Краткое резюме по материалам альтернативного подхода
Итак, вся совокупность представленных в этом параграфе данных позволяет следующим образом взглянуть на природу феномена ролевой дифференциации лидерства. В основе его возникновения лежит специфика групповой деятельности, представленной разнообразием решаемых группой задач. Именно деятельность осуществляет своего рода двойную детерминацию структурно-ролевой дифференциации лидерства:
• посредством деятельностно-ролевых нормативов задает разные роли и структуры лидерства;
• отбирает релевантные с точки зрения своей реализации личностные переменные, в свою очередь влияющие на ранговую организацию лидерских структур.
Перспективы дальнейших исследований.Представленными в этой главе данными, в том числе и зарубежных авторов, изучение феномена ролевой дифференциации лидерства, разумеется, не исчерпывается. В каком же направлении возможен дальнейший научный поиск?
Как бы отвечая на этот вопрос, П. Берк [Вигке, 1972] еще более трех десятилетий назад писал о том, что при последующем исследовании феномена ролевой дифференциации необходимо обратить внимание на переменные трех типов:
• структурные и контекстуальные переменные (согласно П. Берку, это - объем группы, природа задач, характер вознаграждений за участие в групповой деятельности);
• переменные, связанные с особенностями личности и происхождением индивидов (к ним ученый отнес установки в отношении авторитаризма, принадлежность к социальному классу, уровень мотивации достижения);
• интерперсональные или композиционные переменные (в качестве таковых названы: композиция группы по фактору пола, степень знакомства членов группы друг с другом, совместимость или сходство в социальных ценностях)5.
Основываясь на результатах собственных исследований, я бы дополнил в общем-то остающуюся до сих пор нереализованной программу П. Берка еще одним, прикладным по своей сути, штрихом. Речь идет о целесообразности выяснения в дальнейшем таких существенных для нормальной жизнедеятельности социальной группы моментов, как:
• обусловленность структуры группового лидерства организационным контекстом;
• степень оптимальности дифференциации двух основных лидерских структур;
• мера оптимального дополнения лидерскими ролями друг друга;
• характер взаимосвязи между степенью дифференциации лидерства (имеется в виду глубина дифференциации лидерских ролей и структур) и эффективностью группового функционирования.
В отношении последнего из перечисленных моментов по опыту работы с разнообразными естественными группами замечу, что низкие позиции инструментального и экспрессивного лидеров в структурах соответственно экспрессивного и инструментального лидерства, равно как и сильное несовпадение самих структур могут неблагоприятно отразиться на психологическом состоянии группы, привести к возникновению в ней противостоящих группировок и в конечном счете значитель» но снизить ее эффективность. Группа с подобного рода структурными особенностями трудноуправляема, особенно в экстремальные моменты своей жизни. Приведу реальный жизненный пример.
Жизненная иллюстрация. Ряд лет назад одна из столичных юношеских баскетбольных команд претендовала на высокое место в чемпионате страны. Однако в итоге она не попала даже в финальную группу. В качестве главной причины неудачи команды тренер называл «всякие группировочки», заявившие о себе в коллективе именно в период ответственных встреч. Сразу же по окончании соревнований было проведено ранжирование членов команды. Оно обнаружило «ножницы» между позициями инструментального и экспрессивного лидеров в противоположных лидерских структурах, а также близкие к нулевым корреляции между этими структурами в целом.
Приведенным примером завершается обсуждение структурного аспекта лидерства. Перейдем далее к содержательным, имея в виду механизмы, характеристикам рассматриваемого феномена.
КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ
Ролевая дифференциация лидерства Инструментальное лидерство Инструментальный лидер Экспрессивное лидерство Экспрессивный лидер
Детерминанты ролевой дифференциации лидерства
Вопросы и задания к практическим занятиям
1.Кто из ученых впервые описал феномен ролевой дифференциации лидерства? Какие роли были при этом выделены?
2. Опишите структуру лидерства в какой-либо известной вам естественной малой группе.
3. Какие объяснительные схемы можно использовать для анализа причин ролевой дифференциации лидерства?
4. Составьте возможный перечень детерминантов ролевой дифференциации лидерства в естественной малой группе.
5. Как методически можно исследовать феномен ролевой дифференциации лидерства?
6. Почему при проведении прикладных исследований необходимо рассматривать лидерство как сложный структурный феномен, не сводя анализ к одной-единственной лидерской роли, так сказать, роли лидера вообще?