Тема 4. Механизмы управления групповым процессом
Групповая динамика – это процесс, на который можно воздействовать, ускоряя или замедляя его. Руководители используют для этого различные механизмы управления групповым процессом, владение которыми и составляет основу профессионализма ведущего психологических групп. Каковы же эти механизмы?
1. Одним из механизмов управления групповым процессом является грамотная постановка целей и задач работы группы. Именно цели и задачи будут в дальнейшем определять и состав группы, и психотехнические средства, и критерии оценки достигаемых результатов работы. Одной из распространенных ошибок начинающих консультантов-психологов является нечеткое, размытое представление о целях и задачах проводимой консультативной помощи и сосредоточение на собственных догадках, интерпретациях информации, своих чувствах. Консультанты, да и ведущие группы, так порой сильно увлечены подбором психологических приемов, упражнений, игр, что приводит в дальнейшем к бессмысленному манипулированию, опробованию различных психотехнических средств.
2. Другим механизмом управления групповым процессом еще на подготовительной стадии является улучшение подбора участников и организация рабочего пространства. Ведущий обязан помнить, что та или иная форма групповой работы, призванная решать конкретные поставленные задачи, требует соответствующего подбора и организации участников групп. Большое значение имеют индивидуально-психологические характеристики участников группы, жизненная ситуация, в которой находятся участники в данное время, количество человек в группе, гомогенность или гетерогенность группы и т.д.
Ведущий также учитывает и такие факторы, влияющие на работу в группе, как рабочее пространство и пространственное расположение участников группы. Наиболее эффективной пространственной формой организации группы является круг, который способствует наиболее оптимальному общению и установлению прямых контактов в группе.
3. Довольно эффективным и обязательным механизмом управления групповым процессом является выработка участниками группы совместно с ведущим правил и норм групповой работы. Правила и нормы способствуют установлению равноправных отношений в группе, атмосферы психологической безопасности и усилению чувства стабильности, а также позволяют в определенных ситуациях корректировать невыполнение норм. Кроме того, отдельные правила могут являться подкрепляющим стимулом в выработке нужных психологических качеств у участников группы. Например, правила могут способствовать обучению, оказывать эффективную обратную связь и поддержку друг другу.
4. Использование подготовительных или ориентирующих упражнений выступает действенным качественным катализатором развития группы. Подготовительные упражнения способствуют созданию атмосферы взаимного доверия, позволяют настроить участников на активное взаимодействие и снять у некоторых из них излишнюю тревогу.
Решению таких задач служат игровые упражнения, выполнение которых потенциально располагает к переживанию положительных эмоций и исключает психологические риски переживаний в связи с неуспехом или оцениванием личности. Эти упражнения «срывают с человека защиту». Психологическая защита – регулятивная система личности, направленная на устранение чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта. Она не всегда бывает успешной, так как может носить неадекватный характер.
Механизм психологической защиты преимущественно представляет собой бессознательные процессы. К ним относятся механизм подавления, отрицания, регрессии, изоляции, рационализации, конверсии. В результате могут формироваться такие негативные черты личности, как негативизм, появиться «ложные», замещающие деятельности, измениться система межличностных отношений. Хотя существуют и другие механизмы психологической защиты, которые могут способствовать и успешности в деятельности. Результатом успешной защиты является прекращение импульсов, провоцирующих тревогу.
5. Обучение целеполаганию участников группы – еще один механизм управления процессами взаимодействия и ожидаемых изменений. Данный механизм способствует повышение способности осознания собственной динамики участников. Умение определять свои актуальные жизненные задачи и ставить реалистичные цели достижения своих потенциальных возможностей помогает быть довольно успешным в собственном развитии и максимально использовать социально-психологические ресурсы группы.
Постановка индивидуальных задач участниками в начале групповой работы, инициируемая ведущим, позволяет делать групповую и индивидуальную психологическую работу более осмысленной, осознанной, целенаправленной и получать желаемые результаты. К функциям целеполагания относится построение образа желаемого результата, без которого невозможно его достижение. Кроме того, целеполагание позволяет лучше осознавать свои стремления и наделять ценностью те жизненные изменения, которые соответствуют собственным устремлениям. Такое более четкое осознание своих личностных достижений способствует получению эмоционального удовлетворения и большей гармонизации личности в целом.
6. Достижение группой психотерапевтического эффекта во многом зависит и от способностей и умений ведущего устанавливать доверительные отношения. К важным психологическим механизмам установления доверия относится эмпатия – способность сопереживания и понимания другого человека на уровне чувств, возможность переживания тех же эмоциональных состояний в данный момент, что и партнер по общению.
7. Лучше понять, настроиться на одну волну с клиентом позволяет еще один механизм - раппорт. Под раппортом (от франц. rapport – связь, сообщение) широко понимается присоединение к другому человеку на вербальном и на невербальном (присоединение к позе тела), психофизиологическом уровне. М. Эриксон в качестве важного элемента раппорта рассматривает «физиологическое присоединение», в частности синхронизацию дыхания консультанта с дыханием клиента.
8. Эмоциональная поддержка ведущего имеет огромное значение в развитии процесса важных изменений в состояниях, процессах и свойствах участников групп. Она может осуществляться в высказываниях, отражающих ободрение, сочувствие, и готовности эмоционального принятия. Эмоциональная поддержка может использоваться не только как инструмент для установления контакта, но и как средство регулирования содержательной стороны поведения. Избирательное подкрепление определенных действий, высказываний может способствовать самораскрытию и эффективному изменению участников группы.
9. «Стимуляция» - это побуждение к размышлениям в каком-то определенном направлении, поиску решения определенных задач и высказываниям различного функционального значения. Основная цель использования «стимуляции» – максимальная мобилизация самостоятельной когнитивной деятельности участника группы в решении проблем. Стимуляция может строиться в форме вопроса. Существенную роль играет непрямая стимуляция, когда ведущий использует высказывания других членов группы для коррекции направления обсуждения.
10. Обучение искусству прямой коммуникации становится весьма эффективным за счет привлечения потенциала упражнений, направленных на усиление межличностной чувствительности и развитие умения устанавливать взаимоотношения.
11. Эффективность решения задач зависит от характера взаимодействий в группе. Развитию безопасного, психотерапевтического взаимодействия способствует умелое использование упражнений – катализаторов, предваряющих процессы в группе. В качестве таких «катализаторов» могут использоваться методики, выполняющие различные функции, например, ослабления дискомфорта участников, повышения групповой сплоченности и т.д.
12. Механизм обратной связи – один из главенствующих в работе группы. Чтобы обратная связь вызывала наименьшее сопротивление, необходимо придерживаться следующих правил.
Обратная связь должна
– быть желательной;
– носить максимально описательный характер (оценки в группе не даются);
– быть сближена с обсуждаемым событием.
Обратной связи мешает оценочное взаимодействие («Ну, ты и хам!»). Поэтому ведущий стремится к тому, чтобы в группе убирать все оценки.
Примеры оценочных высказываний: «Ты бездельник!»; «Ты совершенно не умеешь разговаривать с людьми!».
Примеры безоценочных высказываний описательного характера: «Опять ты не выполнил задание, и это меня огорчает»; «Ты сейчас не скрываешь своего недовольства, бурно его проявляешь, мне это неприятно и отбивает всю охоту слушать тебя».
Выделяют 3 уровня обратной связи: 1) описание событий, 2) разъяснение эмоциональной реакции, 3) объяснение мотивов поведения.
Обратная связь эффективна, если она:
– содержит намерение помочь,
– осуществляется с полным вниманием,
– выражается конкретно, прямо, а не косвенно,
– поощряет человека к формированию собственной оценки, а не к
восприятию чужих выводов,
– своевременна,
– содержит предложения об альтернативных способах поведения,
– проверена и отрегулирована (проверка: насколько полученная
информация совпадает с ощущениями других).
В ходе обратной связи в групповой работе должна установиться связь между эмоциональной отдачей и эмоциональным получением. Иначе будет происходить излишняя отдача или излишнее получение, что приводит к нарушению взаимоотношений.
В самом начале групповой работы, когда еще участники не достигли определенной степени доверия и испытывают трудности самораскрытия в группе, можно использовать прямые или косвенные наводящие вопросы для эмоционального «отреагирования» по завершении работы.
Например, ведущий может предложить ответить на следующие вопросы:
– Каким цветом вы бы нарисовали свое настоящее состояние?
– Как вы себя чувствуете сейчас?
– Как менялось ваше состояние в течение занятия?
– Возникали ли трудности в ходе занятия?
– Что показалось вам наиболее позитивным важным опытом?
13. Использование ритуалов. Ритуалами в групповой работе могут являться определенные постоянные формы приветствия в начале занятия и прощания по его окончании. Ритуалом также могут становиться отдельные упражнения, например упражнения, усиливающие степень проявления эмоциональной поддержки в группе. Среди таковых можно назвать упражнение «Восковая палочка»: группа образует тесный сомкнутый круг. Один из участников становится в центр круга, закрывает глаза, пытается расслабиться и падать в разные стороны. Окружающие не дают ему упасть и возвращают в вертикальное положение. Данным упражнением целесообразно заканчивать решение индивидуальных эмоционально тяжелых проблем участников, потребовавших много сил и энергии как центрального участника данной проблемы, так и других помогавших ему членов группы. Это упражнение также может весьма эффективно компенсировать недостаточно развитые навыки владения вербальными формами оказания поддержки и осуществление ее на языке телесности.
14. Другим механизмом в управлении групповым процессом может явиться умелое владение ритмом занятия. Хорошее чувство ритма деятельности ведущего позволяет своевременно и эффективно чередовать эмоционально насыщенные упражнения с рациональными, активизирующие с релаксирующими и т.д.