Задание 5.4 ИССЛЕДОВАНИЕ КОНФРОНТАЦИИ ПОСРЕДСТВОМ РОЛЕВОЙ ИГРЫ
Целью данного упражнения является демонстрация некоторых проблем, обсуждавшихся в этой главе, с помощью методики ролевых игр. Ознакомьтесь с исходными данными и описанными ниже проблемами. Когда вы почувствуете, что спокойно можете сыграть роль любого из участников столкновения — школьного инспектора или директора школы, — то это означает, что вы готовы к выполнению упражнения. Преподаватель назначит вас на роль школьного инспектора или на роль ди-ректора школы и объяснит, при каких обстоятельствах между ними произошло столкновение.
Исходная информация
РАЙОН. Население 60000 человек. Ценности, связанные с образованием, консервативны. Район типичен для районов подобного размера.
ШКОЛЬНЫЙ ИНСПЕКТОР. Имеет докторскую степень в области руководства школами. Стаж в народном образовании 20 лет. На данном месте работает пять лет; приехал из другого штата. Добивался успехов в улучшении школьного образования, но действует осторожно.
ДИРЕКТОР ШКОЛЫ. Имеет степень магистра в области руководства школами. Это вторая школа, где он директорствует. Пять лет работает директором школы; стаж в народном образовании девять лет. На данном месте работает два года. Приехал из другого штата. Его предшественник ушел на пенсию, 35 лет проработав учителем и директором (из них 15 лет директором данной школы).
ШКОЛА. Построена три года назад; современный проект; современное оборудование; традиционная программа.
УЧИТЕЛЯ. В педагогическом коллективе школы примерно в равных соотношениях представлены учителя разного возраста, обладающие различным опытом, с различными философскими взглядами, использующие разные методики и т. д.
Проблемы ВАНДАЛИЗМ. Проявления явно учащаются. Технический персонал школы жалуется, что часто
приходится иметь дело с разбитым кафелем, сломанными перегородками в туалетах, разбитыми зеркалами, испачканными стенами, засоренными раковинами, сломанными кранами.
ДИСЦИПЛИНА. Дисциплинарных взысканий очень много (заместителя директора обычно ждут два или три учащихся). Секретари жалуются на шум; родители расстраиваются, когда приходят в школу.
Каждые несколько дней происходит драка. Кроме того, в буфете учащиеся кидают друг в друга продуктами, а работники буфета говорят, что учащиеся , в грубой форме выражают претензии к качеству пищи и вообще невежливы.
УЧИТЕЛЯ. Учителя старшего возраста жалуются на «вседозволенность»; они говорят, что при прежнем директоре обстановка в школе была лучше, а учащиеся знали свое место. Они сомневаются в необходимости проведения дискуссий на занятиях, практических внеклассных работ и тому подобного. Молодые учителя хотят двигаться вперед; им нравится свободная обстановка в школе. Обычно у них на уроках более шумно, чем у учителей-ветеранов, потому что они больше поощряют дискуссии и практические работы.
РОДИТЕЛИ. За последние месяцы в редакцию местной газеты пришло несколько писем от родителей, в которых были подняты проблемы дисциплины в школе и явно недостаточной строгости педагогов; авторы писем считают, что надо меньше уговаривать учеников и больше действовать. Некоторые родители жалуются, что старые учителя часто относятся к ученикам несправедливо; этим родителям нравится большинство молодых учителей и их методы преподавания, но и они активно критикуют имеющиеся недостатки.
Глава 6
КОНФОРМИЗМ
Все мы являемся членами различных групп. Семья, друзья, одноклассники и сотрудники на работе могут быть важными референтными группами. Формируя и подкрепляя свои представления о «социальной реальности», мы зависим от этих групп. В отличие от физической реальности, о которой можно судить непосредственно (например, если на улице дождь, мы знаем, что надо взять с собой зонтик), подтверждение информации о социальной реальности (например, подходит ли это платье для определенного случая) зависит от мнений других людей. Согласно ставшей уже классической формулировке Леона Фестингера, власть групп, позволяющая им навязывать нам согласие, или конформизм, объясняется тем, что для поддержания уверенности в правильности наших представлений о социальной реальности нам необходимы мнения других людей. Поскольку большая часть наших установок основывается скорее на субъективной, чем на объективной реальности, наша зависимость от других людей может быть очень мощной силой, толкающей нас к конформизму.
Конформизму посвящено огромное число социально-психологических исследований. В большинстве этих исследований изучаются условия, которые с наибольшей или наименьшей вероятностью порождают конформизм, и демонстрируется власть большинства. Однако в последнее время растет количество работ, в которых рассматривается противодействующее влияние стойкого меньшинства.