Учебная карта занятия. Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Рея
Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Рея.
Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Рея (Holmes, Rahe, 1967) предназначена для самостоятельной оценки любым желающим своего «уровня стресса» и «стрессоустойчивости», но может с успехом применяться при диагностике психосоматических заболеваний. Доктора Холмс и Рей (США) изучали зависимость заболеваний (в том числе инфекционных болезней и травм) от различных стрессогенных жизненных событий у более чем пяти тысяч пациентов. Они пришли к выводу, что психическим и физическим болезням обычно предшествуют определенные серьезные изменения в жизни человека. На основании своего исследования они составили шкалу, в которой каждому важному жизненному событию соответствует определенное число баллов в зависимости от степени стрессогенности (Приложение Е).
Моделирование и разбор конкретной ситуации.
Даша М., 21 год. На приеме с матерью. Обратилась жалобами на постоянные головные боли, обгрызание ногтей, импульсивность поступков (берётся за многие дела, не доводит их до конца). Симптомы появились давно, около 10 лет, усилились последние 2 года. В возрасте 11 месяцев была удочерена после гибели родной матери, двоюродной сестры приёмной матери. Родная мать бросилась под поезд, узнав, что отец ребёнка (моряк), бросил её. При этом, за ней многие ухаживали, но она выбрала его, хотя изначально он ей ничего не обещал. Семья на момент принятия девочки состояла из отца, матери и двух старших сестёр, проживала в Еткульском районе. В момент обращения: мать разведена с отцом год назад (со слов матери) из-за его «несносного характера, когда трезвый». Отец работает адвокатом. Раньше он возглавлял прокуратуру, но после заведённого на него дела вынужден был уйти. После развода живёт один, «излишне употребляет». Сама мать переехала жить к своей матери. Старшие дочери живут со своими семьями (одна в Москве, другая в Санкт-Петербурге), благополучны. Даша с раннего возраста была «трудной», в садике плохо запоминала стихи, в школе училась в основном на тройки, была непослушной, упрямой. Узнала, что она приёмная в 12 лет («добрые» люди рассказали), на это видимой реакции не было. Никогда до настоящего времени не было вопросов, разговоров об этом. Несколько месяцев назад начала говорить, что не верит, что мама умерла. Начала искать родную мать в Интернете, обращая внимание на женщин с материнской фамилией, соответствующего возраста, похожих на неё. Однажды даже позвонила такой женщине из Ростова, но она после ответа на несколько её вопросов положила трубку. Обращает внимание на женщин, похожих на неё, на улице.
После успешного окончания педагогического училища в Челябинске на коммерческой основе 7 месяцев проработала в частном детском саду, но уволилась из него, объясняя сильной усталостью. В настоящее время работает продавцом в отделе вечерней женской одежды, ей эта работа нравится, её хвалят. Снимает квартиру с двумя ровесницами.
Легко вступает в контакт, многоречива, тревожна. Хочет жить одна в снимаемой квартире, но мать не разрешает ей, не обосновывая это ничем. На вопрос, как она относится к тому, что она приёмная, начала эмоционально доказывать, что «не та мать, которая родила, а которая воспитала», что она любит её и считает её родной. При этом, отводя глаза, начала рассказывать, «что родная мама не умерла, я не верю в это», рассказала о попытках найти родную мать. Уважительно отзывается об отце, выставляя его сильным, умным, но требовательным по отношению к ней человеком, «но так и надо было».
Был молодой человек, который ей очень нравился, но он её бросил, и она была вынуждена сделать аборт. Считает, что главное в будущем спутнике – его личные качества, и она выйдет замуж только за перспективного и многообещающего. Сейчас она озабочена тем, что у неё не получается общаться с парнями, просит её проконсультировать по этому поводу в будущем.
После диагностики личности пациентки и её матери проведена рациональная психотерапия по типу «знакомство с дочерью». Проведено закрепление положительного продуктивного разговора матери с дочерью («обучение договариваться») и эмоциональное отреагирование восстановления нарушенного контакта.
Этапы решения задачи.
1. Выделение основных симптомов заболевания.
2. Выявление связи между манифестацией симптомов и психогенией.
3. Выделение психологических аспектов заболевания.
4. Определение основных патологизирующих моментов заболевания.
Вопросы для подготовки к занятию.
2. Стрессоустойчивость – определение, сущность.
3. Основные стрессогенные факторы.
4. Первичная, вторичная выгода, определение, сущность.
5. Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Рея.
6. Опросник для определения физиологической реакции на стресс
Вопросы по теме для самостоятельного изучения их студентами
1. Опросник по выявлению главных преимуществ болезни, определение смыслов и выгод болезни.
2. Опросник для определения физиологической реакции на стресс.