Специальная психология и коррекционная педагогика
Тема 1. Введение в учебный курс
Цели, предмет и задачи курса. Понятие ограничение возможностей и инвалидность. Концепция последствий болезни. Ограничение жизнедеятельности и социальная недостаточность. Классификация ограничения жизнедеятельности. Классификация социальной недостаточности. Личностная реакция на дефект. Патологическое развитие личности по дефицитарному типу. Социальные институты помощи людям с ограниченными возможностями.
Тема 2. История становления специальной психологии
Объективные причины изучения отклонений в развития. История становления представлений о дефекте и аномальном развитии. Древний мир, средневековье. Эпоха Возрождения - гуманизация отношений к аномалиям развития (Феликс Платер, Эразм Ротердамский, Ян Амос Каменский). Клинический этап становления: Филипп Пинель, Жан-Этьен-Доминик Эскироль, Эмиль Крепелин. Становление коррекционной педагогики: Иоганн Генрих Песталоцци, Жан Итар, Поль Гонкур, Мария Мантессори Всеволод Петрович Кащенко. Собственно психологический этап: Григорий Иванович Россолимо, Лев Семенович Выготский. Современный этап: Г.Е. Сухарева, М.С. Певзнер, С.Я. Рубинштейн, Т.А. Власова, С.А. Беличева. Основные понятия курса: развитие психики, аномальное развитие психики, дефект, структура дефекта, дезонтогенез, дезонтогения. Факторы и условия развития.
Тема 3. Дезонтогения по типу стойкого общего недоразвития: умственная отсталость
Этиология, патогенез и классификация умственной отсталости (МКБ 10). Критерии умственной отсталости. Особенности развития ребенка с умственной отсталостью. Особенности фенотипа при умственной отсталости, сигмы дезэмбриогенеза. Психические особенности детей с умственной отсталостью: особенности мышления, памяти, внимания, поведения, эмоционально-волевой сферы.
Методы диагностики отклонений умственного развития: методики диагностики нарушений памяти, внимания, мышления. Метод наблюдения ребенка в игровой деятельности. Обучение умственно отсталых детей. Специальное образовательное учреждение для детей с умственной отсталостью. Олигофренопедагогика: основные подходы к обучению и воспитанию. Устройство необучаемых детей с умственной отсталостью.
Тема 4. Дезонтогения по типу задержанного развития: ЗПР
Этиология, патогенез. Основные виды ЗПР: гармонический инфантилизм, соматогенная и психогенная ЗПР, ЗПР церебро-органического генеза. Эмоционально-волевые особенности детей с ЗПР, произвольная регуляция поведения. Особенности мышления, памяти, внимания, уровня притязаний. Дифференциальная диагностика ЗПР с другими состояниями - умственной отсталостью, деменцией, грубой педагогической и социальной запущенностью. Особенности организации коррекционного обучения детей с задержкой психического развития.
Тема 5. Дезонтогения по типу поврежденного развития: деменции
Понятие о психическом заболевании. Органические, эндогенные, психогенные психические заболевания. Изменение когнитивной сферы в болезни: изменение внимания, памяти; снижение процессов обобщения, динамической стороны мышления. Изменение личности в течение психического заболевания: огрубление, гротескность, снижение и нарушение социальной и трудовой адаптации. Определение деменции. Виды деменции. Органические деменции. Деменции при эпилепсии, шизофрении. Психологическая диагностика и дифференциальная диагностика.
Тема 6. Дезонтогения по типу дефицитарного развития: психология глухого ребенка
Этиология и патогенез глухоты и тугоухости. Нейросенсорная и проводящая глухота (тугоухость). Особенности внимания, памяти, ощущения и восприятия глухого ребенка. Особенности развития речи и мышления здорового и глухого ребенка. Личностная реакция ребенка на ограничение возможностей слуха в подростковом возрасте. Особенности личности и деятельности глухого ребенка. Основные подходы к обучению глухих и слабослышащих детей. Организация работы специальных коррекционных школ 1 и 2 вида (глухих и слабослышащих).
Тема 7. Дезонтогения по типу дефицитарного развития: психология слепого ребенка
Клинические критерии слабовидения и слепоты. Особенности развития слепого ребенка. Развитие компенсаторных механизмов восприятия слепого ребенка за счет слуха и осязания. Личностная реакция ребенка на дефект - в том числе в подростковом периоде. Особенности личности и деятельности слепого ребенка. Обучение слепых детей. Организация обучения в спец. коррекционных школах 3 и 4 вида (слепые, слабовидящие).
Тема 8. Дезонтогения по типу дефицитарного развития: психология ребенка с ДЦП
Специфика двигательного развития при детском церебральном параличе. Структура нарушения, формы ДЦП. Особенности познавательной деятельности при ДЦП. Особенности развития речи у ребенка с детским церебральным параличем. Особенности личности и деятельности ребенка с ДЦП. Коррекционное обучение детей с ДЦП.