С. 3.1. Схема получения информации «обратной связи»
мм |
Вторая («слепая») зона указывает на мнение других о данной иршости, которое ей до определенной поры неизвестно и которое по мере «обратной связи» оказывает в последующем воздействие и.I поведение человека. Третья («скрытая») зона заключает сведения о таких особенностях, которые другим недоступны или пока и. и шестны из-за замкнутости человека, его нежелания «раскрыться», краткости знакомства и т.п. Четвертая («неизвестная») зона нит информацию о потенциальных возможностях индивида, орые ни ему, ни окружающим неизвестны, но которые способ-проявиться при каких-то экстремальных обстоятельствах.
I............ ш< иной жизни особенности темперамента, характера »
,.. ■<ш мн могут проявляться в самых разнообразных формах, при-
........... •!иму ■риличностным и межличностным конфликтам.Вуслови-
щиой профессиональной деятельности к основным из ни> щиц ролевой конфликт, теснейшим образом связанный с со-I гнусом человека.
это позиция человека в социальной системе, которая I II .к-г определенные обязанности и права. Конкретное лицо
........ ь несколько статусов, но чаще всего только один из них
к I его общественное положение. Таковым, например, мо-
<| социальный статус рабочего, фермера, инженера, врача,
штильного служащего, государственного чиновника и т.п.
шичие от статуса, который обозначает место, занимаемое
гмым лицом в данной общности, социальная роль представля-
N совокупность действий, предпринимаемых личностью для
г-кдения своего статуса. Иными словами, каждый статус —
• рода набор ролей.
| штильная роль обычно рассматривается в аспектах ролевого
....... ия и ролевого исполнения. Если данная личность не играет
роли, которую от нее ожидают, она вступает в конфликт с пиитью — конфликт ролевого ожидания. К примеру, человек. рннный руководителем коллектива, оказался не способным обес-1М1, выдвижение и отстаивание общих интересов; в результате щ отказывают ему в доверии и добиваются отстранения от дол-
| МОСТИ.
Если работнику не удается гармонизировать несколько возло-| иных на него ролей, возникает конфликт между ролями — конфликт ролевого исполнения. Например, в ситуации, когда начальник отдела вычислительного центра организации требует от | <>1 рудников ускорить компьютерную обработку цифровой информации, хотя поспешность в этом деле чревата появлением ошибок. Я руководитель участка, озабоченный качеством выполняемой работы, настаивает на более тщательной обработке данных, даже допуская при необходимости замедление темпов, операторы оказываются в затруднительном положении из-за невозможности ис полнения несовместимых в данном случае ролей.
Нередко внутриличностный конфликт принимает форму функ ционального дискомфорта. Это происходит тогда, когда профессио нальная (трудовая, хозяйственная) деятельность наталкивается на ощутимые помехи в виде отсутствия необходимой информации из 30 неотлаженности коммуникативных связей, убеждения работам ка в неспособности успешно справиться с возложенными на неги обязанностями, несовпадения служебных требований с личными потребностями и ценностными установками, чрезмерной загружен
ности работой или, напротив, скуки от вынужденного безделья. Каждая из названных причин по отдельности, и тем более вместе взятые, снижают социальный статус работника, больно бьют по его престижу, самолюбию и чувству собственного достоинства.
Особенно остро воспринимаются ситуации, когда упреки и обвинения обрушиваются на работника без каких-либо на то оснований, когда его обделяют нужной информацией, не привлекают к обсуждению и решению вопросов, в которых он достаточно компетентен, когда обходят признанием и заслуженной наградой, ставят под дополнительный контроль или вовсе под подозрение. Любое подобное ущемление порождает негативную реакцию, пробуждает в человеке разрушительные начала. Камнем преткновения становятся сомнения, чувство вины, страх, озлобленность, цинизм, зависть и т.п.
Между тем сомнение, подобно ржавчине, разъедающей железо, ослабляет волю, обрекает человека на нерешительность. Страх парализует способность мыслить и рационально действовать. Зависть, если она к тому же «черная», вызывает раздражающие сравнения, провоцирует предубеждения, неприязнь и даже ненависть. Человек теряет уверенность в себе, впадает в крайности — становится излишне упрямым, ворчливым, злым и агрессивным, демонстрирует пицемерие, угодничество и приспособленчество либо, пребывая постоянно в плохом настроении, намеренно избегает общения с Коллегами. Последствия сопровождаются ослаблением интереса к делу и снижением эффективности в работе. В таких случаях, по расчетам специалистов, на 20—40% падает производительность труда.
Функциональный дискомфорт ведет к тому, что человек оказы-нается перед фактом и внутреннего дискомфорта, вызываемого, как правило, трудным решением в сфере рационального и эмоционального, необходимостью выбирать между желаемым и должным, вы-юдным и опасным, интересным и скучным. При этом приходится иметь дело с разными способами действий, которые ведут к неоднозначным, а иногда и к прямо противоположным последствиям.
Сама жизнь изо дня в день ставит людей перед дилеммой — • нсдовать инстинктивным потребностям или социальным нормам, пГмцим интересам или личной выгоде. Трудности выбора и неизбежность уступок порождают кризис мотивов и их реализации, ве-п г к расстройству планов и надежд, что, конечно же, отрицательно отражается на внутреннем, духовном состоянии человека. Цнутриличностный, равно как и межличностный, конфликты вы-1Ы1ШЮТ серьезные сбои в согласованности общих усилий, нарушали рабочий ритм и деловой настрой.
И21
3.2. Групповые интересы и цели
Понятие «социальная группа» определяют по-разному, в зависимости от того, на что делается акцент, особый упор. Но непременно фиксируются схожие признаки: призвание действовать сообща, учет устремлений каждого, без чего группы, как таковой, просто не может быть.
Зарубежные социологи и психологи считают социальной группой объединение индивидов, определенным образом взаимодействующих друг с другом, осознающих свою принадлежность к данной общности и признаваемых ее членами с точки зрения других Они, следовательно, отдают приоритет коммуникативным и эмо циональным связям. Соответственно, в американском учебнике «Основы менеджмента» констатируется: группа — это два или более лица, которые взаимодействуют друг с другом таким образом, что каждый оказывает влияние на других и одновременно находится под их влиянием.
Отечественные специалисты признают социальной группой объединение людей, имеющих общий социальный признак, выполняющих необходимую функцию в общественном разделении труда.Они. следовательно, обращают внимание больше на общий настрой и единство целей, утверждая, что социальная группа — это относи тельно устойчивое взаимодействие двух или более лиц, имеющих общие интересы, ценности и нормы поведения.
По размерам социальные группы различаются как малые (семья, рабочая бригада, кружок друзей и т.п.), средние (объединение лю дей в пределах крупного предприятия или отдельного региона), большие (в масштабах отрасли, страны). В плане управления персо налом в первую очередь привлекают внимание малые группы, ко торые образуются на основе кооперации труда и служебной дея тельности, отличаются небольшой численностью (от 2 до 15—20 человек), непосредственной контактностью, т.е. возможностью всех членов группы постоянно общаться друг с другом, а также тем, что неделимы и первичны, т.е. могут входить в более широкую об щность в качестве ее структурной части.
По регламентированности группы делятся на формальные (офи циально регистрируемые) и неформальные, образуемые без офи циального признания. К первым относятся, например, рабочие груп пы, производственные бригады и т.п., а ко вторым — кружки пи интересам (семейным, спортивным, самодеятельным, садово-ого родным и т.д.), товарищеские объединения земляков, ветераном войны и труда, молодых специалистов и др., не предусматриваемые какими-либо штатными расписаниями.
Управленцы официально, де-юре, признают лишь формальные группы. Но они считаются и с существованием де-факто неформальных общностей, которые как составные элементы микросоциальной системы (организации, предприятия) оказывают значительное влияние на персонал, результаты совместного труда и поведение работников.
По структуре и составу малая группа складывается под влиянием как внешней по отношению к ней социальной среды, так и ннутригрупповых связей. Специалисты по менеджменту полагают, что оптимальной является формальная группа не более чем из 7—9 человек. Излишняя численность, по их мнению, осложняет общение между членами группы, мешает достижению согласия, усиливает тенденцию к обособлению неформальных группировок.
Предпочтительнее, чтобы в состав группы входили несхожие по темпераменту и характеру личности, чтобы объединялись люди, имеющие свои, к тому же разные подходы к решению общей задачи, отстаиванию групповых интересов и целей. На практике, одна-|'|, это удается редко.
Наряду с размерами, регламентированностью, структурой и сонном группы принципиально важны единые нормы, которым сле-|\ют члены группы. Это объясняется тем, что групповые требования не только подтверждают принадлежность к данной формальной и ми неформальной общности, но и дисциплинируют людей, коор-шпируют их совместные действия, поддерживают соответствую-1ЦНЙ психологический настрой, усиливают коллективистский (кор-шративный) дух.
И социально-психологическом плане группа выступает и должна » приниматься в первую очередь как субъект, как активно дей-шующая общность людей, объединенных совместными интереса-п1 и целями. Именно с этой позиции надлежит соотносить статусы роли, определяющие социальное поведение членов группы, вы-"шеиие ими тех или иных функций. I 1ужно считаться с тем, что отношения между людьми изначально ют социальный, общественный характер, различаясь, естественно степени значения социальных факторов — экономических, шческих, культурных. Как для ролевой концепции личности и гктивно-деятельностного подхода к человеку, так и для совре-|ОЙ социологии действия приемлемы в качестве основополагаю-' чедующие принципы: многомерное поведение человека можно и 1,1нить только в виде определенного набора социально-типич-ролей, которые он играет в общественной жизни; социальные пгпия сводятся к взаимодействию активно проявляющих себя
I |
" гей; деятельность субъектов всегда предметна, содержательна, ил. творчески направлена и непременно совместна.
О |
Роль индивида в группе может быть непосредственно целевой.Это
происходит в том случае, когда член группы проявляет себя, например, как инициатор, предлагающий новые идеи, решения и т.п.; как информатор, занимающийся сбором нужных сведений, их обобщением и доведением до участников группы; как катализатор различных мнений и суждений, подкрепляющий их соответствующими комментариями; как координатор совместных действий. Роль индивида предстает поддерживающей,если участник группы проявляет заботу о поощрении отличившихся, показывает пример дружелюбия, душевности и отзывчивости, обеспечивает справедливую оценку достигнутых группой результатов.
При раскладе ролей какими-то особенными качествами выделяются отдельные личности, образуя вокруг себя некое «поле притяжения». Так, становятся заметными, лидирующими фигурами те, чье мнение авторитетно, чьему примеру следуют. Выявляется и «душа компании», способный блеснуть умением быть заводилой коллективных мероприятий вне работы — культпохода, рыбалки, вечеринки и проч.
Указанное обстоятельство также сказывается на ролевых различиях в группе. Человек может стать в ней ведущим, признанным лидером, увлекающим за собой других; он может быть по преимуществу и ведомым, объектом влияния со стороны других, а то и нежелательным аутсайдером (А и Б рис. 3.2).
Рис. 3.2. Место лидера (А) и ведомого (Б) в группе
Если представить схему взаимосвязей в группе из 7 человек м исполняемых в ней ролей (рис. 3.3), то по направлениям влияния нетрудно определить, кто в данной группе лидер (4), кто наиболп коммуникабельный (2), а кто ведомые (5 и 6).
Из вышеизложенного можно заключить, что оптимально фуш ционирует та малая социальная группа, чей размер, статусное пи ложение и структура соответствуют ее задачам, а состав вбираа личности с несхожими чертами характера и темперамента, чьи о(> щие интересы и цели создают подлинно коллективистский настрои
в
Рис. 3.3. Схема взаимосвязей в группе
поддерживая активную роль всех членов группы. К этому следует добавить, что к непременным условиям жизнеспособности социальной группы относится также атмосфера межличностных отношений, нравственный и социально-психологический климат,что важно для шобого коллектива.
Психологическая атмосфера — это характеристика психическо-ю, душевного состояния людей, объединенных в группу, преобла-пающих в коллективе настроений, степени удовлетворенности со-нместным делом и комфортного самочувствия, возможностей каждого рассчитывать на внимание окружающих, пользоваться их признанием и уважением. Нравственные основы группы, коллекции в целом, выражая те моральные принципы и нормы, которые поступают в виде неких идеалов добра, ориентиров долженствования, справедливости и личного достоинства, обусловливают хорошее настроение людей, их социальный оптимизм. Обычно этому • пособствуют дух солидарности и сотрудничества, схожесть прояв-I тмых коллегами по работе эмоций и поступков, их уверенность в
| |
<>ей нравственной защищенности при взаимном общении. Социально-психологический климат означает главным образом ношение людей к труду и друг к другу. В нем выражаются как юйчивость официального статуса работников, так и проявление неформальных ролей, восприятие общественного мнения и сле-иание сложившимся традициям. Можно утверждать, что соци-ыю-психологический климат представляет собой суммарный и|>ект от всех элементов, составляющих группу. Конфликты внутри группы с необходимостью обусловливаются НИ взаимосвязями, которыми обычно пронизаны отношения участниц совместной деятельности. Это, как правило, конфликты не ■СДу отдельно взятыми личностями, а серьезные расхождения I ну личностью и группой либо между группами, если берутся ■ричные, средних размеров коллективы. Возможность влиять на развитие событий у конфликтующих с уппой бывает разной. Она, естественно, шире у тех, кто отстаи-
вает общие интересы и цели. Менее привлекательной и значимой оказывается позиция того или тех, кто, преследуя голько свой собственный интерес, покушается на групповые пристристия и предпочтения. При каждом разногласии, сопровождаемом спорами и открытым конфликтом на организационной или эмоциональной почве, на недовольстве чем-то, групповым целям придается приоритетное значение, что закономерно, поскольку такие цели по сути выражают основной группообразующий признак, оправдывают само существование данной группы.
Указанное обстоятельство подчеркивает важность групповых норм. Прежде всего потому, что любые социальные связи представляют собой ценностно-нормативную систему. Социальное поведение, в том числе и в группе, регулируется тем или иным набором правил — добровольно принимаемых и обязательных, желательных и должных. Внутри групповых отношений просто не существует без сложившихся (подчас спонтанно, стихийно) и разделяемых большинством объединенных в группу лиц нормативов. Этим отношениям присуща референтность — свойство, в котором отражается зависимость участника социальной группы от других ее членов, ориентация личности на утвердившиеся в группе ценности, в частности традиции и общие нормы поведения.
Групповые нормы выполняют существенные функции. Они служат не только своего рода ориентиром в отношениях между личностью и группой, позволяя согласованно исполнять совместную деятельность, но и обеспечивают предсказуемость поведения участников группы в различных ситуациях, включая и конфликтные. Через них в конечном счете обнаруживаются мотивы объединенных в группу людей. В свою очередь, мотивация в той или иной форме, теми или иными методами воздействует на человеческое поведение при достижении как личных, так и групповых целей. Ее эффективность определяет и отношение к совместному труду, и сотрудничество работников. Она во многом сказывается на партнерских отношениях и согласии относительно общих интересов.
Так, В. Зигерт и Л. Ланг —- авторы известного пособия «Руководить без конфликтов» — перечисляют до 12 общих норм, которыми, как они считают, надлежит руководствоваться, чтобы обеспечивать солидарность и деловое сотрудничество в социальной группе. В суммированном виде эти правила сводятся к следующим пунктам.
1. Цель и типовые условия совместной работы, т.е. программа, сроки, порядок финансирования и др., должны быть ясны и ПОНЯТНЫ всем партнерам; также все должны быть ознакомлены с за-' 1Ч(МИ ДРУГ друга.
' Ниимононимание и свободный обмен информацией исклю-ЧЧ1. и .т. и I 1 М11 .г! успеха общего дела; вся информация должна
поступать к координатору группы, чтобы можно было сразу же передавать ее тем, кого она касается.
3. Никто не вправе настаивать на своем варианте решения, а надо быть готовым пойти на компромисс и изменить свое мнение в пользу другого, обещающего общий успех; если решения принимаются не совместно, они должны быть понятны всем и соответственно обоснованы.
4. Комбинация сильных сторон партнеров и нейтрализация слабых — необходимость в интересах всей группы.
5. Стремление к выгоде для себя за счет других — серьезная помеха сотрудничеству; всем следует придерживаться единых «правил игры».
6. Каждый отвечает за свой участок; в случае же достижения того или иного успеха нужно поощрять всех, имеющих к нему отношение.
Реализация этих и подобных им групповых правил — дело, конечно же, сложное. Оно может быть и нередко становится источником противоречий, разлада и раздоров, переходящих в конфликты. В жизни практически каждый упирается в незримую грань между обязательностью общепринятых правил и нежеланием автоматически следовать неким стандартам, в том числе и «среднегруппо-вым». Особенно, если речь идет об оценке трудового вклада работника, признании его заслуг, достойном вознаграждении.
К примеру, только на первый, поверхностный взгляд может показаться безобидной и справедливой процедура распределения в группе дополнительных, в частности премиальных, выплат всем поровну. В действительности же такая уравниловка многим не по душе, часто вызывает бурю внутреннего возмущения и неприятия. Раньше или позже эти эмоции выплеснутся наружу. Но того хуже: уравнительность отрицательно сказывается на деловой активности, ослабляет стимулирование и всю трудовую мотивацию.
Сбои в мотивации трудовой деятельности с неизбежностью ведут к конфликтам. И это естественно, поскольку в отношении к 1 РУДУ происходит пересечение потребностей, интересов и ценнос-1СП, сплавляются воедино мотивы, как главные внутренние, субъек-Гивные причины тех или иных поступков, во многом реализуются побудительные причины личного и группового поведения, связанные с удовлетворенностью или неудовлетворенностью трудом.
Но-первых, на удовлетворенности трудом сказывается В38ИМ0 иипяние двух ролевых позиций работника, проистекающих, | од ион стороны, из его функций в данной организации и Н1 ( 10( М рабочем месте, а с другой — из его обязанное гей главы И КОРМИЛЬ >>| 1 емьи. Посредничество между этими ролями ДОЛЖНО о. уще( Г1 Питься оплатой труда, ибо заработная плити о< К 1ИЧИН1 могу!
служить веским показателем общественного признания, социальной ценности работника и вместе с тем основанием его самочувствия и благосостояния семьи. Вполне естественно поэтому, что большая часть социально-трудовых конфликтов, в том числе и в России, начинается с проблем заработков — их величины и своевременности выплаты.
Во-вторых, на отношение к труду сильно влияют восприятие и оценка содержания работы — того, что приходится делать на рабочем месте, чем заниматься в пределах своих служебных обязанностей. Потому-то проблемы содержания и организации труда, условий и престижности работы часто порождают конфликтные ситуации, сигнализируют о неблагополучии в трудовых отношениях.
В-третьих, удовлетворенность трудом в большой степени зависит от взаимодействия работников в процессе совместной работы, от слаженности и эффективности общих усилий, от того, насколько здоровой складывается морально-психологическая атмосфера В коллективе. Конфликты на этой почве могут как улучшать социально-психологический климат в организации, так и приводить к серьезным осложнениям в межличностных отношениях.
В-четвертых, важнейшей предпосылкой отношения к труду является смысл самой деятельности, т.е., собственно, во имя чего человек работает — ради только заработка или более широкого круга ценностей. Это наряду с заработком, содержанием труда и отношениями с коллегами по совместной работе определяет уровень удовлетворенности (или неудовлетворенности) работой, профессией, трудом в целом.
Как отечественный, так и зарубежный опыт общественного развития дает основания считать, что отношение людей к работе, трудовой деятельности наиболее явственно выступает в трех формах: экономической — с опорой на материальную заинтересованность, рыночный спрос и предложение; административной — с узаконенными правовыми нормами, принуждением под угрозой наказания за нерадивость или регламентированным поощрением за усердие; нравственной — с проявлениями свойственного людям воодушевления и творческой инициативы, привычной потребности в труде. Наибольший эффект достигается тогда, когда есть простор для всех трех форм. В случае ослабления или искусственного усиления одной из них происходит деформация — система трудовой мотивации нарушается и не приносит ожидаемых результатов.
В любой организации межличностные и внутригрупповые отношения преимущественно формируются на основе деловых связей. Общих интересов и целей. В идеале они должны направляться к тому, ■ ■ о питать благоприятную психологическую атмосферу, обес цому работнику душевный комфорт, предупреждать и
прерывать отрицательные эмоции, стрессовые состояния. «Где лад, там и клад» — так оценивает русская пословица значение добрых отношений. Без соблюдения этого простого и в общем-то естественного требования невозможно избежать нежелательных конфликтов, разрушающих согласие между людьми.
При всем разнообразии межличностный конфликт — это по преимуществу эмоциональный феномен. Он фактически всегда означает столкновение темпераментов, характеров, пристрастий, нравственных предпочтений. Его мотором, превращающим общение в сложную социально-психологическую драму, являются чувственные возмущения независимо от того, что их непосредственно вызывает — деловое ли разногласие или сугубо личные переживания. Однако в любом случае подобный конфликт не может быть понят вне практической деятельности людей, без учета и анализа тех взаимодействий, которые складываются в процессе совместной работы.
Еще в большей мере это относится к внутригрупповым и межгрупповым конфликтам. Кооперация труда во всех ее формах может служить как прочным основанием сотрудничества и здоровой состязательности, так и почвой для произрастания расхождений, противостояния и жесткой конкурентной борьбы. Конфликт внутри группы и между группами возникает чаще всего тогда, когда нарушается нормальное функционирование людей, дает сбои согласованность усилий, проявляются различия в личных и групповых интересах. Вероятность такого конфликта тем выше, чем менее упорядочена и стабильна группа, чем ниже осознание ее сплоченности и целостности, чем слабее требования к соблюдению правил группового подведения.
Для изучения группового поведения, складывающихся в малой группе социально-психологических отношений используется социометрический анализ, позволяющий с помощью индексов, коэффициентов и т.п. давать количественную характеристику фактов социального взаимодействия. К распространенным инструментам подобного анализа относятся: во-первых, социометрические тесты | 1к один из приемов опроса людей с целью получения картины межличностных отношений в группе, «коллективного самовыражения» респондентов; во-вторых, социоматрицы, представляющие | обой таблицы с числовым или графическим обозначением резуль-ГЯТОВ исследования системы взаимоотношений внутри группы; и фетьих, социограммы со схематическим выражением таких от ношений.
Еще А.К. Гастев — известный энтузиаст научной организации
Груда в России, инициатор создания в 1920 г. Центрального ИНСТИ-
IV 1.1 груда — предупреждал: «В социальной облш ГИ ЦОЛЖН8 насту
тт. эпоха... точных измерений, формул, че|.................. рольных
калибров, социальных нормалей». Это время, можно считать, пришло, что и подтверждается возросшей значимостью социометрии в изучении процессов группового поведения, установлении причин внутригрупповых и межгрупповых конфликтов.