Раздел 1. Внутрисемейные отношения

Кафедра конфликтологии

Рассмотрено на заседании Ученого совета факультета конфликтологии Протокол № 6 от 31.01.2013 г. УТВЕРЖДАЮ Председатель Методического совета ________________ Розова Т.Н. «___»________________2013 г.

Опубликовано на основании решения
заседания кафедры конфликтологии
от 25 февраля 2013г.,пр. №7

Рабочая программа
учебной дисциплины

СЕМЕЙНЫЕ КОНФЛИКТЫ

Направление подготовки 034000.62 Конфликтология»
Профиль подготовки – Социально-трудовые конфликты
Квалификация выпускника - Бакалавр
Форма обучения – очная, заочная

Курс 4
Семестр 7, 8
Количество зачетных единиц – 6
Количество часов – 216

Санкт-Петербург
2013

  1. Цель и задачи освоения учебной дисциплины:

Цель курса «Семейные конфликты» – научить студентов анализировать феномены, связанные с семейной жизнью, с научных позиций, подготовить их к использованию стратегий разрешения конфликтов, по вопросам, связанным с семьей.

Задачи учебного курса:

  • познакомить студентов со структурой основных понятий, используемых в работе с семьей;
  • сформировать у студентов знания об основных подходах и стратегиях разрешения семейных конфликтов;
  • на основе современного состояния научного знания познакомить студентов с психологическими механизмами основных процессов, происходящих в семье;
  • сформировать у студентов базовые установки относительно организации и проведения консультативной беседы по семейным проблемам.

2. Место учебной дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина по выбору «Семейные конфликты» предназначена для студентов 4 курса, обучающихся по направлению 034000.62 «Конфликтология», и соответствует общим требованиям государственных стандартов, предъявляемым к подготовке бакалавров конфликтологии в высшей школе.

Данная дисциплина тесно связана с такими социальными и гуманитарными науками, как философия, психология и педагогика, социология, этика.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

В результате изучения дисциплины «Семейные конфликты» студент должен обладать следующими компетенциями:



  • владение научным мировоззрением, обладанием культурой мышления, способностью к восприятию анализа, обобщению информации, постановке исследовательских целей и задач, выбору научно-обоснованных путей их достижения и решения (ОК-1);
  • знаниями основных законов и особенности развития природы, общества и человека, способностью понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы (ОК-2);
  • способностью использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-3);
  • способностью анализировать социально-значимые процессы и проблемы, умением использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-4);
  • способностью использовать для решения социальных и профессиональных задач навыки работы с компьютером, программным обеспечением и сетевыми ресурсами (ОК-5);
  • умением обосновать научную картину мира на основе знаний о современном состоянии естественных наук (ОК-7);
  • осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, стремлением к саморазвитию, повышение своей квалификации и мастерства (ОК-8).
  • владение основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-9).
  • знанием истории эволюции предмета конфликтологии, природы конфликта, его структуры, видов, детерминирующих факторов, особенностей динамики протекания конфликтов в различных сферах, возможных способов работы с ними, условий, обеспечивающих предупреждение, разрешение и управление конфликтами и миром (ПК- 1);
  • способностью разрабатывать социальные программы, снижающие уровень конфликтогеннности в социальных сообществах и укрепляющие систему безопасности и мирных способов взаимодействия (ПК-9);
  • способностью реализовывать социальные программы, направленные на достижение мира, социального компромисса, позитивного консенсуса, толерантности в различных сферах жизни общества (ПК-10).

В результате изучения дисциплины студент должен:

иметь представления: об основных подходах к работе с семьей, сложившихся в мировой консультативной практике, наиболее известных представителях этих подходов, об установках, сложившихся в практической психологии применительно к анализу конфликтного взаимодействия в семье;

знать: основные методы и стратегии работы с наиболее типичными формами запроса применительно к работе с семьей, где можно при необходимости найти подробные и алгоритмизированные описания сложных форм работы;

уметь:с научных позиций анализировать ситуацию, при которой необходимо оказание помощи по семейным проблемам, решать практические задачи.

4. Структура и содержание дисциплины

Объем дисциплины и виды учебной работы

Очная форма обучения

№ п/п Наименование разделов семестр Трудоемкость (часов) Формируемые компетенции Формы текущего контроля (по неделям семестра)
всего аудиторные СР
всего лекц. Практ/ лаб сем.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Внутрисемейные отношения - ОК-1,2,8 ПК-1,9,10 Доклад
Супружеские отношения - ОК-2,3 ПК-1,9,10 Доклад
Детско-родительские отношения - ОК-4,5,7 ПК-1,9,10 Реферат
Психодиагностика семейных отношений - ОК-5,7,9 ПК-1,9,10 Доклад
Стратегии, стили поведения в семейных конфликтах - ОК-1,7,8 ПК-1,9,10 Доклад
Социометрические техники работы с семьей - ОК-7,8,9 ПК-1,9,10 Тестирование
Итоговая аттестация - Форма итоговой аттестации: ЗАЧЕТ
Итого - Всего зачетных единиц: 6

Зачная форма обучения

№ п/п Наименование разделов курс Трудоемкость (часов) Формируемые компетенции Формы текущего контроля
всего аудиторные СР
всего лекц. Практ/ лаб сем.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Внутрисемейные отношения - - ОК-1,2,8 ПК-1,9,10  
Супружеские отношения - ОК-2,3 ПК-1,9,10 Доклад
Детско-родительские отношения - - ОК-4,5,7 ПК-1,9,10  
Психодиагностика семейных отношений - ОК-5,7,9 ПК-1,9,10 Доклад
Стратегии, стили поведения в семейных конфликтах - ОК-1,7,8 ПК-1,9,10 Доклад
Социометрические техники работы с семьей - ОК-7,8,9 ПК-1,9,10 Тестирование
Итоговая аттестация - Форма итоговой аттестации: ЗАЧЕТ
Итого - Всего зачетных единиц: 6

4.2. Тематическое содержание дисциплины

Раздел 1. Внутрисемейные отношения

Позитивность и негативность в семейных отношениях. Сотрудничество, паритет, соревнование, конкуренция в семейных отношениях. Попустительский, авторитарный, демократический стиль семейных отношений. Специфика внутрисемейных личностных взаимодействий. Характеристики счастливых и несчастливых семей. Понятие конфликтных, кризисных и проблемных семей. Критерии устойчивости семьи. Основные потребности мужчин и женщин в браке. Внешние объективные и субъективные факторы устойчивости семьи. Внутренние субъективные источники стабильности семьи. Определение семейного конфликта. Типология основных семейных конфликтов: позитивные и негативные, конструктивные или деструктивные конфликты. Дифференциация конфликтов по семейно-ролевому основанию. Критерии зрелых и проблемных семей. Основные пути и стратегии разрешения конфликтов.

Наши рекомендации