Обзор основных требований и понятий
Дифференциальной психометрии.
Центральным понятием современной психодиагностики является понятие психологического теста. Современное содержание термин «тест» получает в конце XIX − начале XX века. В психологические исследования введен Дж. Кеттеллом (1890), а создатель первых тестов − Ф. Гальтон.
Тест (из словаря-справочника Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов) в психологии − фиксированное во времени испытание, предназначенное для установления количественных (и качественных) различий.
На современном этапе существуют четкие стандарты тестов − это совокупность требований, предъявляемых к тесту как психологическому инструменту измерения. Они предназначены для разработчиков и пользователей психодиагностических методик.
По своей структуре тест представляет собой последовательность кратких заданий, или пунктов, дающую в результате их выполнения испытуемым последовательность исходов, которая в дальнейшем подвергается однозначной количественной интерпретации.
Структура любого теста:
- стимульный материал;
- инструкция;
- алгоритм обработки сырых результатов;
- перевод в стандартные показатели;
- интерпретация полученных результатов.
Тестовые нормы − это количественные и (или) качественные критерии оценки результатов теста, позволяющие определить уровень достижений или степень выраженности психологический свойств, которые являются объектами измерения.
Объем выборки на современном этапе должен составлять не менее 100-200 человек и зависит: от задач исследования; степени однородности генеральной совокупности.
Вопрос 2
Статистическое обоснование тестов.
Качества теста
1. Тест обязательно должен быть стандартизован (стандартен, одинаков, единообразен в проведении и обработке). Также четко стандартизованным должен быть стимульный материал, для испытуемых должна иметься четкая и подробная инструкция.
2. Тест − объективный инструмент, независимый от влияния личности психолога.
3. Возможность сопоставить полученные с помощью теста данные со статистическими нормами и критериями.
Стандартизация − унификация, регламентация, приведение к единым нормативам процедуры оценок теста. При разработке теста и его стандартизации необходимо решить две задачи:
1) подобрать тестовые задания таким образом, чтобы кривая распределения тестовых баллов по своим статистическим показателям не слишком сильно отличалась от кривой нормального распределения;
2) сформировать выборку стандартизации (или нормативную выборку) так, чтобы она по своим существенным показателям была репрезентативна по отношению к той популяции, к которой будут в дальнейшем применяться тестовые нормы.
Для решения поставленной задачи результаты по тесту какой-либо выборки разбиваются на интервалы с одинаковым шагом. Затем фиксируется количество обследованных, результаты которых попали в каждый из выделенных интервалов (частота встречаемости данных результатов в нашей выборке). Затем полученные данные выносятся на систему координат, где по оси X откладываются баллы, по оси Y – частоты их встречаемости. Подобный график можно изобразить двумя различными способами:
1) гистограмма − высота столбцов, вычерченных над каждым интервалом, соответствует числу людей, чьи результаты попали в этот интервал (их количество определяет высоту столбца);
2) полигон частот − число испытуемых указывается точкой, расположенной над серединой интервала на высоте, соответствующей его частоте, а сами точки последовательно соединяются прямолинейными отрезками.
Кривая симметричная, Колоколообразная, имеющая единственный пик в центре. Нормальное распределение − это вид распределения переменных, наблюдаемых при изменении признака (переменной) под влиянием множества относительно независимых факторов.
Наиболее значимые характеристики для описания распределения тестовых показателей:
−мера центральной тенденции: среднеарифметическое значение (М); мода; медиана;
−мера разброса данных: размах распределения; учет разности; стандартное отклонение.
Встречаются случаи отклонения от нормального распределения тестовых показателей − это асимметрия и эксцесс.
Вопрос 3
Наиболее распространенные