Общая характеристика эпохи Возрождения
Классической страной Возрождения была Италия. Уже в конце XIII в. появились ростки нового мировоззрения и нового искусства (Проторенессанс – конец XIII-XIV вв.); яркое развитие эта культура получила в XV веке (Раннее Возрождение (кватроченто) – XV в.) и достигла вершины в начале XVI в. (Высокое Возрождение (чинквеченто) – (1490 – 1530 гг.).
Ренессанс изживает себя в Италии в 30-х гг. XVI в., но в Венеции он продолжается до конца столетия.
Почему классическая страна Возрождения – Италия?
На Аппенинском полуострове раньше начали складываться экономические отношения. По географическому положению города Италии стали центром международной торговли и банковского дела. Флоренция, Пиза, Сиена, Генуя, Милан, Венеция отличались политическим укладом. Италия представляла ряд независимых областей и городов с республиканской формой правления.
В Италии была заново открыта античность: извлекали из хранилищ и земли обломки колонн, прекрасные греческие и римские статуи, барельефы.
Складывается совершенно иной взгляд на человека и окружающий мир. Главным в новом – гуманистическом мировоззрении стало необыкновенно высокое представление о человеке. Человек был объявлен центром мироздания и мерой всех вещей, творцом самого себя. Утверждалось его высокое предназначение, достоинство и ценность, его безграничные возможности.
Идеалом стала гармоническая, сильная, духовно богатая, всесторонне развитая (homo universale – человек универсальный) личность.
Свобода – вот самое драгоценное приобретение человека эпохи Возрождения. В Мантуе была открыта 1-ая гуманистическая школа Витторио да Фельтре «Дом радости».
В 1436 году Гуттенберг изобрел первый печатный станок. Больших успехов достигают астрономия, география, анатомия, математика. Христофор Колумб открыл Америку. Васко де Гамо открыл морской путь в Индию.
Литература в силу своих возможностей наиболее многогранно выразила эту сложную эпоху.
В Италии – Данте Алигьери (1265-1321). "Новая жизнь", «Божественная комедия»., тема любви и смерти звучит по новому: побеждается смерть не страстью, а духовным чувством.
" Основоположник авантюрной новеллы – Джованни Бокаччо (1313-1375). В "Декамероне", сборнике новелл, развернута широкая картина быта и нравов итальянского общества.
Франция: Франсуа Рабле (1494-1553) – писатель, врач, разносторонний ученый. Самым известным стал роман "Гаргантюа и Пантагрюэль". Мишель де Монтень (1533-1592) – современники называли его французским Сократом, а его "Опыты" – "катехизисом всех честных людей".
Испания: Мигель де Сервантес (1547-1616) – "Дон Кихот".
Итак, если у истоков культуры Возрождения стоит могучая фигура гениального Данте, то завершает эпоху Уильям Шекспир: все его произведения пронизаны гуманистическими идеями.
Ренессансный театр начал свой путь значительно позднее, чем литература и изобразительное искусство. Уже были созданы произведения великих поэтов, писателей, художников Ренессанса и Высокого Возрождения, а на городских площадях все еще ставились средневековые мистерии, "чудеса", "фарсы".
В середине XVI века в Италии родился первый профессиональный европейский театр эпохи Возрождения – Комедия дель арте (Комедия масок). Спектакли этого театра представляли актерские импровизации, со вставными музыкальными и танцевальными номерами. Но глубоко понять свою эпоху, выразить ее идеалы и противоречия, комедии масок было не по силам:".
Театр – искусство массовое и демократичное. Расцвет театрального искусства наступил в конце XVI – начале XVII вв., но уже не в Италии, а в Испании и Англии.
Имелись актерские труппы, бродячие труппы и появились театры типа актерских товариществ (шекспировский "Глобус" в Лондоне) или частные антрепризы. Ведущими жанрами стали драма и трагедия. На подмостках театра герои постигали зло мира, ополчались против него и гибли. Но оставался жить идеал, мечта. Это составляло пафос театра Возрождения.
Музыка в эпоху Возрождения не достигла той масштабности и величия, каких достигли литература и изобразительное искусство. Основа музыкальной культуры – духовная музыка: мессы, мотеты, гимны, псалмы.
Возникает потребность в светской музыке. Создавались произведения различных жанров (мадригал, песня, канцона, виланелла), танцевальная музыка (вариации, прелюдии, рондо и др.).
В 1503 году Петруччи изобрел нотопечатный станок и записи музыки получили широкое распространение. Музыка звучала повсюду. Появляется мадригальная комедия – одна из предтеч оперы и балета.
В XVI в. музыкальных инструментов в обиходе было больше, чем сейчас. Орган, клавесин, клавикорд, виола, скрипка, флейта – инструменты XVI века. Возникает само понятие "композитор".
Завершается эпоха Возрождения возникновением новых музыкальных жанров: сольной песни, оратории, оперы. Первая в мире опера – "Дафна" Я.Пери, 1594 г.
Изобразительное искусство воплощало ренессансное представление об идеале, мечту о прекрасном, гармоничном человеке, веру во всемогущество разума. Однако, делая по существу, смыслом своего творчества человека и окружающий его мир, художники продолжали создавать произведения на традиционные религиозно-мифологические сюжеты. Утверждалась "богоподобность" реального человека.
Для художников Возрождения, влюбленных в человека и земной мир, изобразительным принципом стало подражание природе, жизнеподобие: картина строилась как "окно в мир", как нечто реально увиденное. Преклонение перед красотой мира, и человека, соединялось с их изучением, искусство опиралось на достижения различных наук – да и сами художники нередко были учеными, инженерами (Брунелески, Альберти, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Дюрер). Изменилась и структура мира искусства. Рядом с монументальной живописью и скульптурой, которые были связаны с архитектурными сооружениями – получает развитие станковое искусство. Ведущую роль уже играет не архитектура, как в Средние века, а живопись.
-складывается система жанров:
-религиозно-мифологический;
-исторический;
-бытовой;
-пейзажный;
-портрет.
Появляется новый вид искусства – гравюра, и важную роль обретает рисунок.