Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Основная литература:
1. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию. – М., 2008.
2. Зимняя, И.А. Педагогическая психология. - М., 2003.
3. Столяренко, Л.Д. Психология: учебник для вузов.- СПб., 2004.
Дополнительная литература:
- Ананьев, Б.Г. Психология педагогической оценки. Избр.психол. труды. Т.2. – М., 1980.
- Асмолов, А.Г. Психология личности. - М.,1990.
- Бодалёв, А.А. Психология общения. – М., 2002.
- Божович, Л.И. Проблемы формирования личности. Избр. психол.труды. – М., 1995.
- Большой психологический словарь/под ред. Б.Г.Мещерякова, В.П. Зинченко. – СПб., 2006.
- Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия для студентов высших педагогических учебных заведений / Сост. Дубровина И.В., Прихожан А.М., Зацепин В.В. - М., 2001.
- Возрастная и педагогическая психология/ Вступ. ст. В.В.Давыдова, М.Шуаре, - М., 1992.
- Возрастная и педагогическая психология: Учебник для педагогических институтов / В.В.Давыдов, Т.В.Драгунова, Л.Б.Ительсон и др.; Под ред. А.В.Петровского. – М., 1979.
- Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб., 1997.
- Выготский, Л.С. Мышление и речь. // Собр. соч. – М., 1982. – Т.2.
- Выготский, Л.С. Психология. – М., 2000.
- Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология / М.В.Гамезо, Е.А.Петрова, Л.М. Орлова. – М., 2003.
- Дубровина, И.В., Данилова, Е.Е., Прихожан, А.М. Психология. – М, 2006.
- Жеребцов, С.Н., Социальная психология развития личности / С.Н.Жеребцов, Я.Л.Коломинский. - Минск, 2009.
- Зинченко, В.П. Психологическая педагогика. – Самара, 1998.
- Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб, 2001.
- Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений. – СПб., 2010.
- Ильичева, И.М. Психология воли. – Коломна, 2000.
- Колеченко, А.К. Энциклопедия педагогических технологий. – СПб, 2001.
- Кон, И.С. Ребенок и общество: (Историко-этнографическая перспектива). - М., 1988.
- Майерс, Д. Социальная психология.- СПб., 2007.
- Межличностное общение. Хрестоматия. – СПб., 2001.
- Мотивация учения и её воспитание у школьников. – М., 1983.
- Немов, Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн. 1, 2. – М., 1998.
- Обухова, Л.Ф. Возрастная психология. М., 2001.
- Психология индивидуальных различий. Тексты. / Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Я. - М.,1982.
- Психология личности в трудах отечественных психологов. – СПб., 2001,
- Психология личности. Тексты. / Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Пузырея А.А. - М.,1982.
- Психология эмоций. Тексты. / Под ред. Вилюнаса В.К., Гиппенрейтер Ю.Б. -М.,1984.
- Психология: учебник для гуманитарных вузов/ Под ред. В.Н. Дружинина. – СПб., 2001.
- Реан, А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб, 1999.
- Соколова, Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии (Хрестоматия с комментариями по курсу «Введение в психологию»). - М.,1994.
- Степанова, Е.И. Психология взрослых людей – основы акмеологии. – СПб, 1995.
- Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология. – Ростов н/Д., 2004.
- Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология. – М., 2001.
- Хрестоматия по вниманию. / Под ред. Леонтьева А.Н., Романова В.Я., Пузырея А.А. - М.,1976.
- Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии: Работы советских психологов периода 1946-1980гг.: Хрестоматия/ Под ред. И.Ильясов, В.Ляудис. – М., 1981.
- Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. / Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Петухова В.В. - М.,1981.
- Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. / Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Я. М.,1979.
- Хрестоматия по ощущению и восприятию. / Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Михалевской М.Б. - М.,1983.
- Хрестоматия по педагогической психологии. Учебное пособие для студентов: Сост. и вступ. очерки А.Красило и А Новгородцевой. – М., 1995.
- Хьелл, Л., Зиглер, Д. Теории личности. - СПб: Питер, 1997.
- Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды: Проблемы возрастной и педагогической психологии.- М., 1995.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ
МОДУЛЬ I «ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ С ПРАКТИКУМОМ ПО САМОПОЗНАНИЮ И САМОРАЗВИТИЮ»
Практикум №1. Методы психологии
Вопросы для обсуждения
- Проблема соотношения предмета и метода психологии. Методологические принципы психологической науки.
- Общая характеристика методов психологии. В чем заключаются достоинства и недостатки каждого метода психологического исследования?
- Метод и методика исследования. Каковы различия этих двух понятий?
- Прочитайте описание эксперимента по подчинению авторитету Стенли Милгрэма. Сформулируйте ряд вопросов, которые вы бы хотели задать исследователю.
- Как вы думаете, могут ли существовать этические ограничения на распространение некоторых данных психологических исследований?
- Какие методы психологии возможно использовать в процессе педагогической деятельности?
Задания для самостоятельной работы
Подготовьте письменные ответы на следующие вопросы:
1. В чем заключаются различия между житейским и научным знанием? Каковы, на ваш взгляд, отличия психологии житейской и психологии научной? Приведите примеры устоявшихся житейских «психологических» убеждений.
2. Отрасли современной психологической науки?
3. В каких сферах общественной жизни сегодня не обойтись без психологических знаний?
4. Какое место психология занимает или может занять в вашей жизни? Опишите те области собственной жизнедеятельности, где могут найти применение получаемые вами психологические знания.
Рекомендованная литература
Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию. – М., 1998, с. 22-88.
Годфруа, Ж. Что такое психология В 2-х т. – М., 1994, т.1, с.101-126.
Майерс, Д. Социальная психология. – СПб., 1997, с.278-285.
Практикум №2. Основные этапы развития представлений о предмете психологии
Вопросы для обсуждения
1. Развитие психологии в рамках философии. Материалистические и идеалистические направления изучения психики в истории психологии.
2. Психология как наука о поведении. Бихевиоризм о предмете психологии.
3. Вклад психоанализа в развитие представлений о психике человека.
4. Гуманистическая психология.
5. Отечественная психология.