирование высших психических функций у детей с задержанным вариантом отклоняющегося развития. Нейропсихологический анализ // Школа здоровья. 2001. № 2. С. 27—32.
Меерсон Я.А. Нарушение зрительного гнозиса при локальной патологии головного мозга: Автореф. дис.... доктора мед. наук. — Л.: Ин-т им. В.М. Бехтерева, 1982.
Нейропсихологическая диагностика. Классические стимульные материалы / Составители Е.Ю. Балашова и М.С. Ковязина. — М.: Генезис, 2010. Листы 1-21.
Николаенко Н.Н. Роль правого полушария в инвариантности опознания лиц // Журнал высшей нервной деятельности. 1993. Т. 43. № 3. С. 627-629.
Психология развития / Под ред. Т.Д. Марцинковской. — М.: Академия, 2005.
Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. — М.: Академия, 2002.
Структурно-функциональная организация развивающегося мозга / Под ред. Д.А. Фарбер и др. — Л.: Наука, 1990.
Схема нейропсихологического исследования / Под ред. А.Р. Лурии. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1973. С. 15-19.
Tpayaomm Н.Н. Межполушарные взаимодействия при локальных поражениях головного мозга // Нейропсихологический анализ межполушарной асимметрии мозга / Под ред. Е.Д. Хомской. — М.: Наука, 1986. С. 14-22.
Хомская Е.Д. Нейропсихология. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. С. 81—96.
Hecaen H. Introduction a la Neuropsychologie. — P.: Larousse, 1972. Lovenstone S., GauthierS. Management of dementia. — L: Martin Dunitz, 2001. ReyA L'examen psychologique dans les cas d' encephalopathie traumatique // Archives de psychologie. 1941. Vol. 28. P. 286-340. Osterrieth P.A. Le test de copie d'une figure complexe // Archives de psychologie. 1944. Vol. 30. P. 206-356.