Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Основная литература:

1. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию. – М., 2008.

2. Зимняя, И.А. Педагогическая психология. - М., 2003.

3. Столяренко, Л.Д. Психология: учебник для вузов.- СПб., 2004.

Дополнительная литература:

  1. Ананьев, Б.Г. Психология педагогической оценки. Избр.психол. труды. Т.2. – М., 1980.
  2. Асмолов, А.Г. Психология личности. - М.,1990.
  3. Бодалёв, А.А. Психология общения. – М., 2002.
  4. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности. Избр. психол.труды. – М., 1995.
  5. Большой психологический словарь/под ред. Б.Г.Мещерякова, В.П. Зинченко. – СПб., 2006.
  6. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия для студентов высших педагогических учебных заведений / Сост. Дубровина И.В., Прихожан А.М., Зацепин В.В. - М., 2001.
  7. Возрастная и педагогическая психология/ Вступ. ст. В.В.Давыдова, М.Шуаре, - М., 1992.
  8. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для педагогических институтов / В.В.Давыдов, Т.В.Драгунова, Л.Б.Ительсон и др.; Под ред. А.В.Петровского. – М., 1979.
  9. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб., 1997.
  10. Выготский, Л.С. Мышление и речь. // Собр. соч. – М., 1982. – Т.2.
  11. Выготский, Л.С. Психология. – М., 2000.
  12. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология / М.В.Гамезо, Е.А.Петрова, Л.М. Орлова. – М., 2003.
  13. Дубровина, И.В., Данилова, Е.Е., Прихожан, А.М. Психология. – М, 2006.
  14. Жеребцов, С.Н., Социальная психология развития личности / С.Н.Жеребцов, Я.Л.Коломинский. - Минск, 2009.
  15. Зинченко, В.П. Психологическая педагогика. – Самара, 1998.
  16. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб, 2001.
  17. Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений. – СПб., 2010.
  18. Ильичева, И.М. Психология воли. – Коломна, 2000.
  19. Колеченко, А.К. Энциклопедия педагогических технологий. – СПб, 2001.
  20. Кон, И.С. Ребенок и общество: (Историко-этнографическая перспектива). - М., 1988.
  21. Майерс, Д. Социальная психология.- СПб., 2007.
  22. Межличностное общение. Хрестоматия. – СПб., 2001.
  23. Мотивация учения и её воспитание у школьников. – М., 1983.
  24. Немов, Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн. 1, 2. – М., 1998.
  25. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология. М., 2001.
  26. Психология индивидуальных различий. Тексты. / Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Я. - М.,1982.
  27. Психология личности в трудах отечественных психологов. – СПб., 2001,
  28. Психология личности. Тексты. / Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Пузырея А.А. - М.,1982.
  29. Психология эмоций. Тексты. / Под ред. Вилюнаса В.К., Гиппенрейтер Ю.Б. -М.,1984.
  30. Психология: учебник для гуманитарных вузов/ Под ред. В.Н. Дружинина. – СПб., 2001.
  31. Реан, А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб, 1999.
  32. Соколова, Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии (Хрестоматия с комментариями по курсу «Введение в психологию»). - М.,1994.
  33. Степанова, Е.И. Психология взрослых людей – основы акмеологии. – СПб, 1995.
  34. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология. – Ростов н/Д., 2004.
  35. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология. – М., 2001.
  36. Хрестоматия по вниманию. / Под ред. Леонтьева А.Н., Романова В.Я., Пузырея А.А. - М.,1976.
  37. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии: Работы советских психологов периода 1946-1980гг.: Хрестоматия/ Под ред. И.Ильясов, В.Ляудис. – М., 1981.
  38. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. / Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Петухова В.В. - М.,1981.
  39. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. / Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Я. М.,1979.
  40. Хрестоматия по ощущению и восприятию. / Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Михалевской М.Б. - М.,1983.
  41. Хрестоматия по педагогической психологии. Учебное пособие для студентов: Сост. и вступ. очерки А.Красило и А Новгородцевой. – М., 1995.
  42. Хьелл, Л., Зиглер, Д. Теории личности. - СПб: Питер, 1997.
  43. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды: Проблемы возрастной и педагогической психологии.- М., 1995.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

МОДУЛЬ I «ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ С ПРАКТИКУМОМ ПО САМОПОЗНАНИЮ И САМОРАЗВИТИЮ»

Практикум №1. Методы психологии

Вопросы для обсуждения

  1. Проблема соотношения предмета и метода психологии. Методологические принципы психологической науки.
  2. Общая характеристика методов психологии. В чем заключаются достоинства и недостатки каждого метода психологического исследования?
  3. Метод и методика исследования. Каковы различия этих двух понятий?
  4. Прочитайте описание эксперимента по подчинению авторитету Стенли Милгрэма. Сформулируйте ряд вопросов, которые вы бы хотели задать исследователю.
  5. Как вы думаете, могут ли существовать этические ограничения на распространение некоторых данных психологических исследований?
  6. Какие методы психологии возможно использовать в процессе педагогической деятельности?

Задания для самостоятельной работы

Подготовьте письменные ответы на следующие вопросы:

1. В чем заключаются различия между житейским и научным знанием? Каковы, на ваш взгляд, отличия психологии житейской и психологии научной? Приведите примеры устоявшихся житейских «психологических» убеждений.

2. Отрасли современной психологической науки?

3. В каких сферах общественной жизни сегодня не обойтись без психологических знаний?

4. Какое место психология занимает или может занять в вашей жизни? Опишите те области собственной жизнедеятельности, где могут найти применение получаемые вами психологические знания.

Рекомендованная литература

Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию. – М., 1998, с. 22-88.

Годфруа, Ж. Что такое психология В 2-х т. – М., 1994, т.1, с.101-126.

Майерс, Д. Социальная психология. – СПб., 1997, с.278-285.

Практикум №2. Основные этапы развития представлений о предмете психологии

Вопросы для обсуждения

1. Развитие психологии в рамках философии. Материалистические и идеалистические направления изучения психики в истории психологии.

2. Психология как наука о поведении. Бихевиоризм о предмете психологии.

3. Вклад психоанализа в развитие представлений о психике человека.

4. Гуманистическая психология.

5. Отечественная психология.

Наши рекомендации